
Сначала XVII столетия, во время Смуты, шведы захватили наикрупнейшие городка Новгородской земли – Ивангород, Ям и Копорье. По Столбовскому миру 1617 года Наша родина растеряла побережье Финского залива. В итоге Российское правительство утратило принадлежавший русским с древних времён выход к берегу Балтийского моря. К тому же Швеция получила хороший плацдарм для предстоящего пришествия на российские земли, с севера появилась угроза шведского вторжения. Шведский повелитель Густав II Адольф (1611—1632), выступая в риксдаге (шведский парламент) заявил: «Русские – небезопасные соседи… а сейчас этот неприятель без нашего позволения не может ни 1-го судна спустить на Балтийское море».
Это был нехороший фактор не только лишь исходя из убеждений военно-стратегической безопасности Рф, да и развития экономики страны. У Рф остался только один путь для морской торговли с Европой – через Белоснежное и Баренцево море. Архангельск был единственным портом, через который мы могли торговать морем с Западной Европой. Его товарооборот повсевременно рос, в течение навигации в Архангельск приходило до 100 зарубежных судов. Но северный порт был удалён от главных экономических центров страны, и его навигацию останавливала зима.
Экономика Рф в XVII веке удачно развивалась, везде появлялись мануфактуры (предприятия, где в главном применялся ручной труд наемных рабочих либо крепостных фермеров, и где обширно использовалось разделение труда). Так в подмосковных, верхневолжских, северных уездах развивалась добыча стальной руды, создание металла и металлообработка. Большими центрами металлургии были Серпухов, Тула, Павлов, Ярославль, Углич, Москва. Российские мастера перебежали к строительству высокопроизводительных домен. Нужно сказать, что по неким фронтам металлургии Наша родина была европейским фаворитом. Например, высота шведских домен была в конце 17 столетия 5-6 метров – они выдавали 0,58-0,88 т чугуна в день. А высота домны на Тульском заводе была 8,5 м, она давала 1,6-1,9 т чугуна в день. По воззрению С. Г. Струмилина, в этой сфере индустрии Наша родина опережала Европу практически на столетие.
Главнейшую роль в экономике страны игралась Москва. Это был наикрупнейший производящий, потребляющий и распределительный центр Рф. Столица была связана речными и сухопутными способами со всеми районами державы, являясь сразу наикрупнейшим рынком сбыта российских и зарубежных продуктов. Стремительно росли и другие городка, развивались ремёсла, шло освоение Сибири – там появились большие очаги пашенного земледелия (Верхотурско-Тобольский, Томско-Кузнецкий, Илимско-Ангарский).
Выбор стратегии
Сначало Пётр решил отвоевать выход в Чёрное море. Этот выбор определялся несколькими причинами. Во-1-х, Наша родина уже была в состоянии войны с Османской империей. Во-2-х, она вел войну не одна, у неё были союзники – Речь Посполитая, Австрия, Венеция. В-3-х, противник вёл главные боевые деяния в Европе, Северное Причерноморье для него было второстепенным участком, а для нас единственным, где мы могли сосредоточить все главные ударные силы.
Фуррор был на стороне Рф, российские заняли ряд территорий в Поднепровье, захватили Азов, сделали Азовский флот. Но доступа в Чёрное море как и раньше не было. Было надо продолжать войну – захватить Керченский пролив либо весь Крымский полуостров. А для этого было надо укрепить альянс с европейскими державами. В одиночку вести войну с могущественной Османской империей было небезопасно. Правительства западноевропейских государств в этот период лихорадочно готовились к войне за испанское наследие (1701—1714 годы). Это был большой европейский конфликт, начавшийся после погибели последнего испанского короля из династии Габсбургов, Карла II. Карл завещал все свои владения Филиппу, барону Анжуйскому — внуку французского короля Людовика XIV. В конечном итоге против Франции и Испании выступила коалиция государств. Австрийские Габсбурги (династия, правившая Священной Римской империей) поторопились заключить мир с Турцией, чтоб высвободить силы для войны с Францией. Великобритания и Голландия были также против продолжения войны Австрии с Османской империей, со
бираясь сделать империю Габсбургов главным инвентарем в войне с Францией.
Британцы и голландцы к тому же подталкивали Порту к войне с Россией, им не нравились усилия Рф по выходу к Чёрному морю и созданию флота в Архангельске и Азове. На Карловицком конгрессе (1698-1699 годов), который был собран в местечке Карловцы (Славония) для заключения мира меж членами «Священной лиги» (Австрия, Венеция, Речь Посполитая, Наша родина) и потерпевшей поражение в войнах 1683-1699 годов Турцией, британцы и голландцы уверяли российскую делегацию (её возглавлял П. Возницын), уступить туркам. По Карловицким мирным договорам Габсбурги получили огромную часть местности Венгрии, Трансильванию, Хорватию и огромную часть Славонии, Венеции — передали Морею и острова архипелага, Речи Посполитой — часть Правобережной Украины (остававшуюся еще у турков). С Россией было заключено перемирие на два года. После того, как в 1699 году переговоры возглавил Е. Украинцев, британцы и голландцы также подговаривали турков против Рф.
