
Организация и ведение наступательного боя стрелкового взвода на высоту
(Пример
В январе 1944 года наши войска проводили наступательную операцию в районе Новосокольники. Вечерком 15 января 1-я стрелковая рота 155-го гвардейского стрелкового полка 52-й гвардейской стрелковой дивизии получила задачку — ранешным с утра 19 января затемно прорвать фронтальный край обороны противника, завладеть высотой 241,2 и с рассветом обеспечить ввод в бой основных сил полка.
Командир роты, старший лейтенант Урасов, решил для овладения высотой выстроить боевой порядок взводов в линию: на правом фланге — 3-й стрелковый взвод, в центре — 2-й стрелковый взвод и на левом фланге — 1-й стрелковый взвод под командованием младшего лейтенанта Смирнова.
Утром 16 января после проведения рекогносцировки командир стрелковой роты поставил стрелковому взводу младшего лейтенанта Смирнова задачку — убить противника на юго-западных склонах высоты 241,2 и, выйдя на ее северо-западные скаты, закрепиться на их и обеспечить ввод в бой основных сил левофлангового батальона полка.
Взвод усиливался одним станковым пулеметом, отделением саперов и 3-мя разведчиками-проводниками.
Для обеспечения боевых действий взвода планировалось провести 15-минутный артиллерийский огневой налет. Четыре 45-мм орудия, установленные на прямую наводку, минометный взвод и две артиллерийские батареи, [58] выделенные для поддержки пришествия взвода, должны были убить огневые точки противника и аккомпанировать наступающую пехоту взвода до того времени, пока она на сто процентов не обуяет западной частью высоты.
2-й стрелковый взвод, наступавший правее, получил задачку завладеть центральной частью высоты.
Западную часть высоты 241,2 обороняло до усиленного взвода пехоты противника. Оборона противника была отлично подготовлена в инженерном отношении. Она имела развитую систему траншей и ходов сообщения, огневые точки, инженерные сооружения и заграждения. 1-ая траншея проходила по южным скатам высоты в 250 метрах от наших войск, 2-ая — поближе к верхушке, 3-я — за оборотными скатами высоты. На юго-западных скатах высоты 1-ая траншея поворачивала под углом на север и соединялась со 2-ой и третьей траншеями, представляя собою тут вроде бы отсеченную позицию.
Меж траншеями было два дзота, две открытые пулеметные площадки и одно 75-мм орудие, выставленное на прямую наводку; за третьей траншеей находились два 81-мм миномета. Перед фронтальным краем обороны имелись проволочные заграждения в три ряда кольев, противотанковые и противопехотные мины. На северных скатах высоты, меж 2-ой и третьей траншеями, противник имел землянки, в каких отдыхали пехотинцы.
Местность на фронтальном крае обороны противника и в наиблежайшей глубине была открытой. Высота 241,2, господствующая над окружающей местностью, была очень комфортной для организации и ведения оборонительного боя. Открытая местность и господствующее положение высоты затрудняло пришествие стрелкового взвода.
Была оттепель, по земле стлался туман. Видимость при тумане ночкой не превосходила 10–12 метров. Рассвет начинался только в 8 час. 25 мин.
Получив задачку на пришествие, командир 1-го стрелкового взвода произвел расчет времени, имевшегося у него на подготовку к наступлению.
На подготовку к наступлению отводилось практически трое суток. Это время командир взвода распределил так: за [59] денек 16 января провести рекогносцировку, принять решение и поставить задачки командирам отделений, организовать взаимодействие во взводе и с артиллеристами и приготовить личный состав к ночным занятиям; в ночь на 17 и 18 января провести ночные занятия взвода по тактической подготовке; в течение всех 3-х дней — 16, 17 и 18 января — личному составу взвода учить противника, свою задачку, направление атаки и сигналы целеуказания. Отдых личному составу взвода предоставлялся в дневное время.
Проведя рекогносцировку с командирами отделений и командиром расчета станкового пулемета, командир стрелкового взвода принял решение и поставил задачки командирам отделений и расчету станкового пулемета.
1-му стрелковому отделению приказывалось наступать на правом фланге взвода, штурмовать и убить пулемет в
первой траншее и завладеть 2-ой траншеей на участке меж ходом сообщения, соединяющим первую траншею со 2-ой, и ходом сообщения, соединяющим вторую траншею с землянками. Потом 1-е стрелковое отделение должно было штурмовать землянки во содействии со 2-м стрелковым отделением, убить находившуюся в их пехоту, завладеть третьей траншеей на участке севернее землянок, отразить вероятные контратаки противника с севера и северо-востока и обеспечить ввод в бой основных сил батальона.
