Политика бездумного роста соц обязанностей правительства доведет страну до ручки

Политика бездумного роста социальных обязательств правительства доведет страну до ручки

Наша родина может столкнуться с долговым кризисом, схожим греческому, если она не уменьшит муниципальные расходы, заявил экономист столичного кабинета Глобального банка Сергей Улатов. Правда, по его прогнозам, это случится не ранее 2030 года.

Если бездумная политика наращивания госрасходов не поменяется, то уровень задолженности Рф станет непосильным, как у Греции, заявил Улатов в собственном интервью журнальчику Euromoney на форуме по рынкам капиталов Рф и СНГ, который проходил в Лондоне. «Сейчас Рф сначала помогают цены на нефть, а не благоразумная финансовая политика правительства», — приводит слова Улатова агентство Bloomberg. Но, даже если нефть удержится на сегодняшнем безубыточном уровне в 115 баксов за баррель, уже к 2015 году Наша родина не сумеет покрывать часть расходов, к примеру, восполнить недостаток Пенсионного фонда, считает Улатов.

На прошедшей неделе министр денег Алексей Кудрин призвал правительство ограничить годичный рост расходов 4%, чтоб «стабилизировать муниципальные деньги и избежать муниципального патернализма в управлении экономикой». Но это уже далековато не 1-ое заявление об ограничении роста госрасходов. «Собака лает – ветер носит», а расходы продолжают расти. Вобщем, до 2030 года еще длительно – у нас в Рф так далековато никто не планирует…

Доходы минус нефть

В собственном заявлении Глобальный банк подтвердил, что Наша родина — наикрупнейший экспортер энергоэлементов, в этом году и последующем, возможно, будет иметь денежные избытки и активное сальдо по текущим операциям, благодаря высочайшим нефтяным ценам. «Россия на данный момент не сталкивается с неувязкой денежной стойкости, потому что у нее небольшой госдолг, и она обладает денежными резервами на сумму выше 520 миллиардов. баксов. Все же, не нефтяной экономный недостаток, который имеет огромное значение для длительной денежной стойкости Рф, как и раньше велик, говорится в заявлении ВБ.

— Дело в том, что в составе поступлений бюджета отдельной строчкой выделяются нефтегазовые доходы, которые состоят из экспортной пошлины и налога на добычу нужных ископаемых, — объяснил «СП» старший научный сотрудник Института развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. — Они стопроцентно зависят от глобальных цен на нефть, и если нефть свалится, то недостаток бюджета будет еще больше, чем на данный момент. Но я думаю, что сопоставление Рф и Греции — это собственного рода «страшилка». Естественно, на теоретическом уровне так может быть, но если проводить благоразумную политику, такая ситуация маловероятна.

Во-1-х, муниципальный долг Рф еще пока очень небольшой, он еще меньше, чем у европейских государств. Все же, нам необходимо отрешиться от искушения наращивания госрасходов, в особенности расходов федерального бюджета, за счет конъюнктурных поступлений от нефтегазового сектора. На данный момент соотношение расходов бюджета и ВВП значительно вырастает: в 2007 году оно было равно 18%, а в прошедшем году подросло уже до 22%. Но конъюнктура мирового рынка в хоть какой момент может поменяться – для этого есть много предпосылок, и правительству будет нечем оплачивать заявленные расходы на увеличение пенсий и пособий.

Тогда придется либо сокращать расходы, либо занимать средства на наружном рынке. На данный момент наружный госдолг составляет 11% ВВП, что полностью вписывается в нормы, определенные Маастрихтским соглашением государств. Но, вероятнее всего, Наша родина не станет занимать средства на мировом рынке и увеличивать наружный долг, а пойдет по пути плавного сокращения госрасходов. Расходы будут сокращаться за счет отказа от набранных за эти годы соцобязательств, что, естественно, будет иметь нехорошие социальные последствия.

Так что, я полностью согласен, что правительству необходимо вести благоразумную экономную политику и не увеличивать обязательства перед пенсионерами, бюджетниками за счет текущей конъюнктуры, так как это очень небезопасно, — считает эксперт.

Вобщем, к тому времени и думские, и президентские выборы уже пройдут, и об обязанностях народу можно бу
дет запамятовать как минимум на три года. «Мавр сделал свое дело»…

Пирамида из евробондов

А вот еще одна страшилка. Совокупный наружный долг Рф – муниципальный и корпоративный, в 2050 году достигнет 585 % ВВП, если она не проведет структурные реформы, считают аналитики агентства Standard & Poor’s. По их воззрению, он вырастет в 10-ки раз и достигнет уровня, по сопоставлению с которым сегодняшний долг Греции либо даже США будет казаться не очень огромным.

