Предтеча Переяславской рады

К 510-летнему юбилею вхождения Харьковщины в состав Российского страны

В январе этого года исполняется 359 лет Переяславской раде — знаковому событию, которому в русское время присвоили официальное заглавие «воссоединение Украины с Россией», а до того назвали «воссоединение Руси». Сегодня же этому событию пробуют дать очередное истолкование, с нехорошим цветом — в контексте «сшивания страны» по галицким лекалам.

Предтеча Переяславской рады

Миша Хмелько. Переяславская рада. 1951 г.

По-видимому, правы те острословы, которые молвят, что мы живем в стране с непредсказуемым прошедшим. Политические акценты, меняющиеся при оценке издавна прошлых событий в угоду текущей политической конъюнктуре, способны так модифицировать описания одних и тех же событий, что непосвященному может даже показаться, что идет речь о совсем различных исторических фактах.

Наверняка, историки XVIII—XIX вв. могли быть много озадачены, если б узнали, что заместо «воссоединения Руси» появится «воссоединение Украины с Россией». А бывшим историкам КПСС и педагогам научного коммунизма, сейчас подвизающимся на ниве «истории Украины», лет 25 вспять и в ужасном сне не привиделись бы их сегодняшние «исторические труды» о «временном военном союзе 2-ух держав».

Конъюнктурные напластования в исторической науке — вещь доходная для их создателей и глашатаев, удачная для политиканов и пропагандистов, но воистину убийственная для исторической правды и адекватного представления о реальности. Ведь даже те, кто дает подабающее всемирно-историческому значению Переяславской рады, находятся в плену стереотипа, что в 1654 г. вышло воссоединение Украины с Россией, а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому царю (www.alternatio.org).

При всем этом в публичном сознании Украина понимается как территория Украинской ССР и ее наследницы — сегодняшней украинской державы. Меж тем, если непредвзято посмотреть на вещи, то сходу становится видна несостоятельность таковой точки зрения — ведь на Переяславской раде в состав Российского страны вошли только земли, контролируемые Богданом Хмельницким.

Как-то забылось, что в то время Богдану Хмельницкому были подчиненны только некие части территорий сегодняшних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей, это составляло 10—12% сегодняшней местности Украины. Вся остальная ее территория — это плоды побед русского орудия, искусства русской дипломатии и… подарки «старшего брата».

Потому, празднуя очередной юбилей Переяславской рады, на многие столетия определившей судьбу Восточной Европы, мы не должны забывать, что нахождение ряда территорий сегодняшней украинской державы в ее составе прямого и прямого отношения к Переяславской раде не имеет, а является только ее отдаленным последствием.

Довольно вспомнить, что Правобережье Днепра оставалось в составе Речи Посполитой прямо до 2-ой половины XVIII в., когда в царствование Екатерины II было освобождено от польского владычества. То же самое касается Северного Причерноморья (историческое заглавие — Новороссия), отвоеванного у турок и татар опять-таки в царствование Екатерины II.

Вскользь следует упомянуть о наградах Ленина, при котором была ликвидирована Донецко-Криворожская республика (kornilov.name/kniga), вследствие чего необъятные промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины (ради увеличения процента пролетариата в фермерской Украине). Не стоит забывать и о роли Сталина, при котором украинскими стали Галиция, Волынь, Закарпатье, Северная Буковина и Южная Бессарабия. И уж совершенно неблагопристойным будет запамятовать о роли Хрущева, подарившего Крым.

Неким домом в списке территориальных приобретений Украины стоит Харьковщина — как территория, первой подаренная Украине и из всех сегодняшних украинских земель подольше всех пребывавшая в составе Рф. На 1-ый взор такое утверждение может показаться внезапным и даже эпатажным, но если непредвзято посмотреть в лицо исторической правде и открыть малоизвестные странички истории, то факты позволят уверить в правоте произнесенного самых недоверчивых (не путать с зашоренными — этих неспособны уверить никакие факты, даже самые тривиальные). В чем все-таки состоят эти факты?

Самый неведомый из их — что территория сегодняшней Харьковщины юридически стала частью Российского страны еще в самом начале XVI в. — в 1503 г.

