
В 1807 году по Тильзитскому миру меж Россией и Францией из польских земель, которые отошли во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой к Пруссии, было образовано Величавое Герцогство Варшавское. Герцогство находилось под протекторатом Франции, его главой был повелитель Саксонии Фридрих Август III. Это был плацдарм Французской империи в Восточной Европе, при помощи которого французский правитель мог оказывать давление на Пруссию, Австрию и Россию. Наполеон сам утвердил Конституцию Герцогства, она утверждала правительство, Муниципальный совет, двухпалатный парламент из палаты депутатов и сената и независящие суды. В 1808 году в стране был введён т. н. Кодекс Наполеона – французский кодекс штатского права, который был разработан группой юристов во время правления первого консула Французской республики (потом правителя) Наполеона Бонапарта. В Герцогстве отменили крепостное право, фермеры получили личную свободу, но земля осталась во владении помещиков.
В 1808 году французский правитель заключил с Варшавой контракт, согласно которому Герцогство обязалось содержать 30 тыс. армию, из её состава 8 тыс. отряд отчаливал для войны в Испании. Не считая того, в течение трёх лет правительство должно было выплатить 20 млн. франков. В войне Франции с Австрией 1809 года Варшава была союзником французов. Сначало польская армия действовала безуспешно, отдав Варшаву. Но скоро перебежала в пришествие и захватила Пулавы, Люблин, Сандомир, Замосць, Львов, Радом и Краков. Австрия потерпела поражение в войне с Французской империей и территория Герцогства была увеличена с 103 тыс. км² (число обитателей — 2,6 млн. чел.) до 155 тыс. км² (4,3 млн. человек). В состав страны вошли польские местности, утраченные во время Третьего раздела Речи Посполитой, с Краковом, Люблином, Радомом и Сандомиром.
Дела наполеоновской Франции и Польши до 1807 года
Нужно сказать, что Наполеон начал использовать польский вопрос в собственных целях ещё за длительное время до 1807 года. Ещё после взятия войсками Александра Суворова Варшавы несколько тыщ поляков, в главном из дворян, эмигрировали во Францию. В конце 1796 года фавориты польских эмигрантов сделали предложение Директории сформировать особенный польский корпус. Директория отдала согласие и поручила Наполеону, который находился в Италии, включить польские подразделения в состав Цизальпинской армии. В 1797 году было сотворено два польско-итальянских легиона общей численностью до 15 тыс. боец. Командовал легионами генерал Ян Домбровский. Генерал начинал военную службу в саксонской армии. Был участником восстания Тадеуша Костюшко 1794 года, после его поражения бежал во Францию. Эти части имели польское обмундирование с французскими кокардами. На знаменах была надпись — «Свободные люди — братья».
В 1798 году польские легионы участвовали в военных действиях против Папской области и Неаполитанского царства. Во время войны 2-ой антифранцузской коалиции польские части участвовали в боевых действиях в Италии против русско-австрийских сил. Причём, поляки первого легиона снова столкнулись с Суворовым в схватках при Треббии и Нови, их часть понесла огромные утраты. 2-ой легион участвовал в обороне осаждённой австрийцами Мантуи и растерял при всем этом 700 человек (к тому же попал в плен). Потому Наполеон в конце 1799 года поручил генералу Домбровскому сформировать два новых польских легиона — Ломбардский и Дунайский (в их было семь батальонов пехоты, один артиллерийский батальон и отряд улан). Ломбардский легион действовал в Италии, а Дунайский поступил в число сил Нижнерейнского союза, где и отличился в ряде схваток (при Борнгейме, Оффенбахе и Гогенлиндене). Оба легиона снова были обескровлены, но их остатки, собранные в Милане и Мантуе, были доукомплектованы польскими добровольцами.
В 1802 году Париж подписал Амьенский мирный контракт с Британией. Согласно этому договору, польские части было надо расформировать. Часть легионеров была выслана в колонию Сан-Доминго (Гаити), где большая часть погибло от заболеваний и в схватках восставшими рабами. Другая часть польских добровольцев вступила в гвардию неаполитанского короля, а другие были распределены меж разными полками французско
й армии.
