Утраты НАТО в Югославии

Потери НАТО в Югославии

Тема утрат в хоть какой войне очень щепетильна и противоречива. Но конкретно противоречия в оценках позволяют получить более либо наименее полное представление об этом. Прошло уже много лет со времени войны блока НАТО против Югославии. Большущая военная машина обвалилась на Югославию, все население которой было меньше, чем число обитателей в одном Нью-Йорке. Операция под кодовым наименованием "Союзническая сила" была обречена на фуррор. В этой статье хотелось бы хоть коротко ответить на вопрос: вправду ли для янки и других участников коалиции победа была бескровной?

По официальным сообщениям представителей военного командования НАТО, операция против Югославии была бескровной: югославской ПВО за 78 дней воздушных налетов удалось сбить всего несколько самолетов — короче, полный триумф. Этому поверили не только лишь в странах НАТО, да и фактически в мире. И только после окончания военных действий равномерно стали проясняться масштабы союзнических утрат, эффективность деяния натовских войск. В деле перевоплощения собственных утрат в "невидимые" надлежащие натовские структуры оказались еще более действенными, чем южноамериканские "невидимки" "стелс", сбитые югославскими зенитчиками. Но часть правды все равно вышла наружу.

С югославской стороны данные давало командование ВВС, в чьем руководстве находились войска ПВО. Не считая их работала также ПВО сухопутных войск и ПВО Отдельного Приштинского корпуса, развернутого в Косово и Метохии (подчиненного конкретно Белграду). По данным Ю.П. Савельева, бывавшего на театре военных действий, югославами было сбито 115 пилотируемых летательных аппаратов НАТО. Дополнительным стимулом СФРЮ скрывать свои успехи может быть то, что часть катапультировавшихся НАТОвских пилотов со сбитых самолетов была убита местными жителями (которых они перед этим бомбардировали) до того, как попала в руки военной милиции сербов, — а это уже может быть объявлено "военным злодеянием".

Вот данные югославской стороны: 61 самолет, 7 вертолетов, 30 БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) и 238 крылатых ракет. Можно, естественно, утверждать, что это все пропаганда югославов, но почему тогда данные о натовских потерях, приводимые Основным Разведывательным Управлением (ГРУ) русской армии, близки к данным югославов? Данные ГРУ, размещенные в ряде русских газет, выходили от радиотехнической разведки, с разведывательных спутников и кораблей, находившихся в Средиземном море. Наше ГРУ, беря во внимание официальную позицию политического управления Рф, просто не могло участвовать в пропагандистских акциях югославских военных. Означает, эти данные близки к настоящим. Идентичные с ними числа утрат авиации НАТО приводят и китайские военные источники.

Но самое принципиальное, что повсевременно проговаривались о подлинных потерях и сами официальные представители НАТО, и некие западные газеты (контроль за ними оказался не таким плотным). К примеру, в самом начале войны английский министр обороны Робертсон признал утрату в небе над Югославией 3-х британских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо", но в конечной сводке утрат НАТО о их "запамятовали". Некие независящие аналитические центры на Западе также не делили официальный оптимизм. Так, южноамериканская Интернациональная ассоциация стратегических исследовательских работ спустя всего только 1-ый месяц боевых действий (а всего они длилось более 2-ух с половиной месяцев) утверждала, что утраты авиации союзников уже составляют 38 самолетов, 6 вертолетов и 7 БПЛА. Эти данные совпадают с данными ВВС СФРЮ на апрель 1999 г. Правда, по окончании войны итоговых данных по потерям эта ассоциация не опубликовала — видимо, не возжелала дискредитировать свою репутацию натовским "официозом", а подлинные числа ей "порекомендовали" не приводить. Таких примеров сильно много, но можно использовать и другой подход, если можно так выразиться, "методику косвенных доказательств".

