Истребитель, опередивший время

Истребитель, опередивший время
Уникальный перехватчик МиГ-31, способный решать самые разные задачки ВКО, нужно срочно возвратить в строй
Александр Тарнаев

Для Рф все огромную актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего страны на северном направлении и защиты интересов страны в Арктическом регионе. Борьба за Арктику носит геополитический нрав, так как защищать там вправду есть что: по данным ООН, припасы нефти в Арктике составляют 90–100 млрд тонн. Эта цифра превосходит ресурсы Рф и Саудовской Аравии взятых вместе и разъясняет, почему в критериях погодных конфигураций Арктика становится зоной столкновения интересов глобальных держав.

Арктика богата не только лишь залежами энергоресурсов: в регионе добывается практически половина рыбной продукции мира. Также большие экономические перспективы по мере таяния льдов делает развитие торгового судоходства по Северному морскому пути меж Атлантическим и Тихим океанами. В арктической зоне размещены важные предприятия русской оборонной индустрии, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры. Не считая того, по Северному Ледовитому океану в протяжении 20 тыщ км проходит муниципальная граница нашей страны.

" Cегодня в мире нет и в наиблежайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сравнимого с МиГ-31 по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим чертам ”
В 2008 году президентом Рф были утверждены «Основы гос политики Русской Федерации в Арктике на период до 2020 года и последующую перспективу». Беря во внимание взятый государством курс на неизменное военно-морское присутствие в Арктике и защиту собственного статуса как ведущей арктической державы, президент Владимир Путин призвал уделить повышенное внимание развертыванию воинских частей и инфраструктуры на арктическом направлении.

В то же время суровую тревогу вызывает состояние воздушно-космической обороны Рф. Проведенные Комитетом Гос думы по обороне вместе с фракцией КПРФ в апреле и ноябре 2013 года парламентские слушания о состоянии и дилеммах совершенствования боевых способностей Войск ВКО, также по вопросам использования авиационных комплексов МиГ-31 в ВКО страны проявили наличие суровых заморочек на направлении обеспечения государственной безопасности Рф.

Важная из их – разрушение авиационной составляющей системы ВКО, база которой – сверхзвуковые истребители-перехватчики далекого деяния МиГ-31. Под разными предлогами эти самолеты поспешно уничтожаются.

Наилучший по всем чертам

Анализ открытых военных программ ведущих государств мира позволяет гласить о том, что на сей день в мире нет и в наиблежайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сравнимого с этим самолетом по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим чертам, также по эффективности в данном интервале его боевого внедрения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и поражения крылатых ракет во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов спектре высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), низколетящих спутников, самолетов-невидимок, других воздушных целей всех типов на максимально малых, малых, средних и огромных высотах, деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, также неверных термических целей.

Он представляет собой высокоплан с трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и цельноповоротным стабилизатором. Для увеличения стойкости на нем установлены два дополнительных подфюзеляжных киля. В связи с высочайшим нагревом обшивки самолета при полете на сверхзвуковых скоростях конструкция планера сделана в главном из жаропрочных сталей и титановых сплавов (50 процентов – нержавеющая сталь, 16 – титан, 33 – алюминий и один процент – другие конструкционные материалы).

Самолет имеет трехстоечное шасси, носовая стойка снабжена 2-мя пневматиками, главные стойки имеют конструкцию двухколесных тележек. Створки ниш главных стоек употребляются в качестве тормозных щитков. Для сокращения пробега самолета при посадке в хвостовой части фюзеляжа поставлен контейнер тормозного парашюта.

Установленная на самолете РЛС «Заслон» обеспечивает возможность обнаружения воздушных целей на дальности 200 км, сопровождения целей класса стратегический бомбовоз – 200 км, класса истребитель – 120 км.

Может быть также обнаружение малоразмерных целей на фоне земли, что позволяет использовать истребитель для борьбы с крылатыми ракетами. При всем этом предвидено одновременное сопровождение до 10 целей и одновременное наведение управляемых ракет на четыре цели.

Для укрытого поиска и сопровождения целей может быть применен и теплопеленгатор, датчики которого расположены в полуутопленном положении под носовой частью фюзеляжа и в полете выдвигаются в рабочее положение.

Самолет оборудован современным комплексом радионавигационного оборудования, цифровой системой закрытой связи и системой индикации данных на лобовом стекле кабины летчика. Для перехвата малоразмерных целей вооружен интегрированной шестиствольной пушкой ГШ-23-6 калибром 23 мм (боекомплект – 260 патронов, скорострельность – 8000 выстр/мин). Пушка установлена под фюзеляжем и в небоевом положении прикрыта створкой-обтекателем.

