
Разработка новейшей бронемашины была поручена ВНИИ-100 вместе с ГСКБ-47 (Будущее ГНПП «Базальт»). Главный конструктор проекта – Л.С. Троянов. 1-ая организация занималась разработкой ходовой части и бронекорпуса, также общей координацией. В обязанности ГСКБ-47, в свою очередь, вошло создание комплекса вооружения с индексом Т-100. Требования к десантируемой бронемашине, сначала весовые, востребовали поиска нового баланса огневой мощи и уровня защищенности, хорошего от того, что ранее применялся на танках. Не считая того, управление оборонной индустрии вожделело созидать машину, сделанную на базе имеющееся техники, чтоб не наращивать число производимых узлов и агрегатов. Из-за таких требований в качестве базы для нового танка избрали бронемашину «Объект 765» – БМП-1.
Проект «Изделие 64992» (таковой индекс он имел во ВНИИ-100) предполагал значительную переработку начальной боевой машины пехоты. В модифицированном виде корпус легкого танка смотрелся последующим образом. Верхний лобовой лист БМП-1 был заменен трехслойным пакетом, не считая того, поменялся и угол его установки. Передняя часть «Изделия 64992» больше напоминала подобающую часть танков. Лобовое бронирование состояло из 70-миллиметрового катаного листа, 100-мм стеклопластиковой плиты и 12-мм тыльного листа. При общей толщине бронирования в 182 мм обеспечивалась защита, подобная гомогенной плите шириной более 430-440 мм. Несложно представить, каким был выигрыш в весе. Угол наклона лобового бронирования в 68° в купе с комбинированной системой в теории обеспечивал защиту от бронебойных снарядов всех забугорных средних танков на всех дистанциях. Борта корпуса предлагалось делать из обычных листов броневой стали шириной в 40 мм. Что касается крыши корпуса, то ее толщина колебалась от 20 мм в кормовой части до 16 в фронтальной. Башня уникальной формы должна была иметь лоб шириной в 155 мм и борта/корму в 40-50 мм. Крыша башни, в свою очередь, имела переменную толщину, от 12 до 26 мм. Согласно расчетам служащих ВНИИ-100, таковой бронекорпус обеспечивал всеракурсную защиту от 20-мм бронебойных снарядов автоматических пушек авиации и легкой бронетехники возможного противника, а лобовая проекция выдерживала попадание 105-мм снаряда американских танков M-60 с 300 метров либо 120-мм боеприпаса британского Chieftain при стрельбе с километра. Стоит особо отметить, что расчетная боевая масса «Изделия 64992» не превосходила 15-16 тонн. Для настолько высочайшего уровня защиты полтора 10-ка тонн было очень и очень маленьким весом, который непременно заинтриговал бы заказчика.
Ходовая часть начального «Объекта 765» в проекте «64992» была существенно доработана. Подвеску предлагалось усилить ввиду приросшей боевой массы. Движок и коробка должны были остаться прежними, но в новеньком проекте для их предусмотрели новое размещение. Из-за установки в фронтальной части машины сравнимо толстой бронезащиты, также из-за достаточно огромного угла ее наклона моторно-трансмиссионное отделение пришлось перенести в корму. По этой же причине была переработана сборка МТО. Проектом предусматривалась полная унификация мотора и коробки с БМП-1. 300-сильный дизельный движок УТД-20 обеспечивал легкому танку «64992» незначительно наименьшую удельную мощность, чем у начальной боевой машины – на уровне около 20 л.с. на тонну веса. Все же, и этого было довольно для заслуги хорошего баланса огневой мощности, защиты и подвижности. Согласно расчетам, «Изделие 64992» должно было разгоняться по шоссе до 60-65 км в час.

В то время, когда ВНИИ-100 готовил проект корпуса многообещающего легкого танка и его «начинки», сотрудники ГСКБ-47 трудились над комплексом вооружения Т-100. В современной терминологии схожий комплекс может быть обозначен как боевой модуль. Фактически говоря, так и было: с самого начала собственной разработки комплекс Т-100 «примерялся» не только лишь на легкий танк от ВНИИ-100. Совокупа требуемых и расчетных черт комплекса в перспективе дозволила бы устанавливать его и на другую бронетехнику. Основой комплекса было одноименное орудие Т-100 калибра 100 мм. Т-100 отличалось от других подобных орудий сравнимо малым весом. Маленькая масса Т-100 обеспечивалась необычным боеприпасом: для стрельбы из этого орудия был специально разработан активно-реактивный кумулятивный снаряд. Бронепробиваемость этого боеприпаса составляла 400 мм гомогенной брони. Применение активно-реактивного выстрела позволило существенно – в два-три раза – уменьшить давление в канале ствола в момент выстрела без утрат в дальности. Более того, расчетная дальность прямого выстрела активно-реактивным снарядом была даже выше, чем у пушек аналогичного калибра – 1200 метров.