К примеру, в НАТО официально признали утрату 32 БПЛА (даже больше той числа, что приводили югославы). И это психологически объяснимо. Можно не скрывать утраты беспилотных самолетов, ведь это не связано с потерями летчиков, а техники у западных арм
ий сильно много. Но конкретно данные по потерям БПЛА позволяют судить о достаточно высочайшей эффективности югославской ПВО. Ведь сбить БПЛА иногда даже труднее, чем пилотируемый самолет. Невзирая на малую скорость полета, БПЛА обладает малой радиолокационной поверхностью рассеяния, что очень затрудняет внедрение против их зенитных ракет, управляемых РЛС, термическое излучение аппаратов также сильно мало и потому зенитно-ракетные комплексы с инфракрасным наведением также не очень эффективны, малые размеры понижают возможность поражения артиллерийским огнем. Так что огромные утраты натовских БПЛА — признак результативности югославских ПВО. Но ведь она касается не только лишь беспилотных самолетов!

Одним из аргументов натовской пропаганды было то, что югославы не смогли предъявить обломков сбитых самолетов. Но авиация союзников действовала на высоте 4 — 15 км. Югославия — страна малая, а подбитый самолет далековато не всегда падает камнем вниз, он может время от времени преодолевать довольно существенное расстояние от места поражения. Сбитые машины с таковой высоты могли падать и на местности сопредельных, союзных НАТО государств, или в Адриатическое море. Вобщем, остатки нескольких натовских самолетов югославы все-же показали, и посреди их был один "невидимка".

С этими "стелсами" у янки вообщем вышел полный конфуз. ВВС США получили целый флот истребителей "Ф-117", сделанных по технологии радиолокационной невидимости. На это были израсходованы огромные средства. Но оказалось, что состоящие на вооружении югославской армии русские РЛС достаточно просто обнаруживают "невидимок". После утраты 3-х "стелсов" командование американских ВВС отдало приказ закончить их боевое внедрение. Югославы обосновали, что "невидимки" годятся разве что для съемок голливудских бестселлеров о непобедимости американской авиации.

Выработали югославы дешевенькие и действенные средства борьбы с низколетящими крылатыми ракетами. Против их, не считая народных средств ПВО, достаточно удачно применялись сейчас уже практически позабытые аэростаты воздушного заграждения и поднимаемые ими в воздух сети.

В то же время уже после окончания боевых действий западные военные спецы признали, что утраты югославской армии оказались наименьшими. К примеру, в Косове натовцы нашли остатки огромного количества муляжей и древесных макетов танков, БТР и орудий, пораженных в процессе воздушных ударов. Выходит, что, расходуя огромное количество высокоточного орудия (а только янки война против Югославии стоила полмиллиарда баксов в денек), натовцы поражали древесные и надувные муляжи военной техники, которые практически ничего не стоили югославам. Единственное, в чем америкосы и их сателлиты преуспели, — это в ударах по городкам, мостам, электрическим станциям, другими словами поражении мирного населения.

Малая Югославия показала миру, что даже колоссальной военной машине НАТО и США можно удачно противостоять. А Запад показал, что в вопросах пропаганды и психической войны он достойно продолжает дело доктора Геббельса.

Единственное, что плохо для самих участников НАТО, — те же самые америкосы уверовали, что они, начиная со времен "Бури в пустыне", одерживают только легкие и бескровные победы. А ведь все, кто отлично знает новейшую историю, вспомнят, что последняя неоспоримая военная победа янки была ими достигнута совместно с союзниками по антигитлеровской коалиции. Позже были или поражения (Корея, Вьетнам, Куба и много "жарких точек" третьего мира), или "пирровы победы" (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Балканы). Но Америка убеждена, что она только и делала, что побеждала. И, похоже, янки придется очень недешево заплатить за эту иллюзию.

А вот некие очень достойные внимания факты (Из книжки П.Лыткина «Справочник по вооруженным силам государств Балканского региона»):

24 марта 1999 г. в районе горы Чичавицы в 20-30 сбит самолет. В районе Тигела Миг-29 в 20-35 (пилот Небойша Николич) сбил ракетой самолет НАТО (может быть F-16). Самолет свалился в море, пилот спасен французским палубным вертолетом. У горы Ястребац сбит самолет Люфтваффе «Tornado». Экипаж подобран спасательным вертолетом (SFOR). В районе Лазареваца истребитель Слободана Перича штурмовал самолет НАТО (может быть F-16). Судьба атакованной машины неведома. Над Косово в 21-30 сбит «Tornado» царских ВВС Англии. Экипаж приземлился в районе, котролируемом боевиками OAK, и эвакуирован в Македонию.