Основное вооружение состоит из управляемых ракет далекого деяния класса «воздух-воздух». Обычно четыре ракеты подвешиваются в полуутопленном положении под фюзеляжем и две – на пилонах под консолями крыла. Это могут быть ракеты Р-27, Р-30, Р-33, Р-40Т, Р-40Д, Р-60М.

В качестве силовой установки на МиГ-31 употребляются массивные высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные движки Д-30Ф6, развивающие тягу на форсаже по 15 500 кг. Припас горючего во внутренних топливных баках составляет 16 350 л., могут быть подвешены топливные баки общей емкостью 4000 л.. Самолет модификации МиГ-31Б оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

МиГ-31 способен перебегать звуковой барьер в горизонтальном полете и в режиме набора высоты, в то время как большая часть сверхзвуковых самолетов перебегают скорость М=1 в пологом пикировании. Более того, МиГ-31 может на средних и огромных высотах выходить на сверхзвук без включения форсажа. А ведь данным свойством, как считается, владеют только истребители 5-ого поколения.

На малых высотах полет на сверхзвуке для летчика МиГ-31 комфортен. Самолет на этом режиме полностью устойчив и не склонен к болтанке, обыкновенной для аппаратов, чье крыло оптимизировано для дозвукового воздушного боя. Например, те же Су-27 (также МиГ-29, F-15, F/A-18, «Рафаль» и т. д.) у земли даже на высочайшей околозвуковой скорости способны лететь всего пару минут.

Су-35С в плане аэродинамики не достаточно отличается от Су-27 и, означает, по скороподъемности на огромных скоростях и возможности проходить звуковой барьер уступает МиГ-31. Можно поставить на самолет совершенную систему управления, оснастить новыми УР «воздух-воздух» большой дальности, но для реального перехватчика этого не много – перехватчик должен владеть способностью добиться рубежа атаки в кратчайший срок. Т-50 так же, как и Су-35С, быстрее нацелен на воздушные бои, чем на перехват.

Все современные истребители (не считая самолетов 5-ого поколения) не являются полностью сверхзвуковыми, потому что у их время полета на сверхзвуке ограничено 5–15 минутками из-за различного рода ограничений по конструкции планера. Продолжительность же полета МиГ-31 на сверхзвуке лимитирована только припасом горючего.

История машины и применение

В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров. Всего на самолете этого типа установлено 29 глобальных рекордов.

Истребитель, опередивший время

Создание МиГ-31 началось в 1981 году на заводе «Сокол» в городке Горьком (сейчас Нижний Новгород). К концу 1994-го выстроено более 500 таких машин, после этого их создание было свернуто.

Возникновение МиГ-31 в частях привело к существенному изменению стратегии поведения зарубежной авиации и воздушной обстановки в целом в тех районах, где боевая авиация ранее не один раз нарушала русское воздушное место, позволяла для себя «поиграть на нервах» как у ПВО, так и у экипажей штатских кораблей и военных судов.

В процессе бессчетных учений была отработана стратегия групповых действий 4 МиГ-31, связанных меж собой каналами шифрованной связи, обменивающихся информацией и осуществляющих целенаведение отдельных самолетов, входящих в состав группы. Эта стратегия позволяет группе из 4 самолетов МиГ-31 держать под контролем воздушное место протяженностью по фронту до тыщи км. Может быть также внедрение МиГ-31 в качестве фаворита для координации действий истребителей-перехватчиков с наименее массивным радиоэлектронным оборудованием.

Целевое оборудование самолета и вооружение обеспечивают обнаружение и поражение воздушных целей на дальностях порядка до 200 км зависимо от ракурса, под которым производится атака, и действенной отражающей поверхности цели. МиГ-31 обустроен аппаратурой передачи данных (АПД), позволяющей вести обмен информацией меж перехватчиками снутри отряда, меж ведущими самолетами отрядов и меж ведущими и наземным КП в реальном масштабе времени в автоматическом (без вмешательства штурмана) режиме.

На практике это значит частичную скрытность боевого внедрения. Довольно нередко противник обнаруживает атакующий самолет не методом включения на облучение своей бортовой РЛС, а фиксацией сигнала РЛС атакующего самолета. В случае выполнения атаки отрядом либо парой МиГ-31 поиск цели при помощи РЛС может делать один перехватчик, а запуски ракет – другой (либо другие). Таким макаром, противник некое время остается в незнании, откуда и когда прилетит ракета, и может не успеть поставить помехи либо выполнить противоракетный маневр.

