Польский миф в антирусской пропаганде

Польский миф в антирусской пропагандеСейчас одна из первоочередных задач антирусской пропаганды на территориях западнее Смоленска – перевоплотить 150-летие польского бунта 1863 года в знак польско-литовско-белорусского единения на базе русофобии. Собственного рода идейный жупел, который должен послужить отождествлению сегодняшней Рф с «проклятым царизмом». При этом не столько в пропольском, сколько в антироссийском ключе. Делается это по-иезуитски, с соответствующими недоговорками и замалчиванием правды о событиях, которые даже современники назвали «кровавым пшиком»…

Литва. В мае этого года литовский Сейм объявил 2013-й Годом восстания 1863 года против Русской империи. Планируется выпуск юбилейной монеты, почтовой марки, документального кинофильма, ознакомительных телепрограмм и т.д. В официальном заявлении указывается, что «Январское восстание связало воедино судьбы трёх народов – поляков, белорусов и литовцев и этим показало им направление развития…». «Необходимо лелеять память о восстании», — заявил зачинатель этой идеи глава МИД Литвы Аудрониус Ажубалис на открытии памятной доски о событиях 1863 года в вильнюсском Музее прикладного искусства.

Подобные заявления свидетельствуют не о лелеемой памяти, а об исторической амнезии властей Литвы. Национальное становление литовцев стало вероятным только благодаря усмирению взбунтовавшейся в январе 1863 года польской шляхты. А не напротив. Этот факт признавало и правительство США, расценившее бунт как попытку аристократов вернуть крепостное право и стопроцентно поддержавшее тогда власти Рф.

Формированию литовской интеллигенции и государственного самосознания содействовали: 1) ходатайство генерал-губернатора Северо-Западного края М.Н.Муравьева-Виленского, которому тогдашние либералы в качестве благодарности наклеили ярлычек «вешателя», 2) содействие российской интеллигенции, при помощи которой многие «младолитовцы» стали известными деятелями литовской культуры и искусства (к примеру, М.Чюрлёнис, сначала не знавший ни слова на «родном языке» и получивший художественное образование и мировую известность в Петербурге).

25 августа 1866 года вышел Указ Александра II, гарантировавший литовскому языку (тогда его окрестили жмудским) официальный статус в школах Сувалкской и иных т.н. литовских территорий. Цель — вывести местное население из-под воздействия польщизны. Сначала, было налажено изначальное образование деток фермеров. На всей местности начали работу школы с обучением на литовском языке. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, неизменный учительский семинар в Вейверах. Был также учреждён ряд стипендий в русских институтах, предназначенных специально для малышей фермеров из литовских губерний.

Сразу с этим многие юные люди из богатых семей, включая Й.Басанавичюса, А.Сметону и других будущих основоположников литовского страны, направились за образованием в Университеты Русской империи. Учился в Столичном институте и создатель «Грамматики литовского языка» Й.Яблонскис. Этот язык был в первый раз нормирован им при помощи доктора Пермского института К.Буга в 1901 году, благодаря введению необычного, основанного на латинице алфавита. Написанные на нем книжки начали выходить в свет с 1904 года. Ранее печатные издания на литовском языке (который на местах, в глубинке, культивировали католические священники, к примеру, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас) выходили на кириллице.

Так что конкретно поражение в 1865 году польских мятежников отдало и политический, и культурный импульс формированию современной литовской цивилизации.

Белоруссия. Прямо за литовцами белорусские прозападные «оппозиционеры» сделали 22 июня с.г. в Минске «оргкомитет по празднованию Года Калиновского». По их воззрению, «при соответственной работе Калиновский может стать брендом Беларуси, как белорусский Че Гевара», а «Год Калиновского может стать международным». Фигура героя выбрана подходящая: на психическом уровне больной юноша, уроженец Польши, который после неудачной (из-за заболевания) пробы устроить карьеру в Министерстве муниципальных имуществ Русской империи очертя голову ринулся «делать революцию» в надежде стать «королем Литвы». И сделал своим лозунгом слова «пол
ьское дело это наше дело, это дело свободы».