Как это вышло? Тут следует вспомнить, что разрозненные российские княжества не смогли противостоять Батыеву нашествию, в процессе его подверглись разгрому и разорению и потом стали легкой добычей быстро поднимающегося Литовского княжества. Благодаря овладению необъятными местами бывшей Киевской Руси (в том числе и северскими землями, включившими сегодняшнюю Харьковщину) Литва стала наикрупнейшим государством Европы тех пор. Но, пребывая на достаточно малом уровне культурного развития, Литва поглотила в себя культурные заслуги покоренной Руси, так что некие историки считают, что на определенном шаге было две Руси — Столичная и Литовская.

Тесноватые связи Российского страны и Литвы, династические браки, в значимой мере — общность культур, казалось бы, могли привести к соединению 2-ух стран. Может быть, так и случилось бы, но в процессы вмешался всесущий Ватикан, которому удалось направить в католичество литовскую вершину (в то время как большая часть ее подданных — потомков обитателей Киевской Руси — были православными).

Вследствие церковной экспансии на рубеже XV и XVI вв. в Литве усилились гонения на православных, сопровождающиеся попытками их перевода в католичество. «Строят латинские божницы в городках российских, отымают жен от мужей, малышей у родителей и силою крестят в Закон римский. И могу ли я созидать флегмантично утесняемое православие?» — писал величавый князь столичный Иван III. При этом церковная экспансия задела не только лишь простолюдинов, да и знати, и в ее числе — дочери Ивана III Лены, которая была замужем за величавым князем литовским Александром.

Религиозные противоречия стали одной из обстоятельств обострения отношений меж Русским государством и Литвой. В этих критериях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли сегодняшней Харьковщины), обратились к величавому князю Ивану III с призывом освободить их и подчиненные им городка от литовского ига. И вроде бы предваряя то, что было изготовлено спустя полтора века Богданом Хмельницким, попросили принять их совместно с вотчинами в состав Российского страны

Иван III начал войну с Литвой, которая длилась пару лет и закончилась в 1503 г. Русским государством у Литвы был отвоеван ряд земель, и посреди их — северские земли, в состав которых заходила территория сегодняшней Харьковщины.

Таким макаром, в сегодняшнем году исполняется 510 лет с момента вхождения земель сегодняшней Харьковщины в состав Российского страны.

Это случилось спустя всего десятилетие после открытия Колумбом Америки, за полстолетия до присоединения к Русскому государству Казани и Астрахани, за восемьдесят лет до покорения Сибири и за 100 50 лет до Переяславской рады!

Принадлежность этой местности Русскому государству за длительное время до Переяславской рады подтверждается и «Книгой Большенному Чертежу» — одним из первых описаний Российского страны, и картами Гийома де Боплана — французского офицера, военного инженера и географа, который в 30—40-е гг. XVII в. пребывал на польской службе и оставил наинтереснейшие материалы о тогдашней Украине.

В «Книге Большенному Чертежу», одном из первых географических описаний Рф, составленном в Столичном Разрядном приказе в 1627 г., приведено описание южной местности Российского страны, где указываются харьковские реки: Лопань, Харьков, Уды. О том, что это территория конкретно Столичного страны, свидетельствует и то, что она никогда не заходила в Гетманщину, подчинялась белгородскому воеводе, Посольскому приказу, а совсем не сделанному в Москве в 1663 г. Малороссийскому приказу.

Потом территория края была включена в состав Азовской губернии, а потом тут местности были сделаны Слободско-Украинская и Харьковская губернии, население которых отличалось по собственному юридическому положению от населения других губерний современной Украины. Фактически, официально к Украине Харьковщина стала иметь отношение только на рубеже 1917—1918 гг., когда в Харьков перебрался Всеукраинский съезд Советов, изгнанный из Киева Центральной радой, а потом пришли приглашенные Центральной радой кайзеровские войска, которыми, фактически, и была проложена сегоднящая граница меж Харьковом и Белгородом.

Еще один современник, оставивший на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 55 | 0,214 сек. | 13.02 МБ