
Успехи в освоении Далекого Востока делали нужным присутствие в этой части страны военного контингента, к 1885 году его численность тут составляла менее 18-ти тыщ. Чтоб сделать регион легкодоступным для резвой переброски подкрепления имперские власти начали активное строительство жд полотна в регионе. Уже в 1891 году развернулось строительство известной Транссибирской магистрали. Еще в 1860-м году был заложен Владивосток, а с 1899 года стартовала программка по созданию военной морской базы в Порт-Артуре. Империю, сначала, заинтересовывало развитие в регионе торговли, которую планировалось производить через незамерзающие порты. Присутствие Рф на территориях, на которые претендовала Япония, вызвало острые противоречия во внешнеполитических отношениях с последней.
Вообщем, японская политика с момента реставрации Мэйдзи была довольно агрессивна. Ею был установлен контроль над Кореей, также заняты местности Китая. Экономический и технологический прорыв, спонсировавшийся по большей части силами Англии и США, сделал ее довольно сильной военной державой. Любопытно, что в 1902 году меж английским правительством и японскими властями было подписано союзническое соглашение, которое обязывало Британию оказать военную поддержку в случае ведения войны Японией с 2-мя и поболее государствами сразу. Наличие этого контракта наталкивает на размышления о роли Черногории, которая объявила войну Стране восходящего солнца с момента начала боевых действий на Далеком Востоке. Следует увидеть, что значимой помощи Рф эта страна в противоборстве так и не оказала, в отличие от Англии, интенсивно снабжавшей новым вооружением японские армии. Ссылаясь на обозначенное событие, современные исследователи делают вывод о том, что решение об объявлении войны со стороны Черногории было принято при активном содействии Великобритании. Если гласить открыто, то вел войну Русская империя с коалицией, в которую не считая Стране восходящего солнца входили также Англия и США. И той и другой державе характерно решать свои политические задачки кровью боец третьих стран.
В русских учебниках русско-японская война представляется как зазорное поражение прогнившего империализма. Но приводятся в качестве доказательств разгрома очень непонятные факты и свидетельства, а с некими обстоятельствами так именуемый сокрушительный разгром Рф вообщем не согласуется. В особенности много вопросов вызывает сдача военной морской базы Порт-Артур генералом Анатолием Михайловичем Стесселем, объявленным потом трусом и предателем. Следует увидеть, что русским историкам было характерно тенденциозное отношение ко всему, что касалось царизма и его действий.
В конце июля японские армии были на подступах морской крепости, в какой находилось около 50-ти тыщ человек военных и моряков. Во главе обороны стоял генерал Стессель, которому поступило предписание покинуть крепость от Куропаткина. Но Стессель просил разрешения остаться и оборонять Порт-Артур. И вот 1-ое не поддающееся объяснению официальной теорией событие: трус и предатель сам вызвался оборонять крепость от армии, существенно превосходившей по численности силы, которыми он командовал. Потом на суде звучное обвинение против Анатолия Михайловича развалится и от него останутся только три формулировки. Его обвинят в бездействии относительно деятельности генерал-лейтенанта по фамилии Фок, малозначительном нарушении обязательств и сдаче крепости без достаточных на то оснований. При этом о боязливости и предательстве приговор не упоминает, не много того, за осужденно
го просит трибунал перед царем о его помиловании. На фоне распоряжения Куропаткина о сдаче крепости без боя, также других доказательств полного истощения сил оборонявшихся приговор смотрится, мягко говоря, несуразно и несправедливо.
В особенности непонятным на фоне звучных заявлений о зазорной сдаче Порт-Артура смотрится ритуал сэппуку Ноги Марэсукэ. Командующий армии фаворитов, оценив результаты осады крепости, немедля желал сделать для себя харакири, о чем свидетельствуют бессчетные источники. Естественно, появляется желание спросить у обвинителей «прогнившего царизма» об основаниях такового намерения. И даже после запрета на совершение ритуала в адресок Ноги от монаршей особы, доблестная победа, как ее именуют, все таки стала поводом для самоубийства Ноги после кончины правителя. Ответ очень прост: взятие Порт-Артура совершенно нельзя именовать победой. Это быстрее, поражение японской армии под бесталантным командованием Марэсукэ.
Расчет Ноги был на моментальный захват крепости в первом же штурме. Но сломить сопротивление русских воинов не удалось. В течение всего денька жители страны восходящего солнца обстреливали Порт-Артур по передовой и только к концу денька отважились штурмовать. В итоге кровопролитного боя российские оставили передовые укрепления и укрылись в самой крепости. Невзирая на то что жители страны восходящего солнца достигнули некого фуррора и заняли редуты Сяогушань и Дагушань, фортуной результат первого денька именовать нельзя. Утраты были очень значительны и по данным японской стороны, которые вызывают суровые сомнения в достоверности, составили около 1200-1300 человек.
Марэсукэ уже в 1-ый же денек был должен задуматься о необходимости последующих попыток взятия Порт-Артура. Численность японской армии таяла на очах, мобилизационного потенциала и экономической мощи могло хватить только на год таких схваток. В момент штурма крепости подкрепление требовалось другим частям японской армии на более принципиальных позициях. Но Ноги упорно стоял на собственном и предпринял попытку первого штурма, в итоге которого жители страны восходящего солнца понесли колоссальные утраты. Фактически половина армии осаждающих была уничтожена. Осада приняла затяжной нрав, что было непростительной ошибкой Марэсукэ. Заместо того, чтоб отрешиться от последующих попыток, гибельных для самих японцев, командующий добивался подкрепления и направлял оставшихся боец на верную смерть. Попытка японского командира повторить действия войны Пруссии и Франции, связанные со взятием Автомобиля, с треском провалилась.
2-ой штурм, повторившийся через месяц, унес около 6-ти тыщ японцев и не отдал существенных результатов. Крепость геройски держалась. 3-ий штурм был предпринят уже 18 сентября, но вновь не принес давно ожидаемой победы. Нужно сказать, что российские теряли намного меньше боец, чем жители страны восходящего солнца, но находились в критериях осады. Продовольствие фактически завершилось, медикаментов и боеприпасов не хватало, люди погибали под неприятельским обстрелом, в бою, также от распространившейся цинги. Новые утраты не приостановили Ноги, и осада длилась. В это время велись бои на Шахэ, где армия Марэсукэ могла бы оказать огромную поддержку. 4-ый штурм продолжался с 13 и до 22 ноября, но в конечном итоге жителям страны восходящего солнца только удалось занять стратегически важную Высшую гору. Это, на самом деле, был ключ от Порт-Артура, потому что тут нападавшие могли координировать удары собственной артиллерии.
Но сдача крепости произошла только 20 декабря после проведения Стесселем военного совета. Если обратиться к протоколу, то можно осознать как томным являлось положение осажденных. От сорока тыщ боеспособных боец, по различным оценкам офицеров, осталось от 10 до 12 –ти тыщ полуголодных и измотанных бойцов. Откуда же в отчетах японцев и материалах суда взялась цифра в 23 тыщи пленных? Все очень просто. Во-1-х, не считая 10-ти тыщ боец и офицеров в крепости находились более 10-ти тыщ покалеченых и нездоровых, которые сдались в плен вкупе со своими братьями по оружию. Во-2-х, данные японцев очень недостоверны, потому что их отчеты очень нередко «грешат» занижением жертв со собстве