2-му стрелковому отделению было приказано наступать по ложбине в центре стрелкового взвода, штурмовать и убить дзот меж первой и 2-ой траншеями и завладеть 2-ой траншеей на участке меж ходом сообщения, соединяющим вторую траншею с землянками, и ходом сообщения, соединяющим первую траншею со 2-ой. Потом 2-му стрелковому отделению предстояло штурмовать землянки и во содействии с 1-м стрелковым отделением убить находившуюся в их пехоту, завладеть третьей траншеей на участке левее 1-го стрелкового отделения, отразить контратаки противника с севера и с северо-запада и обеспечить ввод в бой основных сил батальона.
3-му стрелковому отделению было приказано наступать на левом открытом фланге стрелкового взвода, по юго-западным скатам высоты 241,2, штурмовать и убить дзот меж первой и 2-ой траншеями правее их развилки и завладеть 2-ой траншеей на участке меж ходом сообщения, соединяющим первую траншею со 2-ой, и развилкой траншей. После чего отделению нужно было штурмовать орудие меж 2-ой и третьей траншеями и убить его расчет, завладеть отсечной траншеей на участке меж 2-ой и третьей траншеями, отразить контратаки противника с запада и обеспечить левый фланг стрелкового батальона при вводе его в бой.
Саперному отделению к 5 часам 19 января приказывалось сделать три прохода (из расчета один проход на стрелковое отделение) в инженерных заграждениях противника перед его фронтальным краем обороны на направлениях пришествия стрелковых отделений, а с началом их пришествия наступать со 2-м и 3-м стрелковыми [61] отделениями, перекрыть и подорвать неприятельские дзоты.
Расчет станкового пулемета получил задачку наступать на левом фланге 3-го стрелкового отделения, обеспечить его атаку с фронта и с левого фланга, отразить контратаки противника с запада и обеспечить левый фланг стрелкового батальона при вводе его в бой.
Сам командир взвода решил находиться во втором (направляющем) отделении.
Потом командир взвода организовал во взводе взаимодействие и управление. При всем этом он обусловил: время и порядок выхода стрелковых отделений с начального положения на предел атаки, порядок преодоления инженерных заграждений и движения в атаку, последовательность ликвидирования огневых точек противника, порядок ведения огня ручными и станковыми пулеметами, также смену ими позиций в процессе продвижения стрелковых отделений, порядок целеуказания и сигналы.
Начальное положение стрелковый взвод был должен занять в 7 часов 19 января. Выдвижение стрелковых отделений на предел атаки назначалось на 7 час. 30 мин., другими словами сходу после того как наша артиллерия начнет огневой налет.
Предел атаки стрелковых отделений был назначен перед проволочным заграждением, не доходя 10–15 метров от проделанных в нем проходов.
При движении стрелковых отделений с начального положения на предел атаки саперы обозначали места проходов в инженерных заграждениях противника сигналами карманного фонаря.
Фронтальный край обороны противника стрелковые отделения должны были штурмовать сразу. Во время атаки ручного пулемета и дзотов противника стрелковыми отделениями наши ручные пулеметы обеспечивали атаку 1-го и 2-го отделений со стороны станкового пулемета, а станковый пулемет обеспечивал атаку 3-го стрелкового отделения со стороны орудия противника.
1-е и 2-е стрелковые отделения, овладев 2-ой траншеей, сразу атаковывали землянки с востока и с запада (с флангов) и уничтожали находившуюся там неприятельскую пехоту. При всем этом ручные пулеметы обеспечивали атаку отделений со стороны минометов противника.
3-е стрелковое отделение во время атаки 1-м и 2-м [62] стрелковыми отделениями землянок противника атаковывало неприятельское орудие, а станковый пулемет 3-го отделения, заняв позицию во 2-ой траншее, поддерживал атаку собственного отделения.
Во время атаки стрелковых отделений расчеты ручных пулеметов передвигаются в цепи отделений и ведут огнь на ходу. В случае, если противник окажет сильное сопротивление, им приказывалось двигат
ься по рубежам, занимая позиции для ведения огня.
Расчет станкового пулемета был должен следовать по рубежам по мере продвижения 3-го стрелкового отделения в 30–40 метрах за его цепью. При этом как ручные, так и станковый пулеметы передвигались с 1-го рубежа на другой только после того, как стрелковые отделения при поддержке огня пулеметов пройдут вперед на 30–40 метров.