25 марта 1999 г. греческие военны
е радиосети около 00-00 зафиксировали два сигнала «Мэйдэй», посланных самолетами НАТО. После полуночи на аэродром Райловац в округах Сараево сел самолет F-15. Машина очень дымила. В районе Фрушки-Горы в 23-00 поражен F/A-18 «Hornet», свалился в 11 км южнее Рума. Около полуночи в районе меж Приштиной и Подуево сбит самолет НАТО.

26 марта 1999 г. в районе Донья Трнова, 15 км юго-западнее г. Биелена (Республика Сербска), в 17-20 свалился F-15 ВВС США, пилот умер. Представители НАТО утверждали, что это был Миг-21 ВВС ЮНА.

27 марта 1999 г. на гору Мальен в 01-00 свалился сбитый «Tornado» Люфтваффе, два пилота катапультировались и взяты в плен в районе г.Чачак (дер.Коневичи). В округах Печа сбит самолет НАТО. В районе меж Врутаком и Кремной, рядом с г.Ужице, сбит самолет. Меж Врутаком и Кремной в 03-20 сбит вертолет SFOR с 22 бойцами на борту. Вертолет штурмовал пехотное подразделение ЮНА, но был сбит ракетой ПЗРК. Все 21 человек, находившиеся на борту, погибли. Севернее Самбора подбит самолет НАТО, данных о его судьбе нет. Греческие военные радиосети зафиксировали три сигнала «Мэйдэй». 1-ый подал датский F-16, другой F-15 ВВС США и 3-ий -французский «Mirage». Генерал Янкович заявил, что около македонской границы в 15-50 сбили канадский F/A-18 «Hornet». Машина свалилась в Македонии. У деревни Будановцы в 17-00 сбит самолет. Рядом с Будановцами в 20-55 сбит ракетой ЗРК «Куб» F-117А. Пилот, капитан Кен «Виз» Двили катапультировался и вызвал спасателей. Приблизительно в 23-55 спасательный вертолет SFOR, на борту которого находились спасательная группа и капитан Двили был сбит огнем пехотных подразделений, прочесывавших местность в районе падения F-117, все находившиеся на борту военнослужащие НАТО погибли.

28 марта 1999 г. в районе Углевик Мост в 02-50 был сбит F-15 ВВС США, пилот умер, некие источники говорят, что это был F-117А. В районе г.Углевик в 03-00 сбит спасательный вертолет SFOR HH-60 «Pave Hawk» с 12 членами спасательной группы. Выжили и взяты в плен только два человека. В районе г. Лознице сбит самолет НАТО, пилот катапультировался. В районе г. Приштины в 23-50 сбит самолет. В районе горы Пастрик, рядом с Призреном, в 23-55 сбит самолет НАТО.

29 марта 1999 г. после полуночи рядом с г.Пале (Республика Сербска) свалился подбитый F-15 (либо F-16) ВВС США. Пилот катапультировался, но позднее был найден мертвым. После полуночи над н/п Гаково (рядом с Самбором) сбит БПЛА.

30 марта 1999 г. рядом с Варпазаром около 01-00 ракетой сбит английский самолет вертикального взлета «Harrier». Пилот катапультировался и был взят в плен. Рядом с Вранье в 16-30 сбит самолет. Пилот катапультировался. Ночкой сбит самолет над Призреном, свалился в районе горы Цер (горный массив Цер Планина). Ночкой над Алексинацем сбит БПЛА.

31 марта 1999 г. рядом с г.Гнилане (Косово) сбит самолет НАТО. Свалился в Македонии. Рядом с Сиротом, севернее г.Нови-Сада, сбит «Tornado» Люфтваффе. Два пилота взяты в плен.