Во время войны с IV антифранцузской коалиции французский правитель сделал два северных легиона (численностью в 8 тыс. человек) под командованием генералов Зайончека и Володкевича. Французские войска в польских землях встречались с ликованием как истинные избавители. В Варшаве и Познани воздвигли триумфальные арки в честь Наполеона Бонапарта. Опять появились запрещённые прусскими властями польские национальные костюмчики, эмблемы и национальные флаги. После тяжеленной битвы с российской армией под Пултуском (14 (26) декабря 1806 года), которая закончилась вничью, обозленный Наполеон возвратился в Варшаву. На одной из почтовых станций к нему привели прекрасную золотоволосую даму, которая обратилась к Наполеону на чистом французском языке: «Добро пожаловать! Тыщу раз добро пожаловать в нашу страну! Ничто не может выразить ни чувства восхищения, которое мы к для вас питаем, ни радости, которую мы испытываем, видя вас вступившим на землю нашего отечества, ожидающего вас, чтоб подняться». Спектакль был разыгран отлично, как и встреча Гришки Отрепьева с Мариной Мнишек три столетия вспять. Наполеон был сам хорошим актером, но на эту приманку не мог не клюнуть. В итоге девятнадцатилетняя супруга престарелого графа Валевского стала на пару лет любовницей Наполеона. Поляки смотрели на Наполеона с большой надеждой.
Создание Герцогства Варшавского вызвало экстаз поляков. Они считали, что это только начало. К тому же, саксонский повелитель Фридрих Август III, который стал главой Герцогства Варшавского, был должен занять польский трон ещё в конце 18 столетия. Такое решение было легализовано ещё польской Конституции от 3 мая 1791 года — она заменила выборную монархию на наследную с сударем из дома князей саксонских. Правда, удовлетворенность была недолгой, скоро шляхте захотелось границ 1772 года, либо даже начала XVII века. Герцогство стало «больной мозолью» в отношениях меж Французской и Русской империей и в конечном итоге стало одной из обстоятельств войны 1812 года.

Ян Ге́нрик Домбро́вский (2 августа 1755 — 6 июня 1818).
Подготовка к войне с Россией
Готовясь к войне с Россией, французский правитель преобразовал Герцогство в собственный плацдарм. Польская шляхта, мечтая о «Великой Польше», оказывала всестороннюю поддержку. На польские средства строились укрепления, создавались продовольственные базы. Польскую армию довели до 60 тыщ, потом до 85 тыс. К войне 1812 года Герцогство выставило 100 тыс. войско.
Польский вопрос очень портил дела 2-ух царей. Российское правительство было против признания за Герцогством прав на земли в границах 1772 года. Это означало отторжение от Рф значимых территорий Белоснежной Руси, Литвы и Украины. Потому Наполеон избегал именовать Герцогство Варшавское польским государством и убеждал Петербург, что не собирается восстанавливать Польшу. В тоже время Герцогство использовалось для того, чтоб обострить дела меж державами. Так, военный министр Герцогства Варшавского Юзеф Понятовский распространял в Париже слухи, что Наша родина собирается захватить польские земли и для этого сосредоточила на западных границах империи огромные силы.
Российское правительство предложила Наполеону заключить конвенцию по польской дилемме, в какой Париж был должен официально признать, что «Польское царство никогда не будет восстановлено». 23 декабря 1809 года (4 января 1810 г.) французский засол Коленкур и глава МИД Рф граф Румянцев подписали в Петербурге соглашение по польскому вопросу. Французская сторона соглашалась никогда не восстанавливать Польшу и не содействовать этому. Не считая того, Варшавское герцогство, сделанное французами в 1807 году за счёт земель Пруссии и расширенное в 1809 году при помощи территорий Австрии, не могло больше возрастать. Александр ратифицировал контракт сходу, а Наполеон отказался это сделать.
Деяния Наполеона ещё более укрепили надежды польской шляхты на «Великую Польшу». Потому план Адама Чарторыйского, который он выдвинул ещё до сотворения Герцогства, о восстановлении Польского царства во главе с русским царем был принят шляхтой холодно. Александр был в принципе не против этой идеи: он соглашался дать полякам Конституцию, собственное правительство, армию, в