Планов у белорусских комитетчиков громадьё: проведение конференций, издание сборника документов, проведение художественных выставок, пленэров, конкурсов картин и литературных произведений юных создателей и т.д. и т.п. Как говорится, только бы спонсоры за рубежом и во власти выделяли пьенёндзы. Устроители убеждены: «Год Калиновского дозволит нам отыскать точки сотрудничества. Если мы не сможем условиться с властью по политическим моментам, то сможем по культурным». Это не беспочвенное утверждение. Для Министерства культуры, которое сейчас возглавляют очень неравнодушные ко всему польскому бюрократы, бюджетом РБ на 2013 предвидено в 5 раз больше средств, чем для Министерства индустрии (980 и 193 млрд, соответственно)!

Мероприятия начались осенью 2012 года (планируется, что они будут проводиться и в течение всего 2013 года) с праздничных чтений в Гродно, посвященных 150-летию выпуска первого номера «Мужыцкай праўды», которая печаталась латинскими знаками типо на «гродненском диалекте белорусского языка» в Польше и Вильнюсе. О том, что во всех 7 номерах этого издания нет ни 1-го упоминания Белоруссии, белорусов, литвинов либо хотя бы однокоренных слов, зато о поляках говорится чуть не в каждом столбце, устроители робко умолчали.

Так же как умалчивают они о том, что заставляя фермеров подписывать бумагу о поддержке восстания, «паны Халявские» вешали либо вырезали тех, кто отрешался это делать. Часто совместно с семьями. Даже с учетом этого белорусских мужчин в бунте «участвовало» наименее 20%. Калиновский в связи с этим заявлял: «Топор инсургента не должен останавливаться даже над колыбелькой младенца»! Слова не расползались с делом. Польскими «кинжальщиками» (убивали и верных присяге собственных же соотечественников-поляков, ударом в спину) было уничтожено приблизительно в 20 раз больше людей (в общей трудности – выше 2000 фермеров, сельских чиновников, полицейских и штатского населения, включая девочек-подростков), чем позже казнено мятежников (128 повешенных по приговорам судов). Банды, которыми часто правили католические ксендзы, выкалывали людям глаза, вырывали из суставов руки и ноги «для того, чтоб впредь мог исполнять как надо свою обязанность», прибивали к груди гвоздями российские паспорта, закапывали заживо в землю, учителям и бюрократам вырезали на животике «Андреевский флаг» либо «мундир», который «застегивали» пуговицами реального чиновничьего мундира, крестьянам сдирали с головы скальпы, сопровождая это записками «заломал его медведь польский за сострадание и послуги медведям русским». Вот поэтому фермеры стали создавать отряды самообороны.

Все это не мешает сейчас неким потомкам этих злосчастных ставить монументы «героям-калиновцам», занимаясь, на самом деле, культивацией и увековечиванием своей местечковости. И сразу уничтожать память о прошедшем, подчищая даже церковные архивы. Изучающие бунт белорусские ученые, работая в Государственном историческом архиве РБ, с горечью констатируют: «Безвозвратно утрачен ряд дел, хранившихся некогда в фонде Минской духовной консистории (фонд 136). Так в фонде отсутствуют дела: «Об убиении польскими мятежниками Богушевичской церкви Священника Даниила Конопасевича и об оказании семейству его пособия» (№51622 по старенькой описи); «Об открытии подписки на содержание монумента над могилой замученного поляками Священника Даниила Конопасевича в Богушевичах» (№53475 по стар. оп.); «О метриках Алексия и Людмилы Конопасевичей и послужном перечне Священника Даниила Конопасевича (№53837 по стар. оп.). Вкупе с делом об убийстве отца Даниила отсутствует и дело «Об убиении польскими мятежниками Святовольской церкви дьячка Феодора Юзефовича» (№51648 по стар. оп.). Когда и при каких обстоятельствах пропали из фонда эти дела, и было ли их исчезновение случайностью, сказать на данный момент тяжело. Но факт остается фактом» (Цит. по: Щеглов Г.Э.1863-й. Позабытые странички. — Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Миши в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2005. – с.4-5).