1 апреля 1999 г. у горы Тара в 01-00 сбит самолет НАТО (пилот, видимо, остался живой и подал сигнал бедствия). У горы Тара в 01-30 сбиты два вертолета СН-53 «Stallion» с 58 членами экипажей и десантниками из состава SFOR. Все погибли. На аэродроме Плесо (Загреб) около 03-00 сделал принужденную посадку F-117А.

3 апреля 1999 г. при атаке на «Мост Свободы» в Нови-Саде в 19-45 сбит самолет НАТО. Машина свалилась рядом с дер. Стара Пазова. Пилот пленен. Ночкой над г.Баня-Лука много очевидцев лицезрели очень дымивший F-16.

4 апреля 1999 г. после полуночи около Ужице ПВО ЮНА подбила F/A-18 «Hornet». Самолет скинул два полных навесных топливных бака (они взорвались при падении) и задел крылом за ЛЭП. Непонятно, свалился ли он.

5 апреля 1999 г. после пополудни в районе Панчево меж селами Долово и Батанско-Ново-Село сбит самолет. Около полуночи в районе Фрушки-Горы, во время атаки телебашни «Црвени Кот», сбит самолет НАТО. Говорят, что это F-117А. Пилот катапультировался и приземлился у деревни Ремете. Около полуночи, во время атаки моста Жежель в Нови-Саде сбит «Tornado» Люфтваффе, два пилота взяты в плен.

6 апреля 1999 г. после полуночи во время атаки на Петроварадинский мост сбит самолет. Пилот катапультировался, приземлился у завода «Победа» и был взят в плен. После полуночи над Приштиной подбит самолет, он свалился у горы Цер, около Скопье. После полуночи южнее Фрушки-Горы сбиты два вертолета НАТО со спасательной группой. После полуночи сбит самолет у д.Свиняре, около Косовски-Митровицы. Перед полуночью у горы Скопска-Црна-Гора сбиты два поисково-спасательных вертолета с 40 «коммандос» на борту, никто не спасся. В то же время на югославо-албанской границе в Черногории сбит поисково-спасательный вер
толет НАТО с 20 военнослужащими на борту, в том числе-со спасенным пилотом. Все погибли.

06.04.99 в 23:30 район Vozdovac, Belgrade. Воздушный бой меж Миг-21 и южноамериканским F-15, янки сбит.

7 апреля 1999 г. вечерком над Приштиной сбит самолет НАТО, свалился в Македонии. Перед полуночью над Приштиной сбит южноамериканский БПЛА «Hunter». Перед полуночью рядом с н/п Лиг (Лик) сбит самолет.

8 апреля 1999 г. после полуночи рядом с Нишем сбит «Tornado» Люфтваффе. Оба пилота взяты в плен. Перед полуночью рядом с Кралево сбит самолет.

10 апреля 1999 г. в районе Сува-Реки в 15-45 сбит самолет. Перед полуночью в районе Ниша сбит самолет.

11 апреля 1999 г. в районе Бачки-Брестовац, около Црвенка, в 00-12 сбит F-16. После полуночи около д. Колесья, рядом с Тузлой, свалился самолет.

12 апреля 1999г. Перед деревней Османовичи, около Тузлы, в21:00 свалился английский «Sea Harrier». Пилот умер. Машина подбита над Зреньянином, скинула подвески, баки, но все равно свалилась. Перед полуночью в Косово сбит БПЛА CL-289 ФРГ.

13 апреля 1999 г. после полуночи у авиабазы Батайница сбит самолет.

После полуночи у Ябука, севернее Панчево, сбит самолет. В то же время у Горажде свалился самолет. Пилот умер. В то же время у деревни Кадьяна Чёсма у Тузлы свалился самолет. В то же время у Бела Црква, рядом с Врсацем, сбит самолет.