В 1698 году Голландия и Великобритания заключили альянс со Швецией. Шведы стремились пользоваться конфликтом в Европе, чтоб совсем утвердить своё господство на Балтике. Естественными союзника Рф на Балтике были Речь Посполитая и Дания — давнешние неприятели Швеции. 11 ноября 1699 года в селе Преображенском свершилась встреча управления Рф и саксонского курфюрста. Август II с мая 1694 года возглавлял Саксонию, с 1697 года повелитель польский и величавый князь литовский, за свою физическую силу был прозван Сильным (его также называли Саксонский Геркулес, Стальная рука). Было подписано соглашение об взаимном содействии в войне против Швеции.
Нужно сказать, что саксонский двор вёл двойную политику и с самого начала собирался использовать Россию в войне против шведов, получив все главные плоды в свои руки. Лифляндский германец И. Паткуль в 1698 начале 1699 года составлял проект контракта. По нему Рф собирались дать только Карелию и Ингерманландию (это исторический регион, расположенный по берегам реки Невы, ограниченный Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке). Паткуль писал саксонскому курфюрсту: «Надобно бояться, чтобы этот могущественный союзник не выхватил у нас из под носа жаркое, которое мы воткнём на крутил: нужно ему обосновать историей и географией, что он должен ограничиться одной Ингерманландией и Карелией». И далее, контрактом нужно «связать руки» Рф, чтоб она не захватила Нарву, Эстляндию (историческое заглавие северной части Эстонии) и Лифляндию (Ливония, «Земля ливов» — историческая область в северной Прибалтике, в целом соответствует местности современных Латвийской и Эстонской республик). Не считая того, Паткуль настаивал, чтоб Наша родина обязалась помогать Саксонии средствами, пехотой, рабочей силой. 14 августа 1699 года саксонский курфюрст в договоре с польскими магнатами сказал, что Лифляндия войдёт в состав Польши, «как цитадель против Швеции и Москвы».
В договоре было обсуждено, что в войну Наша родина вступит только после заключения мира с Турцией. Москва была должна сосредоточить усилия собственной армии на ижорском и карельском направлениях, не считая того, русская сторона считала нужным двинуть войска на Нарву. Москва не стала связывать для себя руки на счёт грядущего южной Прибалтики.
Долгие и сложные переговоры шли и с Данией. В итоге ряда войн со шведами, датчане утратили право взимать пошлину с торговых судов Швеции, которые шли через Зундский пролив (пролив меж датским полуостровом Зеландия и Скандинавским полуостровом, один из Датских проливов соединяющих Балтийское и Северное моря). В 1697 году Дания получила ещё один удар – шведы поставили под собственный контроль Голштинию, а она соединяла Данию с остальной Европой. Голштинский барон Фридрих IV женился на сестре Карла XII Гедвиге-Софии. Швеция ввела в Голштинию 5 тыс. корпус, начала строить укрепления на границе, отрезав датчан от Европы. Датское правительство стало находить союза против сильного неприятеля. Ещё в апреле 1697 года в Россию было ориентировано посольство П. Гейнса с целью заключить оборонительный альянс против Швеции. В Москве он был принят положительно, но потому что правитель был в отъезде (участвовал в «Великом посольстве»), пришлось дожидаться его возвращения. Правитель возвратился в августе 1698 года и повстречался с Гейнсем. Переговоры затянулись, исключительно в апреле 1699 года в Воронеже был утверждён подгот
овительный контракт. Он состоял из 11 открытых и 2 потаенных статей. В главных статьях говорилось, что в случае нападения на одно из стран, другое в течение трёх месяцев должно было порвать мир с агрессором и вступить в войну. Оговаривалось, что помогающая сторона могла три месяца пробовать решить конфликт миром. В статях с 6 по 10 говорилось об взаимных обязанностях: докладывать друг дружке полезную информацию, не заключать договоров вредных их союзу, пригласить к союзу короля Польши, контракт не прерывался в случае погибели 1-го из государей, заключить потом торговое соглашение. В потаенных приложениях сообщалось, потому что у Рф и Дании нет общей границы, они будут вести боевые деяния у собственных границ. Отмечалось, что Наша родина сумеет приступить к выполнению контракта только после заключения мира с Османской империей.
После того, как датский посланник вызнал, о заключении союза Рф и Саксонии (ноябрь 1699 года), он поторопился утвердить контракт.