Понижение давления в стволе повлекло за собой несколько увлекательных последствий в конструкции орудия. Во-1-х, уменьшилась отдача, что позволило применить наименее массивные и томные противооткатные устройства. Во-2-х, малая отдача и маленький откат привели к тому, что орудие Т-100 удалось оснастить автоматом заряжания, по собственной схеме аналогичному агрегату мелкокалиберных автоматических пушек. В процессе анализа имеющихся схем боепитания спецы ГСКБ-47 и ВНИИ-100 избрали систему с барабаном револьверного типа. Крутящийся агрегат с шестью ячейками предлагалось установить на казенной части орудия. Барабан сумел обеспечить сносную эргономичность боевого отделения и при всем этом дать орудию отличные характеристики скорострельности. Не считая того, была предусмотрена уникальная система выбора типа боеприпаса. Зависимо от боевой задачки, в барабан можно было загружать снаряды или 1-го типа (кумулятивные либо осколочные) либо различных, по три штуки каждого. При всем этом разнотипные снаряды вставлялись в барабан по очереди, с таким расчетом, чтоб в примыкающих гнездах находились выстрелы различного предназначения. Благодаря этому наводчик либо командир танка могли стремительно и просто выбирать подходящий для последующего выстрела снаряд. Механика поворота барабана могла проворачивать его на 1/3 или на 1/6 оборота. В первом случае (таковой поворот осуществлялся автоматикой по дефлоту) обеспечивался расход поначалу снарядов 1-го типа, а потом другого. По мере надобности к казеннику пушки могла подаваться последующая ячейка с выстрелом другого типа – для смены осколочных снарядов на кумулятивные либо напротив.
Примененная система с барабаном имела определенные достоинства перед другими системами автоматического заряжания. Основная причина этого – жесткая связь барабана и пушки. Благодаря этому аспекту конструкции, перед досыланием снаряда орудие не должно ворачиваться в требуемое положение, в каком с ним может работать автомат заряжания. Что касается снаряжения барабана, то оно было обязанностью экипажа. В отличие от механических систем, человек не так зависим от положения казенника пушки и барабана. Укладки снарядов располагались в боевом отделении и задней части башни. Общий боекомплект орудия Т-100 составлял 40 унитарных снарядов.
Дополнительное вооружение «Изделия 64992» должно было состоять из одного-двух пулеметов СГМТ либо ПКТ (спаренный и зенитный), также пусковых установок для противотанковых ракет 9М14 «Малютка». Внутренние объемы танка позволяли расположить в боевом отделении припас из 5-6 таких ракет. В перспективе конструкция позволяла установить на танк дымовые гранатометы.
Эскизный проект «Изделия 64992» был готов к концу 1964 года. Предлагаемые смелые решения сделали этот легкий танк довольно сильной и суровой боевой машиной. Что касается соотношения подвижности и огневой мощи, то он или не уступал средним и главным танкам тех пор, или даже превосходил их. Но на все плюсы пришлось несколько соответствующих и суровых минусов. Во-1-х, из-за обеспечения защиты и огневой мощи легкий танк не получил возможности к плаванию. Не самый суровый недочет, но для ВДВ он может быть особо важен. Во-2-х, пушка Т-100 не могла использовать имеющиеся снаряды подходящего калибра, и требовалось развертывание нового производства активно-реактивных боеприпасов для нее. В-3-х, невзирая на пожелания военных, степень унификации «Изделия 64992» и БМП-1 оказалась недостаточно высочайшей. В практическом плане это сулило необходимость выделения отдельных производственных мощностей под изготовка тех узлов и агрегатов, которые не были унифицированы с имеющейся техникой.
Минусы проекта перевесили все его плюсы. В том же 1964 году разработка «Изделия 64992» была прекращена на стадии эскизного проекта. Та же самая участь поняла и орудие Т-100. Потом русские конструкторы не один раз ворачивались к теме легкого десантируемого танка, но ни одна из этих машин не пошла в войска. Более грустно сложилась судьба целого направления, касавшегося специализированных пушек для стрельбы активно-реактивными снарядами. После Т-100 не было сотворено ни 1-го подобного проекта.
По материалам веб-сайтов:
http://raigap.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://dogswar.ru/