
Т-44 не был выпущен в огромных количествах, как БТ, либо Т-34, не прошел всю войну. Не стал главным танком для армии. Но все равно является достойным представителем русского танкостроения.
К его созданию приступили в конце 1943 года, в Конструкторском бюро Уральского танкового завода, под управлением А. А. Морозова.
В разработке Т-44 были обширно применены выработки трёх танков, известного Т-34, Т-34М и Т-43.
Т-34М
Т-34М начали разрабатывать в 1940 году, наряду с Т-34. Ему планировали установить более сильную 60 мм лобовую броню, 600-сильный движок, 8-ми высокоскоростную коробку. Ходовую часть с 6-ю опорными 3-мя поддерживающими катками. Движок желали расположить поперёк корпуса, развернув его на 90 градусов, смогли бы уменьшить длину машины и прирастить боекомплект 76 мм пушки до 100 снарядов (у Т-34 — 77). Этот танк обещал затмить Т-34 по всем статьям (бронирование, огневая мощь, подвижность). Но в конечном итоге, военное командование, не поддержало нововведений конструкторов, видимо не желали распылять силы, сосредоточившись на Т-34, и проект свернули. Конструкторам поручили другое задание – проектирование Т-43.
Заодно было прервано создание танков массой 30, 40, 50 тонн, с лобовой бронёй 75, 90, 120 мм, пушками калибра 57, 76 и 107 мм. А ведь встреча германцев летом 1941 года с Т-34 и КВ стала, по их же мемуарам очень противным «сюрпризом». Думается встреча с Т-34М, их бы тоже не обрадовала.


Т-43
Танк Т-34 был пару раз модернизирован, в процессе войны и дошел до собственного потолка. РККА требовалась новенькая машина класса средний танк. Проектирование Т-34 было завершено к июню 1943 года. Главное требование к нему было – максимум защиты, при минимуме роста массы танка.
Корпус имел радиальное 75 мм бронирование, лобовая часть башни – 90 мм (для сопоставления, у Т-34 — 45 мм). Но длину моторно-трансмиссионного отделения уменьшить не удалось, потому боевое отделение вышло меньше. Чтоб обеспечить экипажу больше места, конструкторы в первый раз на среднем танке поставили торсионную подвеску, более маленькую, чем свечная, с вертикальными пружинами, как на Т-34.
Т-43 затмил по бронезащите Т-34, приблизился по огневой мощи к КВ, но очень прирастил удельное давление на грунт, что плохо сказывалось на подвижности и припасе хода. Ну и его конструкция вышла предельной. Исключая способности большой модернизации. Потому, когда Т-34 оснастили 85 мм пушкой, надобность в Т-43 отпала.
Но опыт его сотворения не пропал, к примеру: его испытательный пробег в 3 тыс. км, наглядно показал корректность установки торсионной подвески. Стало ясно, что нужна принципно новенькая машина – ее окрестили Т-44.

Т-44
На нём также применили поперечное размещение мотора, да и ряд новых технических новинок, в конечном итоге конструкция Т-44 на несколько десятилетий обусловила развитие танков, в СССР.
Высота МТО была уменьшена, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного мотора к борту. Дизельный мотор В-44 оснастили усовершенствованной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с., при том же объёме цилиндров, что и на В-34. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, поставили малогабаритный маховик. Это позволило установить дизель на низкой, жесткой и легкой мотораме. Таким макаром, высоту корпуса уменьшили до 300 мм. Вентилятор сместили в к кормовому ли
сту, это улучшило остывание агрегатов коробки.
Водяной и масленый радиаторы поставили горизонтально (на Т-34 стояли вертикально), под крышкой трансмиссионного отдела, в однородном воздушном потоке, потому охлаждающая система стала эффективней.
Движок был соединен с новейшей 5-ти ступенчатой коробкой, повышающим редуктором с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи взяли с Т-34.
Новенькая схема МТО дозволила сдвинуть башню с пушкой 85-мм (как и на модернизированном Т-34) в центр корпуса, где экипаж меньше подвергался угловым колебаниям, а пушка не подвергалась риску воткнуться в землю. При передвижении по пересечённой местности. Возросла и точность стрельбы.
Лобовую броню корпуса довели до 120 мм, лючок механика-водителя перенесли на крышу корпуса, убрали шаровую установку курсового пулемета. А на освободившемся месте установили топливный бак.
Т-44 удачно прошел все тесты и был принят на вооружение Красноватой Армии.
В конце 40-х годов была разработана новенькая башня с 100 мм пушкой Д-10Т, либо ЛБ-1 («Лаврентий Берия», т. к. он был заместителем председателя ГКО и ведал вооружениями). На крыше лючка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, борта и ходовая часть были прикрыты 6 мм кумулятивными экранами. Эта модернизация получила заглавие Т-44-100.

С возникновением Т-54, Т-44 не был снят с вооружения, в 1961 году агрегаты мотора, силовой передачи, ходовой части были унифицированы с теми, что были установлены на Т-54. Были установлены приборы ночного видения. В 1966 году установили стабилизатор вооружения в 2-ух плоскостях. Он оставался на вооружении Русской армии до конца 70-х годов.
В боевых действиях не участвовали, не считая участи в операции по угнетению бунта в Венгрии в 1956 году. Участвовал в съемках эпопеи Озерова «Освобождение» — в роли германских «Тигров»
На базе Т-44 выпускали артиллерийские, танковые тягачи, инженерные машины. Всего было сотворено 1823 танка этого типа, танк выпускали до 1947 года.

ТТХ среднего танка Т-44
Масса, т – 31,5
Вооружение – 85 мм пушка ЗИС-С-53, 2-ва пулемета ДТМ
Бронирование, мм, корпус – 120-45, башня 90-75
Движок – дизель В-44 мощность 520 л. с.
Макс. Скорость по шоссе, км в час – 55
Припас хода, км – 235
Длина с пушкой, мм – 7650
Длина корпуса, мм – 5850
Ширина, мм – 3100
Ширина корпуса, мм – 2000
Высота, мм – 2400
Клиренс, мм – 430
Экипаж – 4
Масса модернизированного Т-44М достигнула 32 т, наибольшее бронирование 120 мм, скорость — 57 км в час.
Масса Т-44-100 достигнула 34 т, скорость 55 км в час. Вооружение 100-мм пушка ЛБ-1, либо Д-10Т, зенитный пулемет ДШК, два пулемета ДТМ, либо ГВГ.




