В 1940 г. появились зенитные установки Mk1 и Мк2 на базе легкого танка MkVI. Они вооружались 4-мя 7,92-мм либо 7,62-мм пулеметами либо же 2-мя 15-мм пулеметами. В 1942 г. британцы имели уже «зенитный танк» «Крусейдер АА» со спаркой 20-мм автоматов в башне. 6-8 этих машин придавались каждому танковому полку.
У нас в 30-е годы прорабатывались ЗСУ, вооруженные 76,2-мм зенитной пушкой на базе танка Т-26. Но далее опытнейших образцов дело не пошло, и наши танки не имели подвижных средств ПВО. Только после 1943 г. Красноватая Армия стала получать южноамериканские пулеметные и пушечные ЗСУ М16 и M19 на базе полугусеничных бронетранспортеров. А ЗСУ требовались безотступно, при этом это должны быть машины бронированные, т. е. защищенные хотя бы от пуль и осколков и владеющие той же проходимостью, что и танки. Имевшиеся четырехствольные установки пулеметов «Максим» на базе грузовиков для этих целей не годились. Для ЗСУ следовало избрать базу танка, лучше легкого, что ускорило и удешевило бы их создание.
Хорошей бронезащиты не требовалось — ведь на штурм неприятельских позиций под огнь противотанковых пушек идти им необходимости не было.
В 1942 г. наша индустрия выпускала в большенном количестве легкие танки Т-60 и Т-70. Вот на их-то базе и решено было сделать пулеметные ЗСУ, вооруженные спаркой 12,7-мм пулеметов ДШК. ДШК показал себя как действенное средство ПВО, владеющее высочайшей скорострельностью и достаточной досягаемостью по высоте. Пулеметы ДШК с таким же фуррором могли применяться по наземным целям и по легкобронированным бронетранспортерам. Необходимыми требованиями были возможность ведения радиального обстрела и большой угол возвышения. Пулеметы предполагалось устанавливать в легкобронированной башне, открытой сверху для ведения зенитного огня и свободного обзора воздушной обстановки наводчиком.

Этими работами занялись с 1942 г. фабрики ГАЗ (г. Горьковатый), относящийся к Наркомату среднего машиностроения, и №37 (г. Свердловск), относящийся к Наркомату танковой индустрии.
Приказом №0107с от 16 сентября 1942 г. ГАБТУ и ГАУ Красноватой Армии сделали комиссию под председательством подполковника Ненарокова и обязали ее в кратчайший срок провести тесты представленных опытнейших образцов ЗСУ. В комиссию входили также от НКСМ главный конструктор ГАЗа и завода №37 Н.А. Астров, от ГАЗа — Маклаков, от НКТП — И.В. Савин. На тесты, проходившие во 2-ой половине сентября на НИИБТ полигоне в Кубинке были представлены три эталона. ГАЗ представил на базе собственного серийного легкого танка Т-70 ЗСУ получившую тогда неофициальное заглавие Т-90 (т. е. все-же зенитный танк!). На нем в специально сконструированной сварной восьмигранной башне без крыши устанавливалась спарка 12,7-мм пулеметов ДШКТ. Погон башни употреблялся штатный от Т-70. Завод №37 представил машину, нареченную Т-70 (зен.). На нем спарка ДШКТ устанавливалась в переделанной стандартной башне танка Т-70 на штатных креплениях танка Т-40 в специальной маске-бронезащите. На Т-90 пулеметы располагались справа от продольной оси башни на станке в специальной маске-бронезащите.

