Угроза пятому поколению

Угроза пятому поколению
Программку по созданию FGFA на базе нашего Т-50 ценой 12 миллиардов баксов Наша родина и Индия профинансируют на паритетных началах

Информационная атака на российско-индийский проект сотворения нового истребителя, организованная высокопоставленными летчиками из штаба ВВС Индии, не достигнула собственной цели. Эта программка стопроцентно отвечает интересам 2-ух государств, а поэтому будет реализована, невзирая ни на что.

Скандал вокруг российско-индийского проекта FGFA по созданию истребителя 5-ого поколения внезапно разразился в Нью-Дели. Местная газета Business Standard опубликовала выдержки из протокола секретного совещания секретаря оборонной индустрии Индии Гокула Чандра Пати с управлением штаба ВВС, на котором некие его представители обвинили Россию в том, что она, мол, «не способна сделать самолет с требуемыми характеристиками». Более того, по воззрению ряда должностных лиц, «программа не соблюдается в целом ряде технических аспектов». Если коротко, то сущность претензий штабистов можно свести к трем главным пт. Во-1-х, это нежелание нашей страны предоставлять Индии всю техно информацию по проекту, также идти на передачу технологий и суровую локализацию производства в дальнейшем. Заместитель начальника штаба ВВС Индии маршал авиации С. Сукумар прямо заявил, что «доля Индии в работах по программке очень мала, ну и вообщем российские не очень желают делиться своими ноу-хау». Во-2-х, индийцы считают, что свойства разрабатываемого истребителя недотягивают до требований их ВВС. Типо элементы малозаметности самолета плохо разработаны, из-за чего он будет очень очень сиять на радарах, а его «силовая установка неадекватна времени и не обеспечивает крейсерский сверхзвук без включения форсажной камеры». И в конце концов, в третьих, сам проект очень дорог, и если Индия на данный момент издержит на него средства, то «значительная толика бюджета ВВС будет заблокирована на много лет вперед». А раз так, то и продолжать работу над этой программкой в сегодняшних критериях, как считают представители ВВС, не стоит.

Эти заявления вызвали целую лавину публикаций и репортажей фактически во всех западных СМИ, которые здесь же принялись на собственный лад комментировать выступления индийских военных. В особенности в данном деле преуспели америкосы. Консультант ВМС и ВВС США Робин Лэрд в эфире FoxNews заявил, что «все происходящее — это ясный сигнал: Индия желает двигаться к Западу, потому что соображает, что русские спецы просто недотягивают до наших стандартов». При всем этом он выразил мировоззрение, что для индийских военных наилучшим вариантом была бы закупка самолетов 5-ого поколения F-35 компании Lockheed Martin, но неувязка в том, что правительство США пока не дает разрешения на такую сделку, хотя Индия не один раз об этом просила. «Индийцы трижды желали побеседовать по этому поводу, но Белоснежный дом даже не ответил ни на один из запросов», — пожаловался Лэрд. А другой консультант Пентагона, Энтони Кордсмен, узрел корень трудности в том, что «после распада СССР российские в части техники сделали ставку на боевой вариант шоу-машины, которая смотрится отлично, но ее практичность вызывает вопросы». Тут просто нельзя не сказать, что оба заявления откровенно лживы. Индия никогда не собиралась брать F-35. Все было напротив: конкретно америкосы очень желали реализовать эти самолеты Нью-Дели, демонстрируя их макеты на выставке в Бангалоре в раскраске индийских ВВС. Более того, министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони на публике гласил, что его страна не будет закупать F-35, потому что ей довольно приобретения FGFA. Что все-таки касается способностей Рф, то нелишне напомнить, что пару лет вспять во время учебных боев Су-30 с F-15 на авиабазе Гвалиор в штате Мадья-Прадеш наши самолеты «сбили» аж десяток американских истребителей, после этого о результатах последующих занятий никогда не сообщалось. Но если за демаршем индийских летчиков стоят не америкосы, то кто? И что все-таки по сути происходит с проектом FGFA?


Угроза пятому поколению
Полутораметровая модель многообещающего функционального истребителя 5-ого поколения (ПМИ, FGFA), сделанная спецами филиала компании «Сухой» – ОКБ Сухого. Cалоне «Аэро Индиа-2013».