Для управления отделениями командир взвода провозгласил звуковые и световые сигналы.
Во 2-ой половине денька 18 января командир взвода организовал взаимодействие с артиллерией. Оно заключалось в согласовании действий взвода и артиллерии в процессе пришествия и установлении сигналов взаимодействия.
С началом атаки стрелкового взвода 1-е отделение подавало сигнал 45-мм орудию, ведущему огнь по ручному пулемету противника, о переносе огня на станковый пулемет. Огнь из орудий по огневым точкам был должен вестись до того времени, пока стрелковый взвод не обуяет первой траншеей противника.
2-е и 3-е стрелковые отделения, ворвавшись в первую траншею, сразу подавали сигнал 45-мм орудиям, ведущим огнь по дзотам противника, о переносе огня на неприятельское орудие, находившееся меж 2-ой и третьей траншеями.
Две артиллерийские батареи и минометный взвод в это время должны вести огнь с закрытых огневых позиций по землянкам, орудию и минометам противника. Как стрелковый взвод обуяет 2-ой траншеей, командир взвода подает сигнал артиллерии о переносе огня с землянок по минометам. Сигнал о прекращении минометного огня и огня 45-мм орудий по станковому пулемету и орудию противника подают командиры первого и третьего стрелковых отделений.
Угнетение вновь показавшихся либо вновь оживших огневых точек противника возлагалось на артиллерию, которая открывала огнь по сигналам командиров стрелковых отделений.
Сигнал для 45-мм орудий о переносе огня с ручного пулемета на станковый пулемет и с дзотов на орудие противника устанавливался трассирующими пулями. Сигналом для артиллерии, стоявшей на закрытых огневых позициях, о переносе огня с землянок на минометы являлась серия зеленоватых ракет. Сигналом для минометов и 45-мм орудий о прекращении огня по станковому пулемету и орудию противника служили одиночные зеленоватые ракеты.
Для угнетения и поражения вновь показавшихся либо оживших огневых точек противника устанавливался сигнал — красноватая ракета в сторону огневой точки.
В тылу участка обороны стрелкового полка была избрана местность, схожая на высоту 241,2, где в течение 2-ух ночей 17 и 18 января взвод учился штурму опорного пт. При всем этом повышенное внимание обращалось на умение выдерживать направление атаки и высочайший темп пришествия; умение действовать в цепи отделения; вести огнь по неосвещенным целям, вспышкам и силуэтам, на ходу и с места; определять расстояние до огневых точек по вспышкам и звукам выстрелов, преодолевать заграждения и препятствия; двигаться по азимуту; бесшумно передвигаться на местности; вести рукопашный бой. Огромное значение придавалось организации и осуществлению взаимодействия и управления в процессе боя.
В ночь на 19 января стрелковый взвод готовился к атаке. К часу ночи весь личный состав получил белоснежные маскировочные халатики. Орудие было обвернуто белоснежным полотном, станковый пулемет окрашен белоснежной краской и установлен на лыжи.
К 6 час. 45 мин. саперы сделали проходы в инженерных заграждениях. Во взвод прибыли разведчики-проводники. Весь личный состав взвода получил жаркую еду. Артиллерия на закрытых позициях и орудия прямой наводки были готовы к открытию огня по огневым точкам и живой силе противника.
К 7 часам взвод, соблюдая меры маскировки, занял начальное положение для атаки. Было мрачно. Противник время от времени вел ружейно-пулеметный огнь и освещал ракетами впередилежащую местность.
В 7 час. 30 мин. начался огневой налет артиллерии по опорному пт противника. Налет длился 15 минут. Орудия прямой наводки открыли огнь по ручному и станковому пулеметам и дзотам.
Как начался огневой налет нашей артиллерии, стрелковые отделения приступили к выдвижению с начального положения на предел атаки. Отделения двигались в цепь по направлению к проходам в минном поле и проволочном заграждении. Направляющими в каждом отделении были разведчики-проводники, которые отлично исследовали местность и оборону противника.
Саперы, проделав проходы в минном поле и проволочном заграждении, оставались у их до начала атаки пехоты. Они обозначали места прох
одов, подавая стрелковым отделениям сигналы карманными фонарями красноватого цвета.
