Проект летающей подводной лодки

В 1934 году курсант ВМИУ им. Дзержинского Б.П.Ушаков представил схематичный проект летающей подводной лодки (ЛПЛ), который потом был переработан и представлен в нескольких вариантах для определения остойчивости и нагрузок на элементы конструкции аппарата.

В апреле 1936 года в отзыве капитана 1 ранга Сурина указывалось, что мысль Ушакова увлекательна и заслуживает бесспорной реализации. Через несколько месяцев, в июле, полуэскизный проект ЛПЛ рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете (НИВК) и получил в целом положительный отзыв, содержавший три дополнительных пт, один из которых говорил: «…Разработку проекта лучше продолжать, чтоб выявить действительность его воплощения методом производства соответственных расчетов и нужных лабораторных испытаний…» Посреди подписавших документ были начальник НИВКа военинженер 1 ранга Григайтис и начальник кафедры стратегии боевых средств флагман 2 ранга доктор Гончаров.

В 1937 году тема была включена в план отдела «В» НИВКа, но после его пересмотра, что было очень типично для тех пор, от нее отказались. Вся предстоящая разработка велась инженером отдела «В» воентехником 1 ранга Б.П.Ушаковым во внеслужебное время.

10 января 1938 года во втором отделе НИВКа состоялось рассмотрение эскизов и главных тактико-технических частей ЛПЛ, приготовленных создателем, Что все-таки представлял собой проект? Летающая подводная лодка предназначалась для ликвидирования кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный припас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, потому что при отсутствии целей в данном квадрате (районе деяния) лодка могла сама отыскивать противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее раннего обнаружения, и погружалась на полосы пути корабля. До возникновения цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию излишними ходами.

В случае допустимого откло нения врага от полосы курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большенном отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, потом всплывала, взмывала и вновь готовилась к атаке.

Вероятное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед классическими субмаринами. В особенности действенным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, потому что на теоретическом уровне три таких аппарата делали на пути противника непролазный барьер шириной до 9 миль. ЛПЛ могла просачиваться в черное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а деньком вести наблюдение, пеленгование скрытых фарватеров и при комфортном случае штурмовать. В конструкции ЛПЛ предусматривались 6 автономных отсеков, в 3-х из которых помещались авиамоторы АМ-34 мощностью по 1000 л.с. каждый. Они снабжались нагнетателями, допускавшими форсирование на взлетном режиме до 1200 л.с. 4-ый отсек был жилым, рассчитанным на команду из 3-х человек. Из него же велось управление судном под водой. В 5-ом отсеке находилась аккумуляторная батарея, в шестом – гребной электромотор мощностью 10 л,с. Крепкий корпус ЛПЛ представлял собой цилиндрическую клепаную конструкцию поперечником 1,4 м из дюралюминия шириной 6 мм. Кроме крепких отсеков, лодка имела пилотскую легкую кабину влажного типа, которая при погружении наполнялась водой, При всем этом летные приборы задраивались в специальной шахте.

Обшивку крыльев и хвостового оперения предполагалось выполнить из стали, а поплавки из дюралюминия. Эти элементы конструкции не были рассчитаны на завышенное наружное давление, потому что при погружении затапливались морской водой, поступавшей самотеком через шпигаты (отверстия для стока воды ). Горючее (бензин) и масло хранились в особых резиновых резервуарах, располагавшихся в центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы остывания авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды. Для предохранения корпуса от коррозии предусматривалась расцветка и покрытие лаком его обшивки. Торпеды располагались под консолями крыла на особых держателях. Проектная нужная нагрузка лодки составляла 44,5% от полного полетного веса аппарата, что было обыденным для машин томного типа.

Процесс погружения включал четыре шага: задраивание моторных отделов, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).


Летно-тактические свойства ЛПЛ:

Экипаж, чел. — 3
Взлетная масса, кг — 15 000
Скорость полета, уз. (км/ч) — 100 (~200)
Дальность полета, км — 800
Потолок, м — 2 500
Кол-во и тип авиамоторов — 3xAM-34
Мощность на взлетном режиме, л.с. — 3×1200
Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы — 4-5
Подводная ск-ть, уз — 2-3
Глубина погружения, м — 45
Припас хода под водой, миль — 5-6
Подводная автономность, ч — 48
Мощность гребного мотора, л.с. — 10
Длительность погружения, мин — 1,5
Длительность всплытия, мин — 1,8

Вооружение:

— 18-дюйм. торпеда, шт. — 2
— спаренный пулемет, шт. — 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,384 сек. | 12.96 МБ