
Портативная система, которую разрабатывают в Институте Вандербильда по заказу южноамериканского оборонного агентства DARPA, концептуально не представляет собой ничего нового. Она представляет собой так именуемую пассивную акустику, которая по разнице в долетающих до ее микрофонов звуках выстрела выявляет его положение в пространстве.
На этом принципе работает система RedOwl, о которой мы ведали в заметке «До первого выстрела». Но разработчики хотят в первый раз сделать схожую систему портативной, персональной для каждого бойца, и соединить массив таких полевых систем в единую сеть, обменивающуюся информацией и связанную с GPS-навигаторами. А это уже – совсем другой уровень современного вооружения.
Сообщается, что в каждой таковой системе будет применено 4 микрофона, закрепленных на шлеме, а для связи средством радиоволн будут объединены в сеть, построенную на базе технологии ZigBee. Сеть дозволит системе обнаружения полагаться на данные, приобретенные не одним датчиком, а целой массой, что не только лишь расширит зону поиска, да и сделает итог работы намного более четким.
«Если просто закрепить микрофоны на шлеме, они окажутся близко друг к другу, и точность обнаружения не будет довольно высочайшей, — объясняет глава группы разработчиков Акос Ледечи (Akos Ledeczi), — Но взаимообмен информацией меж узлами сети делает систему в целом намного более действенной, учитывающей данные, приходящие от различных боец, принимая во внимание их обоюдное размещение и ориентацию в пространстве. Довольно данных от 2-ух боец, чтоб выяснить направление выстрела с точностью больше градуса, а означает (для обыденных критерий) локализовать снайпера с точностью в несколько метров».
Средством Bluetooth-соединения система разговаривает с карманным компом бойца, в который заблаговременно загружаются спутниковые снимки и карты района боевых действий, так что место, где укрылся снайпер, будет здесь же отображаться на дисплее. Естественно, система имеет методы анализа сигнала, которые позволяют выделить звук, соответствующий для выстрела из сильной снайперской винтовки, посреди массы других шумов, неминуемых на поле боя – сначала, отличить их от автоматных выстрелов.
Основная неувязка, с которой пока сталкиваются разработчики, состоит в необходимости верно выслеживать положение всех боец, чьи системы объединены в единую сеть. Точности, которая доступна через GPS, недостаточно, ну и в неких критериях – к примеру, в городке – она становится к тому же не настолько надежной. Инженерам пришлось оснастить каждого бойца к тому же крошечным радиоприемником с анализатором, который, оценивая интерферирующие сигналы, поступающие с радиомаячков на поле боя, позволяет намного поточнее осознать положение бойца.
Таковой принцип является реализацией новейшей концепции Пентагона, направленной на создание систем датчиков для поля боя, организованных по принципу «умной пыли» (smart-dust). Другими словами – огромное количество дешевеньких и маленьких «узлов», самоорганизующихся в единую сеть, в целом намного более эффективную и надежную, чем отдельные сложные системы.
Вправду, современные системы обнаружения снайперов стоят от 10 до 50 тыс. баксов США, тогда как, по оценкам разработчиков, каждый узел в предложенной ими сетевой системе обойдется приблизительно в тыщу.
Вобщем, любые акустические системы мучаются одним основным недочетом: они могут найти снайпера только после того, как он выстрелил. Меж тем, есть и другой подход, который время от времени может позволить даже обезвредить стрелка еще до того, как он нанесет удар – по отраженному свету его оптики. Читайте об этом: «Охота на охотника».