Пополнение в семействе «Союзов»

Пополнение в семействе «Союзов»

Именитая межконтинентальная ракета Р-7 в разных модификациях пробыла на вооружении всего 10 лет. Но благодаря очень успешной конструкции и хорошему модернизационному потенциалу она не затерялась в истории, но стала прародителем целого семейства ракет-носителей для галлактических аппаратов.

Пополнение в семействе «Союзов» Конструкторы повсевременно улучшали конструкцию, устанавливали новые движки и оборудование в согласовании с текущими требованиями. Но к концу 90-х годов прошедшего века начали появляться некие сомнения. Развитие телекоммуникаций и других отраслей, использующих искусственные спутники, добивалось постоянных запусков. Но тот же «Союз» из экономических обстоятельств мог запускать только «партии» по несколько аппаратов. Недобор груза увеличивал и без того большую цена вывода его на орбиту.

Соглашения по сокращению вооружений подтолкнули к идее не утилизировать снимаемые с дежурства межконтинентальные ракеты, а использовать их как ракеты-носители. Весной 1999 года был произведен 1-ый пуск носителя «Днепр», сделанного на базе МБР Р-36М (по натовской систематизации SS—18 Satan). За прошедшее с того времени время «Днепр» выслал в космос более полусотни разных аппаратов. На это пригодилось 17 пусков, из которых только один завершился трагедией.

Но такая перековка штыков на кричала была только полумерой. Все равно нужна была спец ракета-носитель для пуска грузов маленький массы.

Разработка таковой ракеты и была начата в ЦСКБ-Прогресс сначала 2000-х. За базу была взята ракета «Союз-2». Новенькая ракета-носитель получила заглавие «Союз-2 шага 1В» либо просто «Союз-2-1В».

Для понижения веса и улучшения экономических «параметров» было решено отрешиться от боковых блоков первой ступени. Можно сказать, смелое решение для российского ракетостроения. При всем этом оставшийся центральный блок был увеличен в размерах для размещения всех нужных узлов и агрегатов. Как и прошлые ракеты серии «Союз-2», «Этап 1В» получил новейшую цифровую систему управления разработки НПО Автоматики.

В качестве маршевого мотора первой ступени был избран НК-33. Этот однокамерный движок был разработан в СНТК им. Н.Д. Кузнецова на базе мотора НК-15, применявшегося на «лунной ракете» Н-1. НК-33 выполнен по схеме закрытого цикла, работает на «традиционной» топливной связке керосин-кислород и рассчитан на время работы в 365 секунд. Тяга, развиваемая движком, на уровне моря составляет 154 тс, в вакууме – 171 тс. Приспособления для руления движок не имеет: для этого на первой ступени «Союза-2-1В» употребляются движки РД-0110.

2-ая ступень имеет маршевый движок РД-0124 разработки воронежского КБ Химавтоматики, специально предназначенный для ракет семейства «Союз-2». Он способен в течение 300 секунд выдавать тягу в 30 тс.

При стартовой массе до 160 тонн ракета «Союз-2-1В» может выводить на низкую опорную орбиту до 2850 килограмм полезной нагрузки. Для сопоставления, «Днепр» поднимает до 3,7 тонн, но имеет более строгие ограничения по габаритам отправляемого в космос груза ввиду шахтной пусковой установки. Пуск «Союз-2-1В» может проводиться с хоть какой пусковой площадки, совместимой с ракетами семейства Р-7 после установки ряда специфичного оборудования.

Также может быть внедрение ракеты-носителя «Союз-2-1В» с блоков выведения «Волга». В таком случае нужная нагрузка сокращается до полутора тонн, но существенно возрастает высота доступной орбиты.

В сентябре этого года на самарском заводе ЦСКБ-Прогресс начались тесты новейшей ракеты. На момент написания этой статьи полным ходом шли тесты конструкции «Союза-2-1В» на крепкость. Разные блоки — движки, топливные баки, автоматику и т.д. — на особом щите подвергают тряске и перегрузкам. Задачка этих испытаний – выявить в конструкции имеющиеся слабенькие места и впору поправить эти недостатки. Дело в том, что из цеха самарского завода до космодрома блоки ракеты перевозятся по стальной дороге, а у этого транспорта есть свои особенност
и – вибрации, тряска и т.д.

После проверки отдельных агрегатов испытывать будут уже всю ракету полностью. Для этого существует особый агрегат, имитирующий жд транспортную платформу, на которой ракету повезут на старт. «Союз-2-1В» должен выдержать 100 часов таких испытаний.

Если все пойдет нормально и никаких существенных и долгих доработок не пригодится, то новенькая ракета-носитель отправится в 1-ый полет уже этой зимой. На последующий год также запланирован и весь комплекс летных испытаний.

Ввести «Союз-2-1В» в эксплуатацию планируется в 2013-14 году. Запуски нового «Союза» будут проводиться на космодроме Плесецк и, может быть, с Байконура.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,150 сек. | 11.44 МБ