Зенитный танк Т-90
На Т-70 (зен.) пулеметы стояли симметрично продольной оси башни. Завод №37 представил и машину Т-60 (зен.) с переделанной штатной башней. Во всех случаях питание пулеметов магазинное: боекомплект Т-90 480(16 магазинов), Т-70 (зен.) — 360 патронов. На обоих машинах устанавливался телескопический прицел ТМФП для стрельбы по наземным целям в границах углов возвышения -6°, +25° (для Т-90) и -7°, +25° (для Т-70 зен.), также коллиматорный прицел К-8Т для стрельбы по воздушным целям в границах углов возвышения +20°, +85°. Высота полосы огня — 1605 (Т-90) и 1642 (Т-70 зен.) мм. Горизонтальную наводку на Т-90 наводчик производил левой рукою (6° за один оборот маховичка). Вертикальная наводка — правой рукою подъемным механизмом (10° на один оборот). У Т-70 (зен.) — горизонтальная наводка правой рукою (3° на один оборот) штатным поворотным механизмом от Т-70, вертикальная — свободная, левой рукою. У Т-60 (зен.) вертикальная и горизонтальная наводки—свободные. Т-60 (зен.) из-за неверной установки коллиматорного прицела к испытаниям допущен не был. На нем не был установлен даже и мотор. Отмечалось, что в башне тесновато, при наземной стрельбе пулеметы придавливают стрелка к погону башни (вертикальное и горизонтальное наведение — свободные). Боевая масса его могла бы составить 6,5 т. Дальше речи о нем не будет.
Башня Т-70 (зен.) имела крышу, модифицированную амбразуру и сварную маску шириной 35 мм. Газовый поршень пулеметов с трубкой были забронированы. Спусковой механизм пулеметов на Т-90 имел левую педаль для левого и правую для правого пулеметов. У Т-70 (зен.) — штатный от Т-70, т. е. спаренная педаль на два пулемета. Т-90 оснащался закрытым гильзоулавливателем с отражением гильз и направлением их по гибким рукавам в ящик на полу башни. У Т-70 (зен.) гильзоотражатель применялся, но гильзопровода и гильзоулавливателя не имелось.
Непоражаемое место пулеметов Т-90 и Т-70 (зен.) в лоб составляло 22,6 и 9,75; в корму — 21,8 и 14,8; на левый борт —19,5 и 14,35; на правый борт — 27,3 и 12,5 м соответственно.
На машинах на базе Т-70 шофер имел перископический смотровой устройство с обзором 90° по горизонтали. Командир, располагавшийся в башне, вел наблюдение через телескопический прицел, а на Т-90 и поверх стен башни.
Движок — серийный, но предусматривалась установка и форсированных до 85 л. с. (при 3600 об/мин) моторов. Сцепление двухдисковое сухое. Бортовые фрикционы многодисковые сухие. Коробка механическая — четыре скорости вперед, одна — вспять.
Проводились только тесты стрельбой. Ходовые тесты были излишни, так как свойства базисных машин были отлично известны. Результаты стрельб были таковы:

Не считая того, отмечались нередкие задержки пулеметов при стрельбе.
«Акт комиссии по сравнительным испытаниям стрельбой 12,7-мм пулемета на танках Т-90, Т-70 и Т-60» (сентябрь 1942 г.) содержал последующие выводы:
Установка ДШКТ в Т-90 позволяет отражать воздушные атаки на стоянке и на марше и биться с огневыми точками.
Тесты стрельбой и пробегом проявили достаточную крепкость и надежность Т-90.
Кучность и меткость стрельбы оказались у Т-90 ниже вероятных и неудовлетворительными у Т-70 (зен.).
Воспользоваться механизмами наведения Т-90 комфортно, у Т-70 (зен.) — неловко.
Нецелесообразна переделка серийных башен Т-70, т. к. объем переделок приближается к изготовлению новейшей башни. Конструкция серийной башни не обеспечивает удовлетворительного управления огнем. Огромные габариты и вес штатной башни Т-70 не позволяют достигнуть нужной маневренности огнем.
Следует прирастить скорость горизонтальной наводки у Т-90 до 10° на один оборот маховичка.
Прирастить боекомплект Т-90 до 1500 патронов в магазинах и цинках.
Башня Т-90 с маленькими конструктивными переменами может быть установлена в танке Т-60.
Отмечено, что бронезащита — маска пулеметов на Т-90 защищает стрелка от пулевых поражений. На Т-70 (зен.) из-за огромного отверстия для прицела такая защита не обеспечивается. Не считая того, Т-90 был обустроен приемопередающей радиостанцией 9R, размещенной на полу башни. Боеукладка находилась по левому борту.
Комиссия дала очевидное предпочтение Т-90, но отметила необходимость значимой доводки машины до требуемых критерий. Н
о работы по созданию пулеметной ЗСУ были оставлены ввиду малой мощности и низкой меткости огня спарки многокалиберных пулеметов.
На заводе №37 и ГАЗ уже велись работы по созданию ЗСУ-37 на несколько модифицированной базе Т-70. Эта система оказалась более устойчива, имела огромную досягаемость по высоте и существенно более мощнейший снаряд. Правда, ЗСУ-37 на вооружение поступили только в конце войны.
Работы по пулеметным ЗСУ имели все таки и хороший результат: разработанные для Т-70 (зен.) башни с крышей под спарку ДШК были несколько усовершенствованы и устанавливались на бронекатерах и бронепоездах.
