Современные концепции ОНЭ имеют ряд черт, сулящий огромные практические перспективы. Орудие, основанное на передаче энергии в виде излучения, не имеет таких противных черт, присущих обычным вооружениям, как отдача либо сложность прицеливания. Не считая того, вероятна регулировка мощности «выстрела», что дозволит использовать один излучатель для разных целей, к примеру, для измерения дальности и атаки противника. В конце концов, ряд конструкций лазеров либо микроволновых излучателей имеют практически неограниченный боезапас: количество вероятных выстрелов зависит только от черт источника питания. В то же время, орудие направленной энергии не лишено недочетов. Главный – высочайшее энергопотребление. Для заслуги черт, сравнимых с классическими огнестрельными системами, ОНЭ обязано иметь сравнимо большой и непростой источник энергии. Кандидатурой являются хим лазеры, но они имеют ограниченный припас реагентов. 2-ой недочет ОНЭ – рассеивание энергии. До цели дойдет только часть из посланной энергии, что тянет за собой необходимость увеличения мощности излучателя и внедрение более массивного источника энергии. Также необходимо отметить один минус, связанный с прямолинейным распространением энергии. Лазерное орудие не способно обстреливать цель по подвесной линии движения и может штурмовать только прямой наводкой, что осязаемо понижает сферу его внедрения.
В текущее время все работы в области ОНЭ идут в нескольких направлениях. Более массовым, хотя и не очень удачным, является лазерное орудие. Всего насчитывается несколько 10-ов программ и проектов, из которых до воплощения в металле дошли считанные единицы. Приблизительно таким же образом обстоит дело и с микроволновыми излучателями, но в случае с последними до практического использования к истинному времени дошла только одна система.

Единственным сейчас примером фактически применимого орудия, основанного на передаче микроволнового излучения, является южноамериканский комплекс ADS (Active Denial System – «Система активного отклонения»). Комплекс состоит из аппаратурного блока и антенны. Система генерирует миллиметровые волны, которые, попадая на поверхность кожи человека, вызывают сильное жжение. Тесты проявили, что человек не может находиться под воздействием ADS подольше нескольких секунд без риска получить ожоги первой либо 2-ой степени.
Действенная дальность поражения – до 500 метров. Система ADS, невзирая на свои достоинства, имеет несколько непонятных особенностей. Сначала, критику вызывают «пробивные» возможности луча. Не один раз высказывались догадки о способности экранирования излучения даже с помощью плотной ткани. Но официальных данных о способности предотвращения поражения, по полностью понятным причинам, пока не возникало. Более того, такая информация, вероятнее всего, не будет размещена вообщем.

Пожалуй, более известным представителем другого класса ОНЭ – боевых лазеров – является проект ABL (AirBorne Laser – «Лазер воздушного базирования») и самолет-прототип Boeing YAL-1. Самолет на базе лайнера «Боинг-747» несет два твердотельных лазера для подсвета цели и наведения, также один хим. Принцип деяния этой системы такой: твердотельные лазеры употребляются для измерения дальности до цели и определения вероятных искажений луча при прохождении через атмосферу. После доказательства захвата цели врубается хим лазер HEL мегаваттного класса, который и производит ликвидирование цели. Проект ABL с самого начала предназначался для работы в противоракетной обороне.
Для этого самолет YAL-1 был обустроен системами обнаружения запуска межконтинентальных ракет. По имеющимся данным, припаса реагентов на борту самолета хватало для проведения 18-20 лазерных «залпов» длительностью до 10 секунд каждый. Дальность деяния системы секретна, но ее можно оценить в 150-200 км. В конце 2011 года проект ABL был закрыт ввиду отсутствия ожидаемых результатов. Пробные полеты самолета YAL-1, в том числе и с удачным ликвидированием ракет-мишеней, дозволили собрать массу инфы, но проект в том виде был признан бесперспективным.

Типичным ответвлением от программки ABL можно считать проект ATL (Advanced Tactical Laser – «Перспективный тактический лазер»). Как и предшествующий проект, ATL предполагает установку боевого хим лазера на самолет. В то же время, новый проект имеет другое назначение: лазер мощностью порядка 100 кв должен устанавливаться на переоборудованный транспортный самолет C-130, созданный для атаки наземных целей. Летом 2009 года самолет NC-130H с помощью собственного лазера уничтожил несколько учебных целей на полигоне. С того времени относительно проекта ATL не было никаких новых данных. Может быть, проект заморожен, закрыт либо претерпевает конфигурации и доработки, вызванные приобретенным при испытаниях опытом.

