
Президент Медведев подписал в пн указ об увольнении генерал-лейтенанта Андрея Третьяка с должности начальника Головного оперативного управления (ГОУ) Генштаба ВС РФ. На его место был назначен генерал-лейтенант Владимир Зарудницкий, ранее служивший заместителем командующего Южным военным округом. Этим же указом, размещенным на веб-сайте Кремля, в припас были высланы замначальника кафедры муниципального управления и государственной безопасности Военной академии Генштаба генерал-майор Евгений Дербин и замкомандующего военно-транспортной авиацией генерал-майор Валерий Шемякин, а полковник Дмитрий Волошин назначен начальником боевой подготовки далекой, военно-транспортной и специальной авиации — основным инспектором-летчиком.
Специалисты считают должность управляющего ГОУ чуть ли менее принципиальной, чем должность начальника Генштаба. «Глава ГОУ — это мозг армии», — заявил «МН» управляющий Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. При помощи ГОУ Генштаб организует планирование и управление всеми войсками Вооруженных сил РФ. Начальник ГОУ отвечает за то, как будет в случае необходимости действовать армия на каждом оперативном направлении. Не считая того, Главное оперативное управление организует взаимодействие Вооруженных Сил с федеральными органами исполнительной власти, также с Объединенным штабом ОДКБ.
О том, что Третьяк покинет собственный пост, стало понятно летом. В июле в СМИ появилась информация о том, что он совместно с начальником головного штаба — первым заместителем главнокомандующего сухопутными войсками генерал-лейтенантом Сергеем Скоковым и начальником управления радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Генштаба генерал-майором Олегом Ивановым написал рапорт об увольнении. Утверждалось, что предпосылкой демарша послужило недовольство генералов проводимой военной реформой и сложные дела с начальником Генштаба Николаем Макаровым.
Эти сообщения опроверг статс-секретарь Минобороны Николай Панков. Подтвердив, что генералы вправду подали рапорты об увольнении, он сказал, что предпосылки этого шага были более прозаичными, чем утверждала пресса. По его словам, Скокову и Иванову были предложены другие должности, но те предпочли покинуть ряды Вооруженных Сил, а Третьяк решил уволиться из-за заморочек со здоровьем.
«Мое решение об увольнении из армии никаким образом не связано с вопросами реформирования Вооруженных Сил, а тем паче с какими-то разногласиями с руководством», — откомментировал через некое время показавшиеся слухи сам Третьяк.
Утверждение, что предпосылкой увольнения Третьяка стали трудности со здоровьем, звучит, мягко говоря, удивительно, считает Анатолий Цыганок. «Офицеры, когда назначаются на вышестоящие должности в Генштабе, проходят тщательное обследование, так как подразумевается, что прослужат там более 5 лет. К тому же каждый год офицеры проходят диспансеризацию», — объяснил эксперт.
Колеблется в том, что Третьяк уволился по состоянию здоровья, и главный редактор «Народной обороны» полковник в отставке Игорь Коротченко. «Конечно, всякое случается, но поверить в то, что генерал подал в отставку по заболеванию, сложно», — произнес он.
По воззрению профессионала, еще вероятнее, что Третьяк не возжелал ротироваться и уезжать куда-то из Москвы. Аналогичного представления держится и Цыганок. Он напомнил, что два генерала, написавших рапорты об увольнении сразу с Третьяком, прямо связали свое решение с нежеланием служить в другом регионе. «Действительно, какой смысл отправлять, к примеру, в Забайкалье человека, дослужившегося до генерала в Генштабе, пусть и на равнозначную должность? Высокопоставленные офицеры Генштаба тем ценнее, чем подольше проработали на одном месте, так как только на то, чтоб стопроцентно принять дела у соб