Не доходя до минного поля, взвод развернулся на рубеже атаки. Заняли позиции ручные и станковый пулеметы. Раздался залп дивизиона реактивной артиллерии. Конец залпа означал окончание огневого налета и начало атаки взвода. Командир 1-го стрелкового отделения подал сигнал 45-мм орудию о переносе огня с ручного пулемета на станковый пулемет противника.
Как артиллерия перенесла огнь с первой траншеи в глубину обороны, стрелковый взвод быстро штурмовал первую траншею, в какой находилось маленькое число боец противника. Невзирая на то что наша артиллерия перенесла огнь в глубину обороны противника, неприятельские бойцы оставались в укрытиях, предполагая, что огневой налет повторится.
Не дав противнику опамятоваться, стрелковые отделения ворвались в траншею и убили находившуюся там пехоту. В это время орудия прямой наводки продолжали вести огнь по станковому пулемету и дзотам противника.
Как отделения обуяли первой траншеей, командиры 2-го и 3-го стрелковых отделений подали трассирующими пулями сигналы орудиям прямой наводки перенести огнь с дзотов на орудие противника.
Не задерживаясь в первой траншее, стрелковые отделения продолжали быстро штурмовать дзоты и вторую траншею.
Артиллерия, находившаяся на закрытых огневых позициях, вела в это время сильный огнь по землянкам меж 2-ой и третьей траншеями и минометам противника.
Гарнизон правого дзота противника не сумел оказать сурового сопротивления бойцам 2-го стрелкового отделения, потому что его пулемет был уничтожен прямыми попаданиями снарядов 45-мм орудия в его амбразуру.
1-е и 2-е стрелковые отделения стремительно преодолели расстояние меж первой и 2-ой траншеями и обуяли 2-ой траншеей.
3-е стрелковое отделение при попытке штурмовать левый дзот противника наткнулось на сильный огнь из дзота, оказавшегося неподавленным. Командир отделения отдал приказ ракетчику подать сигнал 45-мм орудиям, ведущим огнь по орудиям противника, вновь перенести огнь на дзот и корректировать этот огнь ракетами красноватого цвета.
Как два 45-мм орудия открыли огнь по дзоту, 3-е стрелковое отделение (без 2-ух боец, какой-то из них — ракетчик) с 3-мя саперами начало выходить по первой траншее во вторую траншею и в тыл дзоту противника. Пока отделение выходило в тыл дзоту, двое боец, оставленных командиром отделения на месте, корректировали огнь 45-мм орудий и вели огнь по дзоту противника, отвлекая его внимание на себя.
Выйдя во вторую траншею (в тыл дзоту), командир 3-го стрелкового отделения подал трассирующими пулями сигнал перенести огнь 45-мм орудий с дзота на орудие противника и закончить огнь, который вели два бойца с фронта.
Как обстрел дзота закончился, 3-е стрелковое отделение быстро штурмовало дзот с тыла, перекрыло и подорвало его.
После того как 1-е и 2-е стрелковые отделения обуяли 2-ой траншеей, командир взвода подал сигнал артиллерийской батарее о переносе огня с землянок на минометы противника. Отделения стремительно устремились по ходам сообщения к землянкам. На пути 2-го стрелкового отделения повстречался разрушенный участок хода сообщения и противопехотное заграждение. По приказу командира взвода отделение начало обходить препятствие справа. Внезапно со стороны верхушки высоты 241,2 по нему застрочил станковый пулемет. Бойцы залегли, а [66] потом отползли в ход сообщения. В это время в процессе сообщения за препятствием появилось до отделения неприятельской пехоты. Гитлеровцы открыли по 2-му стрелковому отделению огнь из винтовок и автоматов.
Как артиллерийская батарея перенесла огнь с землянок на минометы, до 2-ух отделений пехоты противника выскочило из землянок и по ходам сообщения устремилось ко 2-ой траншее. Тут бойцы наткнулись на 1-е и 2-е стрелковые отделения. Завязался бой.
Чтоб сломить сопротивление неприятеля, командир 1-го стрелкового отделения отдал приказ двум бойцам оставаться на месте и вести бой с противником с фронта, а сам с пятью бойцами решил под покровом мглы обойти гитлеровцев справа, выйти им в тыл и ударом с тыла и с фронта разгромить их. Этот маневр был удачно осуществлен. Атака с тыла явилась для противника полной неожиданностью. 6 неприятельских боец было убито и трое взято в плен. Прямо за тем стрелковое отделение штурмовало землянки.
Встретив сопротивление станкового пулемета справа и пехоты противника с фронта, командир взвода отдал приказ 2-му стрелковому отделению вызвать огнь артиллери