Полет на восемь лет


Кооперативный проект FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) стартовал еще в 2007 году. Тогда же Москва и Нью-Дели подписали межправительственное соглашение, которое выводит эту программку за границы обыденных закупочных процедур министерства обороны Индии. Было решено, что базой для разработки FGFA станет русский истребитель 5-ого поколения Т-50, который на данный момент проходит летные тесты. Но в отличие от нашей машины у FGFA будет целый ряд технических особенностей. К примеру, индийские военные пожелали установить на истребитель два дополнительных радара, чтоб обеспечить ему полный радиальный обзор. Не считая того, ВВС Индии предъявили специальные требования к вооружению самолета. Сначала это касается ракет — они обязаны иметь завышенную дальность поражения целей. И сам самолет, и большая часть его систем по условиям сделки должны выполняться вместе как в Рф, так и в Индии. Это, а именно, зафиксировано в договоре на разработку эскизно-технического проекта, который был заключен в 2010 году. В общей трудности весь проект оценивался приблизительно в 12 миллиардов баксов, предусматривалось, что стороны профинансируют его на паритетных началах. Предполагалось, что всего будет выпущено более 300 истребителей FGFA, 214 из их приобретет Индия. Но уже в конце 2012 года главный маршал авиации Индии Норман Анил Кумар Браун заявил, что его страна сумеет приобрести только 144 истребителя FGFA.

Все же на работе над новым самолетом сокращение заказа не отразилось. Невзирая на то что программка строго секретна, некие свойства истребителя уже стали достоянием экспертного общества. Понятно, что авиаконструкторам ОКБ Сухого удалось неоднократно понизить так именуемую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) — главный показатель заметности истребителя для радиолокационных станций. Сейчас его среднее значение составляет 0,1–0,5 кв. м. Заметим, что у машин 4-ого поколения типа Су-30 либо F-18 это значение колеблется в границах 10–13 кв. м. А у американских самолетов 5-ого поколения типа F-22 и F-35 аналогичный показатель находится в спектре 0,3–0,4 кв. м. Правда, при всем этом южноамериканские самолеты F-35А только месяц вспять не стали быть «истребителями ясного неба», как их язвительно называли военные, и получили возможность летать ночкой и в нехороших погодных критериях. Но вот запрет на полеты во время гроз с молниями для этих машин все еще сохраняется. Наш самолет от таких «особенностей» сходу будет избавлен. FGFA сумеет развивать скорость выше 2,5 тыс. км/ч, что на 500 км/ч больше, чем у F-22. При всем этом вес конструкции нашего истребителя меньше, чем южноамериканского, что расширяет радиус его боевого внедрения и дает значимый выигрыш в дальности полета. Что все-таки касается силовой установки FGFA, то на нем вправду установлены движки так именуемого первого шага АЛ-41Ф, которые не всегда могут в неизменном режиме обеспечивать крейсерский сверхзвук. Но это временное решение, которое было принято только для того, чтоб избежать задержек в проведении летных испытаний. Через три года как на Т-50, так и на FGFA будут стоять новые движки, которые отвечают всем нужным чертам. На данный момент они проходят тесты, которые должны закончиться через год-полтора. Кстати, в Рф уже выпущено 5 прототипов самолетов 5-ого поколения, которые в процессе испытаний налетали более 300 часов. Еще три на данный момент строятся. «Мы окончили основной шаг подготовительных испытаний самолета в прошедшем году, в этом году начнем совместные тесты с Минобороны. А еще через два года начнутся серийные поставки новых истребителей в ВВС России», — заявил нам глава ОАК Миша Погосян. Что все-таки касается программки FGFA, то, по словам Погосяна, у Рф с Индией нет глобальных противоречий. «У нас не плохое взаимопонимание как с ВВС Индии, так и с индийской индустрией. Но нужно осознавать, что уровень кооперации и трансферта технологий находится в зависимости от обоих участников проекта. Мы со собственной стороны открыты для индийских партнеров, а вопросы, которые появляются, носят обычный рабочий характер», — заявил нам глава ОАК. Это подтвердил и засол Рф в Индии Александр Кадакин, заявивший, что никаких жалоб от индийской стороны по программке FGFA не поступало. Более того, тот же Норман Анил Кумар Браун в интервью местным СМИ подтвердил, что работы над проектом FGFA длятся в обыкновенном режиме. «Первый макет FGFA прибудет в Индию в 2014 году для прохождения испытаний на базе Озар. Конкретно там, также в испытательном центре в Рф над ним до 2019 года будут работать русские и индийские ученые, — гласит маршал. — Серийное создание будет развернуто на мощностях компании HAL. Возлагаем надежды, что к 2022 году все они сделают и мы примем машину на вооружение». Договор на оканчивающую стадию ОКР и на серийное создание FGFA меж Индией и Россией должен быть подписан в наиблежайшие месяцы. И как это произойдет, все другие программки закупки военной авиатехники Индия, разумеется, должна будет свернуть. Более того, некие из их вообщем могут быть в корне пересмотрены либо отменены. И больше всего от этого пострадают французы, лоббисты которых, судя по всему, и затеяли кампанию против FGFA.