По данным Интернациональной организации кредиторов (WOC), наружный долг Рф в 2010 году достигнул 480,2 миллиардов. баксов, и составил 32,5 % ВВП страны. По сопоставлению с «коллегами» из БРИК, у Рф наибольшая величина наружного долга и его дела к ВВП. Хотя, по воззрению профессионалов WOC, этот негатив малость нивелируется за счет запасного покрытия наружного долга. Дело в том, что международные резервы Рф по собственной величине – третьи в мире, их размер добивается 522 миллиардов. баксов, и на сто процентов покрывает объем наружных долгов. Ни Бразилия, ни Индия таким достижением повытрепываться не могут.

Да, муниципальный долг Рф в общем объеме наружного долга невелик. Посреди апреля прошедшего года Наша родина в первый раз после муниципального дефолта 1998 года вышла на наружный рынок заимствований. Минфин выпустил евробонды на общую сумму 5,5 миллиардов. баксов, сроком на 5 и 10 лет. Целью выпуска стало финансирование недостатка бюджета после денежного кризиса. В конечном итоге размер госдолга страны, с учетом остатка по прежним заимствованиям, составил около 40 миллиардов. баксов.

Но корпоративный наружный долг Рф повсевременно вырастает, при всем этом около 20 % приходится на долю муниципальных компаний — «Газпрома», «Роснефти» и госбанка ВТБ. В пятерку огромнейших русских должников также вошли муниципальные «Российские стальные дороги» и Россельхозбанк. В рейтинге больших корпоративных должников Рф, который составил Deutsche Bank, госкомпании занимают восемь позиций из пятнадцати, посреди их «Транснефть», «Газпром нефть» и ВЭБ. В рейтинге также находятся личные компании ЛУКОЙЛ, Evraz Group, «Русал», «Вымпелком», «Северсталь» и Nord Stream.

Практически в протяжении последнего десятилетия происходит перераспределение наружного госдолга страны от страны к муниципальным и личным компаниям и банкам. По инфы замминистра денег Дмитрия Панкина, сначала 2006 года наружный долг госкомпаний составлял 68,7 миллиардов. баксов, к октябрю кризисного 2009 года он достигнул 148,4 миллиардов. баксов, а сейчас задолженности госкомпаний составляют третья часть от всего наружного долга страны.

По воззрению ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Александра Потемкина, рост наружного корпоративного долга является одним из важных характеристик, плохо влияющих на развитие экономики страны. Например, в 1998-1999 годах объем наружного корпоративного долга не превосходил 30 миллиардов. баксов, и это позволило экономике стремительно оправиться от кризиса после дефолта. Но позже он стал стремительно возрастать, и уже в 2007 году превысил уровень 1999 года в 13 раз и достигнул 400 миллиардов. баксов.

По словам Потемкина, в текущее время сложилась ситуация, при которой целый ряд русских муниципальных и личных компаний по объему собственных забугорных долгов превысил пороговые значения экономической безопасности, разработанные Маастрихтским соглашением. А ведь кроме долгов перед нерезидентами, те же компании имеют и большие долги перед русскими банками.

В прежние годы в структуре наружных займов Рф доминировали муниципальные ценные бумаги, на данный момент выше 70 % приходится на корпоративные еврооблигации. Меж тем, долги по корпоративным обязанностям наименее надежны, чем муниципальные, потому что котировки евробондов в последние годы испытывают значительные перепады. По словам Потемкина, особенная опасность состоит в том, что в текущее время происходит насыщенное строительство пирамиды корпоративных еврооблигаций. Сейчас она значительно выше пирамиды ГКО перед дефолтом 1998 года, при всем этом выше 50 % корпоративных еврооблигаций приходится на муниципальные компании и банки. Другой угрозой является чрезвычайно высочайшая концентрация корпоративных еврооблигационных займов: на 15 огромнейших заемщиков приходится около 71 % всего объема корпоративных еврооблигаций. А ресурсная база для погашения займов после денежного кризиса необыкновенно мала.

Правительство Рф уже занялось мониторингом задолженности госкомпаний. Цент

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,895 сек. | 11.72 МБ