
После того, как Китай в течение нескольких месяцев призывал к диалогу в Ливии, он сам вступил в дипломатичную борьбу, но при всем этом отыскивает расположения обеих сторон больше для того, чтоб сохранить свои интересы, чем положить конец конфликту, молвят аналитики.
Тёплый приём в Пекине министра зарубежных дел Ливии на этой неделе и приглашение оппозиции посетить Китай происходят как раз когда Запад предоставил свою дипломатичную и финансовую поддержку повстанцам, стремящимся свергнуть Муаммара Каддафи.
Пресс-секретарь министерства зарубежных дел КНР Хун Лэй заявил, что Пекин "работает вкупе с интернациональным обществом для политического урегулирования ливийского кризиса", но аналитики молвят, что его роль носит сначала прагматический нрав.
"Для Китая принципиально не то, кто у власти, а то, как это отвечает его экономическим интересам и помогает защитить его людей", — произнес "АФП" Джонатан Холслаг, научный сотрудник в брюссельском Институте исследования современного Китая.
"Китай считает, что новым режимам в развивающихся странах обычно требуется больше китайской экономической поддержки и, таким макаром, это не непременно негативно сказывается на его присутствии (в стране)".
Только за прошлую неделю Пекин подтвердил две встречи с Мустафой Абдель-Джалилем, фаворитом оппозиционного Государственного переходного совета (НПС) — одна прошла в Дохе, а другая в восточном ливийском городке Бенгази, контролируемом повстанцами.
Бюрократ китайского министерства зарубежных дел заявил потом в четверг, что Пекин готов принять представителей НПС "в не далеком будущем".
Меж тем министр зарубежных дел Ливии Абделати аль-Обейди провёл три денька в Пекине на этой неделе, ведя дискуссии о путях окончания кризиса, и Пекин настаивал на том, что "основным ценностью" для обеих сторон должно стать прекращение огня.
Холслаг произнес, что Пекин нередко "диверсифицирует свои политические дела" в таких нестабильных странах как Судан, Мьянма и Пакистан, встречаясь с оппозиционными группами, чтоб его экономические интересы могли "лучше выстоять во время политических волнений".
У Китая значимые коммерческие интересы в Ливии, включая нефтяные, телекоммуникационные и жд проекты, и он был обязан эвакуировать более 35000 собственных рабочих-мигрантов из этой североафриканской страны, когда посреди февраля вспыхнули кавардаки.
Пекин придерживался до недавнешнего времени собственной давнешней политики невмешательства и общественного нейтралитета с самого начала конфликта в Ливии, много раз призывая окончить народное восстание мирным путём.
Хотя Китай дозволил Совету безопасности ООН одобрить международные военные деяния против режима Каддафи, воздержавшись от голосования по резолюции, заместо того, чтоб применить вето, но он критиковал воздушные удары под управлением НАТО.
"После того, как Пекин, непременно, возлагал надежды на провал интервенции (под управлением НАТО), он сообразил, что ситуация по сути поменялась и решил сохранить свои интересы и присутствие в регионе", — произнесла "АФП" парижский эксперт по Китаю Валери Нике.
"В наиблежайшей перспективе Китай, установив контакты с оппозицией, непременно выведет свои фигуры на шахматную доску, как в экономическом, так и в политическом плане", — произнесла Нике, глава азиатского отдела в Фонде стратегических исследовательских работ.
Для Жан-Пьера Кабестана, доктора в Баптистском институте в Гонконге, разумеется, что хотя Пекин — в отличие от Вашингтона и даже Москвы — пока ещё не призвал Каддафи уйти, но он пробует "приготовиться к будущему, сближаясь с повстанцами, но не поддерживая позицию Запада".
В непривычной для Пекина роли посредника Китай рискует оказать только ограниченное воздействие на сам конфликт, произнес он "АФП", но добавил: "У Китая огромные интересы на Ближнем Востоке и в Африке".
Кабестан растолковал, что потому что Ливия находится "на скрещении этих 2-ух регионов", то Пекину пришлось иметь дело с Триполи, невзирая на "сложные
дела" с Каддафи, который не посещал Китай в течение практически 30 лет.
Китаю также нужно управлять его очень необходимыми связями как с Африканским Союзом, так и с Лигой арабских стран на фоне политического ландшафта, который был перевёрнут с ног на голову неожиданным подъёмом народных восстаний, за которыми Пекин следит с возрастающим беспокойством.
"Пекин не желает отрезать себя самого от базы, на основании которой он строит своё международное воздействие, в особенности в отношениях с Соединёнными Штатами", — произнесла Нике.
Вашингтон игнорирует всё большее роль Китая (в ситуации с Ливией), а пресс-секретарь Госдепартамента США Марк Тонер заявил: "По этому вопросу есть посредник от ООН. И мы считаем, что это должно быть в центре усилий посредничества в конфликте там (в Ливии)".