Ракетная тайна Москвы («Foreign Policy», США)

Ракетная тайна Москвы ("Foreign Policy", США)
Нарушает ли Наша родина контракт РСМД?

В декабре 1987 года Рональд Рейган и Миша Горбачев подписали Контракт о ликвидации ракет средней и наименьшей дальности (РСМД), ставший знаковым соглашением, наложившим запрет на целый класс южноамериканского и русского ядерного орудия. Этот контракт приостановил эскалацию гонки вооружений. Но на этой неделе появились тревожные анонсы о том, что спустя два с излишним десятилетия возможно окажется так, что Наша родина не сдержала данное слово. Появились вопросы о том, не проводит ли Москва тесты ракет в нарушение положений контракта, о чем 30 января написала New York Times. Некие утверждения являются неверными, но некие кажутся полностью суровыми.
Если Москва разработала нелегальную ракету средней дальности, это будет иметь значимые последствия для российско-американского контроля вооружений. Но еще огромные последствия это будет иметь для отношений Рф с ее соседями в Европе и Азии, в том числе, с Китаем.

Контракт о ликвидации ракет средней и наименьшей дальности наложил запрет на все южноамериканские и русские баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км. Когда в июне 1991 года срок сокращения по договору завершился, было уничтожено 846 американских и 1846 русских ракет совместно с их пусковыми установками и иным оборудованием. Строгие меры проверки этого соглашения легли в базу положений, включенных в Контракт о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 1991 года.
Временами звучат обвинения (нередко с ними выступают критики политики администрации Обамы в области контроля вооружений) в том, что Наша родина нарушает условия контракта РСМД. (После распада Русского Союза в конце 1991 года Наша родина взяла на себя обязательства по русским договорам.) До сего времени обвинения эти звучали в главном по поводу баллистических ракет РС-26. Но эти обвинения не имеют под собой оснований.
Критиков волнует то, что у РС-26 — средняя дальность полета, и это видимо соответствует реальности. Но российские также испытывали РС-26 на дальностях, превосходящих 5500 км. По этой причине ее следует отнести к уровню межконтинентальных баллистических ракет, подпадающих под сокращения контракта СНВ-3 от 2010 года. В СНВ-3 дается определение межконтинентальным баллистическим ракетам как баллистическим ракетам наземного базирования с дальностью выше 5500 км, в то время как контракт РСМД воспрещает ракеты наземного базирования с дальностью выше 500 км, но менее 5500 км. Такое определение совсем верно свидетельствует о том, что РС-26 — это межконтинентальная баллистическая ракета.

Простые законы физики указывают на то, что МБР можно запустить на расстояние наименее 5500 км. Заключая контракт РСМД, администрация Рейгана отлично понимала это. По сути, южноамериканские представители считали, что Советы после ликвидации собственных ракет средней и наименьшей дальности планируют использовать против первоочередных целей в Европе и Азии часть собственных МБР.
О последних переменах, касающихся русских испытаний крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, имеется сильно мало инфы. Но это намного серьезнее. Исполняющая обязанности заместителя госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) поведала посреди января союзникам по НАТО об американской озабоченности по поводу этих ракет, а Вашингтон поставил этот вопрос перед Москвой. Но пока удовлетворительного ответа он не получил.

Похоже, что администрация Барака Обамы не желает именовать это нарушением контракта, по последней мере, на публике. Может быть, она желает получить побольше времени для разрешения данной препядствия либо нажать на Москву в других вопросах. Такового рода вопросы в прошедшем урегулировались способами секретной дипломатии. Администрация Рейгана долгие и длительные годы выражала обеспокоенность по поводу того, что большая РЛС с фазированной антенной-решеткой в Сибири построена в нарушение контракта по ПРО, и Советы в итоге согласились ее устранить.
Не тайна, что некие силы в Москве издавна уже высказывают свои возражения против контракта РСМД. В феврале 2007 года русский президент Владимир Путин выразил озабоченность в связи с тем, что Рф и США запрещено иметь ракеты средней и наименьшей дальности, в то время как другие страны могут владеть такими системами. В то же время, Сергей Иванов, занимавший тогда пост министра обороны, а сейчас возглавляющий президентскую администрацию Путина, именовал контракт РСМД ошибкой. Но в ближайшее время русские официальные лица не стали выражать недовольство этим соглашением. В мае 2012 года начальник русского Генерального штаба на публике исключил возможность русского выхода из РСМД.
Если информация о крылатой ракете наземного базирования соответствует реальности, то это будет иметь суровые последствия для российско-американского контроля вооружений, также подвергнет сомнению добросовестность Рф в выполнении обязанностей по договору. Критики с Капитолийского холмика сразу ухватились за статью в New York Times, чтоб подвергнуть сомнению все подходы администрации к контролю вооружений, даже того, что касается иранской ядерной сделки и договоренности об ликвидировании сирийского хим орудия. Но хотя в вопросе выполнения контракта РСМД могут быть суровые отягощения, соглашение СНВ-3 стороны соблюдают радиво. Российские уже выполнили два из 3-х главных ограничительных требований по договору, хотя эти ограничения вступят в силу только в феврале 2018 года.

Нарушение контракта РСМД добавит новейшую делему к широкой повестке российско-американских отношений, в каких и без того много проблем. Все же, администрация должна отнестись к этому вопросу серьезно, что она разумеется и делает, ведя диалог с Москвой.


Крылатая ракета наземного базирования делает более принципиальные отягощения для соседей Рф. Такая система очевидно создана для сотворения опасности и нанесения ударов по целям в Европе и в Азии.


Русские дела с Европой в ближайшее время усугубились, так как на Западе усиливаются опаски по поводу путинских авторитарных тенденций, брутального поведения Москвы на постсоветском пространстве и монополизма энергетического гиганта «Газпрома». Состоявшийся 28 января саммит Россия-ЕС продолжался всего три часа. Фавориты ЕС, в том числе, из Германии, которая обычно пробует поддерживать дружественные дела с Россией, навряд ли положительно отнесутся к перспективе возникновения новейшей русской системы ядерного орудия, нацеленной на их страны.


Русская крылатая ракета наземного базирования средней дальности вызовет озабоченность и в Азии. Новость о ее возникновении приведет к остыванию российско-японских отношений, в каких не так давно наметилась тенденция к улучшению. И эта ракета навряд ли сделает лучше русские дела с Китаем. Пекин нередко выступает в качестве напарника Москвы в интернациональных делах и никогда не возникает в кремлевских перечнях угроз русской безопасности. Но русское управление очень обеспокоено ростом китайской экономики, который сопровождается наращиванием военной мощи КНР. Если новенькая русская ракета существует, то конкретно усиление Пекина могло стать стимулом для ее возникновения.


Новое ядерное орудие средней дальности вызовет обеспокоенность у всех русских соседей, в особенности в связи с тем, что у вооруженных сил Рф уже имеется приблизительно 4500 единиц ядерного орудия. Это в 10 с излишним раз больше, чем у хоть какой другой страны (кроме США). Москве будет очень тяжело это разъяснить. Если сообщения о новейшей крылатой ракете соответствуют реальности, то у российских появилась еще одна неувязка в отношениях с Вашингтоном.



Стивен Пайфер (Steven Pifer)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,100 сек. | 12.48 МБ