
«Вносить законодательные предложения об увеличении призывного возраста Министерство обороны не собирается», – заявил «НВО» проводивший по поводу начала осенней призывной кампании начальник Головного организационно-мобилизационного управления – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Рф генерал-полковник Василий Смирнов. Развеял генерал и опаски общественности, что военные желают достигнуть отмены призыва в армию по повесткам из военкомата, предложив будущему новобранцу, когда приходит его срок надеть солдатские погоны, без лишних напоминаний из соответственного органа лично явиться на призывную комиссию и, пройдя ее, встать в солдатский строй.
ЖОНГЛЕРЫ В ПОГОНАХ
Правда, повод для появления таких подозрений отдал, как ни удивительно, сам начальник Головного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ). Летом на заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации конкретно генерал Смирнов как раз и высказал такие идеи, в том числе и об увеличении призывного возраста до 30 лет. После чего в обществе и в прессе поднялась волна возмущений. Генералов в очередной раз обвинили в том, что они провалили перевод армии на контрактный принцип комплектования, что у их нет никаких новых мыслей о том, как сделать воинскую службу симпатичной для молодежи, чтоб она вправду стала школой общественного взросления юношей, получения ими уроков мужества и воинского воспитания. И, видимо, управлению ГОМУ ГШ, как не способному к открытому диалогу с штатским обществом и получившему, мягко говоря, замечание от начальства за ранний вброс в народные массы до конца непросчитанных мыслях, ничего не оставалось, как откреститься от собственных конструктивных предложений. С намеком на то, что такие поправки в законодательство о воинской службе военные заносить не будут.
Нужно осознавать, что их занесут другие. Не достаточно ли в том же депутатском корпусе людей, готовых «подставить плечо» зарапортовавшемуся военному ведомству.
А высокопоставленным военным бюрократам не впервые отрешаться от собственных слов. Многие коллеги помнят, как сначала лета сегодняшнего года после окончания вешней призывной компании сотрудники ГОМУ с гордостью докладывали общественности страны, что количество уклонистов от военной службы в стране резко снизилось – с 12 521 человека в 2007 году до 5210 человек весной 2009 года («НВО» сейчас публикует официальный материал ГОМУ, который показывает такую динамику. – В.Л.). Но позже, на встрече с сенаторами, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Рф генерал армии Николай Макаров вдруг заявил, что таких уклонистов около 200 тыс. Потом военные бюрократы немного скорректировали эту цифру и уточнили – уклонистов 199 тыс.
Сегодняшней осенью начальник направления призыва ГОМУ полковник Алексей Князев именовал уже другие данные – 133 тыс. Исключительно в Центральном федеральном окружении, по его словам, 48 тыс. уклонистов. Заметим от себя, фактически восемь всеполноценных бригад неизменной боевой готовности.
Нашлось в ГОМУ и разъяснение, почему в цифрах уклонистов таковой разнобой. Оказывается, те 5210 человек, о которых говорилось весной, – это мужчины, которые получили повестки, но не явились на призывные комиссии и, естественно, не направились на службу. А «весенних» 199 тыс. – это те, кто исхитрился вообщем не получать никаких повесток о призыве. Скрывался по каким-то другим адресам, выезжал за предел, в том числе и к родственникам в страны СНГ, словом, «ложился на грунт, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать». 133 тыс. оставшихся от весны – это те же уклонисты, которых не догнала повестка из военкомата. По поводу р
азличия в 66 тыс. человек, которая образовалась с вешнего призыва до осеннего, ГОМУ никаких пояснений не дает. Или их вообщем сняли с учета, или их все-же удалось изловить и призвать. Словом, считайте, как желаете.

И подозрение в том, что военные манипулируют своими данными с определенными конъюнктурными целями – решить препядствия призыва за счет каких-либо конфигураций в законодательстве, только укрепляется. В том числе и по поводу отмены повесток. Генералы пробуют уверить общественность, что по другому никак не получится. И если не делать потому что предлагают в Генштабе, то обороноспособность страны и боеготовность армии упадет ниже плинтуса.
Правда, начальник ГОМУ пока заявляет, что призывать в армию все-же будут, как и положено по закону, только по повесткам, хотя и современные способы оповещения новобранцев через sms, Веб, социальные сети виртуальной сети – не исключены. Но только как напоминание о необходимости своевременного прибытия в военкомат. Неувязка в том, что налицо «демографическая яма», в какой на данный момент находится Наша родина. «Если с 1980 по 1985 год раз в год рождалось до 1,5 миллиона мальчишек, то в 1988 году – только 800 тысяч», – пеняет генерал Смирнов. Хотя те же полководцы довольны тем, что равномерно улучшается качество призывного контингента. Например, снизилось количество ребят, имевших до службы в армии опыт потребления наркотиков и ядовитых веществ — на 2,9% (весной было — 3,4%), попадавших за разбойнические прегрешения в милицию — 5,6% (весной 2009 года их было — 8,7%). Веселит их и то, что в армейские ряды больше встает выпускников высших учебных заведений — весной 2010 года — практически 17%. Поточнее 45327 человек.
Все же, длятся классические жалобы генералов и на здоровье призывников. Главные заболевания, по которым тыщи мужчин освобождены от призыва, сводятся к таким категориям, как психологические расстройства, заболевания системы пищеварения, системы кровообращения, костно-мышечной системы (см. схему). И хотя начальник Генерального штаба Вооруженных сил Рф генерал армии Николай Макаров как-то увидел, что 40% из числа тех, кто получил «белый билет» по заболеванию, просто приобрели эти справки, есть сведения, что 94,6 тыщ юношей, практически 10% от явившихся весной на призывные комиссии, докторы обязаны были выслать на новое амбулаторное либо стационалное обследование в мед организации.
А что касается остающихся еще 133 тыс. уклонистов, то их в Генштабе считают «резервом будущих призывов». Тем паче что на данный момент воинская служба, как молвят полководцы, стала намного комфортнее и гуманнее, чем была ранее.
ОСОБЕННОСТИ БЕЗ Особенных ОСОБЕННОСТЕЙ
О гуманности воинской службы ими сказано много. К примеру о том, что с сегодняшней озари родителям призывников, как и правозащитникам, разрешено находиться на заседании призывной комиссии, которая будет определять армейскую судьбу их отпрыска. Там они сумеют выяснить, в какие войска и в какое место он поедет служить. Более того, если они сами не сумеют там поприсутствовать, то в течение недели военкомат должен их известить, в какую часть отправился отпрыск. Тем паче что на данный момент отменяется экстерриториальный принцип комплектования войск, и юноши будут нести воинскую службу неподалеку от дома, в границах того военного окрестность, из которого призываются.
Правда, окрестность на данный момент очень значительны – Западный фактически вся европейская часть Рф, от Волги до Балтики и от Ростовской области до Северного Ледовитого океана и до пролива Маточкин Шар. Восточный – от Байкала до Тихого океана, Сахалина и Курил. Расстояния в тыщу км, и понятие «рядом с домом становится лишне растяжимым». Но генерал-полковник Смирнов пообещал, что тем парням, у кого есть супруга, небольшой ребенок, родители-пенсионеры либо они серьезно больны, все таки по способности предоставят место службы в родном городке либо рядом с ним. Но обещания к делу не пришьешь, и в военкомате на слова начальника ГОМУ ссылаться никчемно. Там свои подходы: есть директива – один подход, нет директивы – другой. А еще вопрос в том, как осознавать эту директиву и слова «по возможности». Не у каждого городка есть рядом воинская часть. Ну и не во всякую воинскую часть можно навести каждог