Благодаря АПД просто нейтрализуются противоракетные маневры, которые делает противник. Наличие АПД в купе с совершенной БРЛС «Заслон» позволяет МиГ-31 с высочайшей вероятностью уничтожать самолеты – постановщики помех. Почти всегда помехи ставятся направленно – на работающую РЛС. Поставить помехи четырем работающим в унисон РЛС труднее хотя бы из-за необходимости вчетверо прирастить мощность передачи помех. На практике не возрастает мощность передачи помех, а миниатюризируется действенная дальность постановки помех, а работа БРЛС МиГ-31 на различных частотах принуждает еще понизить мощность помехового сигнала из-за необходимости расширения частотного спектра передачи. Труднее выслеживать переход работающих БРЛС с одной частоты на другую в случае 4 перехватчиков – у экипажей возникает время, в течение которого помехи не действуют. Время – секунды, но их хватит для удачного запуска Р-33. В конце концов, координаты постановщика помех можно найти методом обычный пеленгации с 4 МиГ-31, а далее – варианты поражения цели могут быть разными.

Постановщик помех является целью наивысшего приоритета, потому что таковой самолет способен не только лишь срывать атаки, но что самое главное – скрывать боевой порядок ударных самолетов. Ликвидирование постановщика помех – 1-ый шаг в направлении поражения всей группы самолетов противника. В наших ВВС такую задачку отлично может выполнить только МиГ-31.

В процессе проектно-конструкторских работ был сотворен ряд модификаций серийного самолета, значительно повышающий его свойства:

МиГ-31Б – истребитель-перехватчик с дозаправкой в воздухе;
МиГ-31Д – одноместный истребитель с противоспутниковой ракетой;
МиГ-31Ф (Э) – многоцелевой фронтовой истребитель;
МиГ-31Э – далекий истребитель-перехватчик.
 

Работы по глубочайшей модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984 году, привели к созданию МиГ-31М – модернизированного истребителя-перехватчика с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, движком и вооружением, позволяющим накрепко перехватывать самолеты-невидимки и крылатые ракеты, парящие на малых и сверхмалых высотах. Он стал верхушкой развития военной авиации в СССР, ряд сведений о нем до сего времени носит закрытый нрав. О показателях боевой эффективности МиГ-31М сейчас в строевых частях и не грезят.

Достоинства МиГ-31М перед другими самолетами-истребителями мира:

МиГ-31М по наибольшей скорости опережает все подобные самолеты мира более чем на 500 км в час;
наибольшая боевая нагрузка на 6 тонн больше, чем у МиГ-31;
подвеска ракет Р-37 на МиГ-З1М полуутоплена и фактически не усугубляет аэродинамику самолета, что позволяет достигать наивысшую расчетную скорость 3000 км в час и высоту 20–22 километра, также наращивает дальность полета на сверхзвуковом режиме;
для других самолетов-истребителей с обозначенными либо схожими ракетами наибольшая скорость – менее 2000 км в час и высота на три – 5 км меньше, в итоге чего энергия, придаваемая ракете при старте с такового носителя, меньше, чем у МиГ-З1М, втрое, что значительно уменьшает дальность полета ракеты;
в дуэльной ситуации это обусловливает возможность уничтожать самолеты противника без риска собственного поражения за счет большей дальности ракет, запущенных с большей высоты и с большей скоростью.
 

Оказался не нужен

На авиазаводе «Сокол» во 2-ой половине 80-х годов была построена установочная партия МиГ-31М в количестве 6 опытнейших самолетов. В марте 1992-го на авиабазе «Мачулищи» под Минском МиГ-31М проявили военно-политическому управлению Рф и неких государств СНГ. В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента Рф телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программке сотворения МиГ-31М, по поводу удачного окончания испытаний. Имелся в виду запуск с этого самолета ракеты, которая идеально поразила цель на дистанции более 300 км, что до сего времени труднодоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина краткосрочно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала потрясающие отклики.

Но Рф 90-х годов таковой самолет оказался не нужен. МиГ-31М не пошел в серию. Было остановлено создание и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего движки к нему, очутились во владении янки – завод закончил изготовка таких силовых установок.
Из 500 сделанных машин к истинному времени в строю осталось около сотки. При всем этом одной из обстоятельств прекращения производства и модернизации МиГ-31 именуется отсутствие уникальных движков завышенной мощности Д-30Ф6, специально разработанных для этого самолета конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся ранее Пермским моторным заводом.

