Препядствия истребителя F-22 Raptor. Часть I: Экономика

Навряд ли найдется какой-либо проект авиационной индустрии США, который мог бы сравниться с самолетом Lockheed Martin F-22 Raptor по количеству споров вокруг себя. Еще до начала строительства первого экземпляра истребителя F-22 начались обсуждения его вида, черт и боевого потенциала. Не считая того, важной темой дискуссий стала принадлежность нового самолета к тому либо иному поколению истребителей. Заказчик в лице Пентагона желал получить истребитель 5-ого поколения, но и через два с половиной десятилетия после начала программки далековато не все спецы и любители военной техники согласны с тем, что фирме «Локхид-Мартин» удалось выполнить это требование. Наряду со спорами о поколении истребителя F-22 приметной темой обсуждения является финансовая сторона проекта. Дело в том, что сначала 90-х годов в планах южноамериканского военного ведомства значилась покупка 750-800 новых истребителей. Еще 500-550 бортов могли приобрести военно-морские силы. Но в процессе серийного производства было собрано всего 187 машин, при этом сокращение планов происходило равномерно и всякий раз заказчик, по-видимому, считал, что сегодняшнее урезание расходов будет последним. Попробуем разобраться, почему самый узнаваемый современный самолет США вышел так дорогим, что даже щедрый Пентагон не сумел оплатить вначале планировавшуюся серию.

Сходу нужно сделать важную обмолвку: подавляющее большая часть технической и денежной инфы по самолету F-22 засекречено, потому приходится оперировать только сведениями из открытых источников. Не считая того, ввиду общей атмосферы вокруг «Раптора» хоть какой из выводов, изготовленных в этой статье, может не совпасть с воззрением того либо другого читателя и, как следствие, стать предпосылкой еще одного спора.

Проблемы истребителя F-22 Raptor. Часть I: Экономика

История, концепция и проектирование

Для правильного осознания задачи нужно начать ее рассмотрение с событий тридцатилетней давности, когда соответственное управление министерства обороны США занималось определением технических требований к самолету ATF (Advanced Tactical Fighter – «Прогрессивный тактический истребитель»). Итоговое техническое задание оказалось довольно сложным для тех пор. По-видимому, аналитики Пентагона посчитали, что не так давно принятый на вооружение самолета F-15 сумеет обеспечить должную ударную мощь ВВС США до возникновения нового ATF, на создание которого уйдет много времени. Посреди остального требования к многообещающему самолету предполагали создание совсем нового бортового вычислительного комплекса с производительностью более 10,5 гигафлопс и общим объемом памяти в 300 мб. Не считая того, начальные требования предполагали возможность расширения памяти практически до гб. Для тех времен такие характеристики были довольно высочайшими, но не неосуществимыми. Основная неувязка была в финансировании, на которое южноамериканские военные обычно не скупились.

Все же, к 1985-86 годам ответственные лица Пентагона сообразили ординарную вещь, которую до их уже пару лет пробовал донести аналитик Ф. Спинней. Все развитие проекта ATF, а поточнее его финансовая часть, медлительно, но правильно, двигалось по тому пути, который Спинней предсказал для всех многообещающих оборонных программ: огромные желания военных приводили к росту цены, что в итоге могло сказаться и на обороноспособности, и на экономическом состоянии страны. По этой причине в 1986 году военное ведомство избрало новый путь развития программки ATF: каждый экземпляр истребителя был должен стоить менее 35-40 миллионов баксов. От конструкторов, в свою очередь, требовалось за эти средства «наполнить» его наивысшими способностями. Конкретно в таком ключе дальше разрабатывались самолеты F-22 и F-23.

Казалось бы, найдена лучшая схема заслуги нужного соотношения цены и эффективности. Но, согласно открытым данным, каждый серийный экземпляр истребителя F-22 обошелся американской казне в 140-145 миллионов, что в три-четыре раза превысило изначальную смету. Естественно, свою лепту в повышение цены занесла инфляция, но за 20 лет она не могла дать таковой безумный рост. Фактически говоря, инфляция и другие общеэкономические процессы практически не оказали воздействия на ход работ. Куда огромные задачи появились с разработкой нового оборуд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,235 сек. | 12.91 МБ