14 апреля 1999 г. с утра в Косово-Поле сбит БПЛА CL-289 армии ФРГ. После пополудни в районе югославо-румынской границы свалился покоробленный F-15. Машина скинула два топливных бака и ушла на румынскую местность. О ее судьбе нет данных. В Сириг, севернее Нови-Сада, в 10:00 сбит самолет. Пилот взят в плен. Рядом с Белградом в 10:05 сбит самолет.

15 апреля 1999 г. у горы Биелашница, Босния, в 3:00 свалился самолет. Рядом с Прибоем сбит самолет. У Подгорицы батарея зениток «Bofors» под командованием лейтенанта Здравко Банковича в 19:30 сбила самолет «Tornado». Машина свалилась в Скадорское озеро. Батарея Банковича в 19:35 сбила «Mirage-2000» французских ВВС. Машина свалилась в Румийских горах. Пилот взят в плен. Около Подгорицы наводчик ПЗРК "Стрела-2М" Предраг Джонич в 19:45 сбил самолет НАТО. Пилот катапультировался и был взят в плен около деревни Крусе. Перед полуночью на аэродроме Петровац (Скопье) разбился при посадке самолет НАТО, очень покоробленный 2-мя ракетами ПЗРК.

16 апреля 1999 г. южнее Косово наводчик ПЗРК Драган Петрович сбил А-10. Самолет свалился в Македонии у пограничного поста Дебелде.

17 апреля 1999 г. у Милошева Дола около Приеполя в 11:00, может быть, сбит «Sea Harrier». У Урошеваца в 16:30 сбит самолет. Машина свалилась в глубине македонской местности в 4 км от села Танушевцы. У села Черевич, Фрушка-Гора, в 22:10 подбит «Tornado». Машина ушла в воздушное место Хорватии, потом свалилась.

18 апреля 1999 г. над Приштиной в 2:00 сбит БПЛА. Над горой Повлен в 3:00 сбит «Tornado». Самолет свалился около Сараево около н/п Скелани (Республика Сербска). В районе Приштины в 16:00 взорвался в воздухе F-16. Над Приштиной в 16:03 взорвался самолет НАТО. Около Приштины в 19:00 свалился самолет на гору Чичавица. Перед полуночью на аэродроме Райловац разбился при посадке покоробленный ПЗРК датский F-16. У Тузлы в полночь свалился южноамериканский БПЛА «Predator». В районе н/п Яловский Камень около Тетово в 22:30 сбит самолет НАТО.

19 апреля 1999 г. перед полуночью у села Ягуновцы около Тетово сбит БПЛА ФРГ CL-289. У горы Значительны Ястребац в 23:00 сбит самолет НАТО. Перед полуночью в районе Значительны Ястребац сбит поисково-спасательный вертолет со спасательной группой. В районе Урошеваца в 23:15 сбит самолет.

20 апреля 1999 г. у горы Рудник, у села Топола, в 2:30 сбит самолет. У горы Рудник, у села Чумич, в 3:15 сбит самолет. Над Горне Становице, около Вучитрна в 19:00 сбит БПЛА. Около полуночи в районе Биочика найдены два топливных бака от F-15, простреленные снарядами.

21 апреля 1999 г. посли полуночи у Фрушки-Горы поврежден натовский самолет. Найдены его осколки. Предположительно, самолет ушел в сторону Хорватии, где разбился.

22 апреля 1999 г. около полуночи у деревни Сонша, около Апатин, сбит БПЛА США. У н/п Куршумлия в 18:00 найдены осколки самолета.

23 апреля 1999 г. около Приштины в 14:00 поврежден самолет. Машина ушла в Албанию, где, вероятнее всего, упала. У н/п Орлане, в 15 км северо-западнее Приштины, в 15:10 сбит самолет.

24 апреля 1999 г. под Приштиной, у деревни Бушине, в 14:45 разбился самолет НАТО. Около полуночи у Приштины, около Лапле Село, разбился самолет. Над Бокой Которской сбит БПЛА. Над горой Кукавица, около Лесковаца, сбит самолет. Пилот взят в плен.

25 апреля 1999 г. около полуночи под Приштиной, около села Липовица, разбился самолет. Подб

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,194 сек. | 11.5 МБ