Средств нет, самолетов тоже


Еще два года вспять французская компания Dassault со своим истребителем Rafale одолела в скандальном тендере на поставку 126 истребителей для ВВС Индии. По условиям конкурса фаворит был должен поставить готовую партию из 18 самолетов и организовать создание оставшихся 108 машин на мощностях HAL. Сумма сделки сначало оценивалась в 12 миллиардов баксов, но позже внезапно для всех выросла до 20 миллиардов баксов. И понятно почему. По каким-то причинам Dassault практически в два раза прирастила стоимость на свои машины, с 65 млн баксов до 120 млн за самолет. Это событие очень изумило управление минобороны Индии, которое решило дать сделке задний ход. Министр обороны Аракапарамбил Энтони так прямо и произнес: «Индия не хочет подписывать договор с Dassault, по последней мере до проведения новых всеобщих парламентских выборов в мае, потому что цена договора уже вышла из-под контроля». Но даже после того, как выборы пройдут и в стране будет сформировано новое правительство, шансов на успешное окончание этой сделки практически нет. Во-1-х, до сего времени не сняты вопросы с регулированием использования лицензии на создание Rafale, не говоря уже о рассредотачивании работ. ВВС Индии просит предоставить гарантии, что график поставок истребителей будет обязательно соблюдаться. Но ни HAL, ни Dassault такие гарантии дать не смогли. 1-ая — так как не уверена в собственных поставщиках, а 2-ая — так как не уверена в способностях и пунктуальности HAL. Даже подготовительные переговоры на данную тему зашли в тупик. В итоге глава HAL Равиндра Тьяги был обязан в последний момент отменить собственный визит в Париж. Во-2-х, у ВВС Индии, ну и у самого минобороны, вправду не осталось средств на реализацию закупочных программ. «У нас израсходовано 92 процента военного бюджета», — сказал г-н Энтони.


Угроза пятому поколению
Истребитель Rafale в боевой конфигурации с шестью УР Hammer класса «воздух-земля», 4-мя УР средней и большой дальности MICA и 2-мя УР Meteor сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух», также 3-мя навесноыми топливными баками емкостью по 2000 л
Источник: Dassault Aviation

В этой ситуации индийские власти были обязаны просить целый ряд собственных контрагентов, включая такие компании, как Airbus и Boeing, с осознанием отнестись к переносу подписания договоров на закупку летающих танкеров и ударных вертолетов на более поздний срок. Сумма этих сделок составляет всего около 3 миллиардов баксов, что в разы меньше, чем желает за свои истребители Dassault. «В случае закупок истребителей Rafale ВВС Индии ждет реальная финансовая трагедия, — гласит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. — Этот проект грозит поглотить все ассигнования на развитие ВВС Индии и бросить эту страну без технологий 5-ого поколения». Дело в том, что, когда объявлялся тендер на закупку самолетов этого класса, ВВП Индии рос двузначными темпами. Но с того времени ситуация резко усугубилась. Темпы роста ВВП свалились с 10,5% в 2010 году до 4,8% в 2013-м, и то только благодаря резкой — на 30% — девальвации рупии. Но это не могло не привести к сокращению военного бюджета страны. Если в 2006/2007-м финансовом году он находился на максимуме и составлял в пересчете практически 40 миллиардов баксов, то в 2013/2014-м финансовом году снизился до 31,6 миллиардов баксов. И в наиблежайшие пару лет будет только сокращаться. «Понятно, что в этих критериях очень высока возможность сокращения либо аннулирования закупочных программ. С учетом того что секвестр отлично функционирующей программки производства на HAL Су-30МКИ решительно неосуществим, настоящая конкурентность за ресурсы имеет место только меж проектом по выпуску Rafale и FGFA», — гласит г-н Макиенко. Но французы эту конкурентнсть, судя по всему, проиграют. И это просто объяснимо: в отличие от сделанного практически четверть века вспять французского Rafale проект FGFA даст Индии возможность получить вправду ведущие технологии и сделать свою школу авиастроения. Не считая того, на данный момент он находится на шаге ОКР и не будет добиваться значимых расходов, а к моменту начала серийного производства экономика Индии, можно возлагать, снова будет расти высочайшими темпами, что дозволит безболезненно выполнить массовые закупки истребителей 5-ого поколения. А не устаревших французских машин.


Алексей Хазбиев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,144 сек. | 12.49 МБ