Проведенная нами проверка показала, что данные об отсутствии движков не соответствуют реальности. Выяснилось, что на ПМЗ и базах хранения находится выше 600 таких движков, техническое состояние которых после восстановительного ремонта дозволит обеспечить модернизацию и создание более 300 самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок 15–20 лет. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области и на авиаремонтных заводах сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, нужные для возобновления работ. По расчетам профессионалов, все это более чем на третья часть понизит время и общие производственные издержки на восстановление настолько нужных для защиты воздушно-космических рубежей истребителей-перехватчиков далекого деяния.

Варианты

В 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий существенно увеличенные боевые способности и несущий высокоточное орудие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сопоставлению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на практически в два раза большем расстоянии. Дальность обнаружения воздушных целей доведена до 320 км. В процессе испытаний продемонстрирована возможность поражения самолетов противника в далеком ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в текущее время труднодоступно ни одному иностранному истребителю. Бортовой радиолокационный комплекс? МиГ-31БМ способен аккомпанировать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть сразу обстреляны ракетами Р-33С либо Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, парящих со скоростью, в 6 раз превосходящей скорость звука, усовершенствованы другие свойства комплекса. Муниципальные тесты модификации комплекса МиГ-31БМ завершены в 2012 году.

Уместно напомнить и о модификации МиГ-31Д в варианте носителя противоспутниковой ракеты. После распада СССР работы по этой теме закончились. Возобновление данной программки на новеньком технологическом и научном уровне способно перевоплотить самолет в принципиальный элемент противоракетной и противокосмической обороны.

Нужно подразумевать и то, что авиационный комплекс МиГ-31 с системой дозаправки топливом в воздухе и его уникальной возможностью «собирать» радиолокационную информацию о воздушной обстановке, обмениваться ею с другими бортами, управлять орудием, как никакой другой современный истребитель, подходит для решения задачки сопровождения стратегических ракетоносцев далекой авиации и преодоления ПВО противника. В целях более полной реализации боевых способностей МиГ-31 при сопровождении далеких бомбардировщиков следует пошевелить мозгами и о обоюдном обмене данными меж стратегическими ракетоносцами, самолетами-заправщиками и истребителями. Это уже будет авиационный комплекс, состоящий из носителей ядерного орудия, сил его прикрытия и обеспечения в воздухе.

Мировоззрение профессионалов

На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных профессионалов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной базе. Ряд главных летно-технических черт самолета и его уже сделанных модификаций ни сейчас, ни в дальнейшем десятилетии, скорее всего, не будет в комплексе превзойден ни в Рф, ни за рубежом по последующим характеристикам:

1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), наибольшая скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается менее 1800 км/ч, Су-35 могут делать только краткосрочный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.

2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).

3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).

4. Статический потолок – 20,6 километра (Су-35 – 18 км, Т-50 – 20 км), динамический потолок – 25 км.

Необходимо подчеркнуть, что по наибольшей скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только лишь русские Су-35С и Т-50, да и забугорные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».

По воззрению профессионалов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум наиблежайшие 15 лет при выполнении последующих задач:

перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и ликвидирование воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
обнаружение и ликвидирование низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
действенное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
ликвидирование спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 кг на орбиты 200–800 км (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до мало нужной для пуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По воззрению профессионалов, вероятна транспортировка 2-3 боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В данном случае разгонная ступень не требуется, по этому дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза зависимо от габаритов и веса боевого блока.
 

По оценкам авиационных профессионалов, военных ученых и профессионалов, самолет МиГ-31, владея большущим модернизационным потенциалом, является более многообещающим для рассмотрения его в качестве базисного при решении задач ВКО, стратегического лазутчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты компактных спутников различного предназначения и т. д. Это подтверждается бессчетными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ штатских ведомств.

Беря во внимание изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новейшей модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Муниципальную программку вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию многообещающего самолета – комплекса далекого перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность обозначенной машины может быть очень высочайшей.

Не считая того, полагаю нужным модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с наилучшими летно-техническими чертами и боевыми способностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и движки к ним целенаправлено использовать в качестве опытнейших образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследовательских работ, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.

Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы Рф уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно маленький период.

Александр Тарнаев,
член Комитета Гос думы по обороне

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,147 сек. | 12.56 МБ