Приватизация ВПК – боль в голове Александра III и Николая II

Приватизация ВПК – головная боль Александра III и Николая II8 мая 2012 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил о нелегальной приватизации авиационных холдингов «Туполев» и «Яковлев». В связи с этим, также с другими неутихающими спорами о необходимости приватизации ВПК мне вспоминаются «дела издавна прошлых дней» царствования Александра III и Николая II.

Русская пропаганда 70 лет внушала популяции, что большевики отняли у капиталистов фабрики и дали их трудящимся. На данный момент это с наслаждением повторяют либералы-рыночники. Как досадно бы это не звучало, этот тезис, мягко выражаясь, некорректен, в особенности для ВПК и транспорта. Там соотношение казенных (муниципальных) и личных компаний повсевременно изменялось.

ИЗ КАЗЕННЫХ В Личные И Назад

Незначительно упрощая, можно сказать, что сначала царствования Александра II имела место приватизация военной индустрии. Создаются массивные личные фабрики, как, к примеру, Обуховский. Передаются личным обладателям казенные предприятия, к примеру, Севастопольский морской завод. Строительство личных стальных дорог значительно опережает строительство казенных.

Но в самом конце царствования Александра II и в царствование Александра III происходит оборотный процесс. Национализируются транспорт и ВПК. Те же Обуховский и Севастопольский морской фабрики не совладали с заказами и были взяты в казну. Большая часть стальных дорог стали казенными, а оставшиеся личные дороги были проложены на личные рудники, фабрики, имения, в последнем случае представляли собой второстепенные ветки.

Весь морской транспорт формально находился в личных компаниях, а практически – в руках Управления торгового мореплавания и портов, которым с 1901 года управлял величавый князь Александр Михайлович. Фактически всеми судоходными компаниями управляли бывшие адмиралы королевского флота. Правительство выдавало всем без исключения морским судоходным компаниям субсидии, безвозмездно передавало им казенные либо приобретенные на собранные популяцией средства корабли, предоставляло огромное количество льгот и т.д..

Все же личный капитал повсевременно пробовал приватизировать казенные фабрики. В особенности вкусным куском были фабрики Горного ведомства. Так, споры о необходимости приватизации пермских заводов начались уже в 1867 году. Для рассмотрения этого вопроса была сотворена особая правительственная комиссия, отправившая статского советника Безобразова в инспекционную поезду по уральским заводам горного ведомства. Его отчет был размещен летом 1868 года на страничках «Русского вестника», где Безобразов заключал: «Неблагоприятные происшествия, в коих сейчас находится российскее горнозаводство вообщем, конкретно принуждает вожделеть реализации казенных заводов как меры, нужной для благоустройства самих заводов и для фуррора личной горной промышленности».

Аргументом против приватизации служил тот факт, что даже с доставкой, которая обходилась недешево, стоимость златоустовских снарядов составляла 1 руб. 28 коп. за пуд. Они были практически вдвое дешевле самых дешевеньких ядер личных заводов. Кстати, личные фабрики Урала не изготавливали боеприпасы. Замечу, что идет речь не о снарядах современного типа, а о сплошных металлических ядрах.

С неким сокращением числа казенных заводов знатный горный деятель Котляревский связывал более полную загрузку правительственными заказами остающихся. Удешевление их продукции он предлагал достигнуть за счет сокращения расходов на управление. Сразу он ратовал за прекращение финансирования горным ведомством находящихся при заводах школ, военных команд, церквей и частично госпиталей. В собственной статье в «Горном журнале» Котляревский делает последующие выводы: «В сути, что все-таки нужно дать казенным заводам либо, точнее, заводским деятелям, чтоб дело правительства они могли вести успешнее и лучше? Нам необходимо хлеба и правды – больше ничего! Хлеба государь Безобразов дать нам не мог, но он отказал нам и в правде!»

РОЛЬ МЕНДЕЛЕЕВА В ПОПЫТКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ УРАЛЬСКИХ ЗАВОДОВ

В конце XIX века министр денег Витте вновь поднял вопрос о приватизации уральских заводов горного ведомства. Мастер политических интриг решил при

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,110 сек. | 12.51 МБ