Откорректированная таким макаром белорусскими западниками-русофобами историческая правда распространяется в Вебе, выплёскивается за границы Белоруссии. Так, псевдоисторические легенды до недавнешнего времени популяризировалсь даже на веб-сайте МГИМО МИД РФ, где один из создателей убеждал читателей: "Белорусское правительство было ликвидировано в конце XVIII века… Никакого "воссоединения" Беларуси с Россией не было. Имело
место насильственное присоединение, в итоге которого территория Беларуси отошла к Рф и наш люд более чем сотку лет не имел собственной государственности… Происходили беспрерывные мятежи, комплоты и восстания против российского правления, устроителями и основными участниками которых были шляхтичи (Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский, Стефан Грабовский, Томаш Волжецкий, Михал Валович, Кастусь Калиновский и другие)… Винцент Константин Калиновский (1838-1864) — наш государственный герой, один из управляющих восстания 1863-1864 годов, вошёл в незаконную группу, соединял воединыжды будущих бойцов за волю нашего Отечества… Перед гибелью он смог переслать через тюремные решетки "Лист из-под виселицы" — свое духовное завещание, в каком высказал уверенность, что "толькі тады, народзе, зажывеш шчасліва, калі над табою маскаля ўжо ня будзе".

Польский миф в антирусской пропагандеПольша. 3 августа польский Сенат во главе с маршалком Б.Борусевичем принял т.н. Восхваление, объявляющее год 2013 Годом Восстания Январского (Uchwala Senatu Rzeczypospolitej Polskiej ustanawiajaca rok 2013 Rokiem Powstania Styczniowego), целью которого, по воззрению сенаторов, была «реституция (восстановление границ. – В.В.) Речи Посполитой обоих народов» (restytucja Rzeczypospolitej Obojga Narodow). Зачинателями документа числятся представители консервативно-клерикальной (сейчас считающейся оппозиционной) партии «Право и справедливость» («ПиС») экс-премьера Я.Качиньского, отметившейся русофобскими инициативами еще в период нахождения у власти его брата-президента Л.Качиньского.

Оппозиционеры искусно употребляют данную инициативу против правящей партии «Гражданская платформа» («ГП») премьера Д.Туска. Пока сподвижники премьера пробуют, по способности, дистанцироваться от жестких выпадов в адресок Рф, соответствующих для властей постсоветской Польши, оппозиция играет на русофобских струнах в душах польского электората и критикует «промосковских либералов» за недостающий накал патриотизма.

Вобщем, и правящая партия, по мере способности, эксплуатирует тему «русских империалистов», 150 годов назад «не смогших совладать с фонтанирующей патриотизмом польской душой» (nie potrafili sobie poradzic z eksplodujaca patriotyzmem polska dusza) так как Ю.Пилсудский, создатель 2-ой Речи Посполитой, вобравшей кусочки Литвы, Белоруссии и Украины спустя более чем полстолетия после событий 1863 года, считал эти местности «краеугольным камнем независимости».

Если партия «Право и Справедливость» употребляет миф о «патриотической самоотдаче и шляхетной жертвенности» 150-летней давности во внутриполитическом нюансе, то «Гражданская платформа», имеющая большая часть в польском Сенате, делает это в главном для наружного использования. Сначала — для прозападных белорусских и украинских оппозиционеров и политизированной молодежи, которую уже пару лет привлекают в Польшу средством стипендиальной программки имени К.Калиновского. О посланиях мятежной шляхты к императору Александру IIс требованиями присоединить к Польше Литву, Белоруссию и Украину на этих курсах, естественно, не молвят ничего…

Так же как не молвят о реальных героях. Только один пример. Посреди августа 1863 года отряд под командованием 25-летнего штаб-ротмистра лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (комплектовавшегося, в главном, аристократами-уроженцами земель бывшей Речи Посполитой) Александра Граббе в количестве 42-человек (гусары, донские и линейные казаки) гнал банду из нескольких сотен мятежников, терроризировавшую местное население. Улепётываших во весь дух инсургентов во главе с паном Бентковским нагнали около деревни Сендзеёвице (Sedziejowice), где квартировала другая банда – пана Тачановского. Объединенные силы мятежников составили выше 1200 кавалеристов и поболее 400 пехотинцев – всего до 2000 человек. Мгновенно осмелев, они окружили небольшой отряд преследователей, пообещав «братьям-шляхтичам» жизнь за выдачу казаков и переход на их сторону. Те в ответ… штурмовали 40-кратно превосходившие силы противника. Неравный бой длился несколько часов. Практически все гусары и казаки, рубившиеся пока ладонь могла сжимать клинок, погибли, в живых осталось только 4 израненных человека.

Кроме этой «победы» поляки, всегда надеявшиеся на военное вмешательство Великобритании и Франции, не взяли ни 1-го городка и не одержали ни одной победы в прямых боевых столкновениях. Фактически и стол

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,295 сек. | 11.43 МБ