Посреди 90-х годов компания Northrop Grumman в сотрудничестве с несколькими субподрядчиками и несколькими израильскими фирмами начала проект THEL (Tactical High-Energy Laser – «Тактический высокоэнергетический лазер»). Целью проекта было создание мобильной системы лазерного вооружения, созданной для атаки наземных и воздушных целей. Хим лазер позволял поражать цели типа самолет либо вертолет на дальности около 50 км и артиллерийские боеприпасы на расстоянии порядка 12-15 км.
Одной из основных удач проекта THEL стала возможность отслеживания и атаки воздушных целей даже в критериях облачности. Уже в 2000-01 годах система THEL в процессе испытаний провела практически три 10-ка успешных перехватов неуправляемых ракет и 5 перехватов артиллерийских снарядов. Эти характеристики сочли успешными, но скоро ход работ замедлился, а позднее и совсем тормознул. По ряду экономических обстоятельств Израиль вышел из проекта и занялся развитием своей противоракетной системы «Железный купол». США не стали продолжать проект THEL в одиночку и закрыли его.
Вторую жизнь лазеру THEL отдала инициатива конторы Northrop Grumman, в согласовании с которой на его базе планируется сделать системы Skyguard и Skystrike. Имея в собственной базе общие принципы, эти системы будут иметь различное предназначение. 1-ая будет комплексом противовоздушной обороны, 2-ая – авиационной системой вооружения. При мощности в несколько 10-ов кв оба варианта хим лазеров сумеют штурмовать разные цели, как наземные, так и воздушные. Сроки окончания работ по программкам пока не ясны, равно как и четкие свойства будущих комплексов.

Компания Northrop Grumman также является фаворитом и в области лазерных систем для флота. В текущее время заканчиваются активные работы по проекту MLD (Maritime Laser Demonstration – «Демонстрация морского лазера»). Как и некие другие боевые лазеры, комплекс MLD должен обеспечивать противовоздушную оборону кораблей военно-морских сил. Не считая того, в обязанности этой системы может быть введена защита боевых кораблей от катеров и других малых плавсредств противника. Основой комплекса MLD является твердотельный лазер JHPSSL и система его наведения.
1-ый макет системы MLD отправился на тесты еще посреди 2010 года. Проверки наземного комплекса проявили все плюсы и минусы примененных решений. К концу такого же года проект MLD перебежал в стадию доработок, созданных для обеспечения размещения лазерного комплекса на боевых кораблях. 1-ый корабль должен получить «орудийную башню» с MLD приблизительно к середине 2014 года.

Приблизительно к тому же времени до состояния готовности к серийному производству может быть доведен комплекс конторы Rheinmetall под заглавием HEL (High-Energy Laser – «Высокоэнергетический лазер»). Эта зенитная система представляет особенный энтузиазм ввиду собственной конструкции. В ее составе имеются две башни с 2-мя и 3-мя лазерами соответственно. Таким макаром, одна из башен имеет лазеры суммарной мощностью в 20 кВт, другая – 30 кВт. Предпосылки такового решения пока не совершенно ясны, но есть основания созидать в нем попытку прирастить возможность поражения цели. В ноябре прошедшего 2012 года прошли 1-ые тесты комплекса HEL, в процессе которых он показал себя с неплохой стороны. С расстояния в один километр была прожжена 15-миллиметровая бронеплита (время воздействия не объявлялось), а на дальности в два километра HEL сумел убить маленький беспилотник и имитатор минометной мины. Система управления орудием комплекса Rheinmetall HEL позволяет наводить на одну цель от 1-го до 5 лазеров, регулируя таким макаром мощность и/либо время воздействия.

Пока другие лазерные комплексы проходят тесты, сходу два американских проекта уже дали практические результаты. С марта 2003 года в Афганистане и Ираке применяется боевая машина ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralisation System – «Система лазерной нейтрализации боеприпасов на базе автомобиля HMMWV»), сделанная компанией Sparta Inc. На стандартном южноамериканском армейском внедорожнике устанавливается комплекс оборудования с твердотельным лазером мощностью около 10 кв. Таковой мощности излучения довольно для того, чтоб навести луч на взрывное устройство либо неразорвавшийся снаряд и тем вызвать его детонацию. Действенная дальность деяния комплекса ZEUS-HLONS приближается к тремстам метрам. Живучесть рабочего тела лазера позволяет создавать до 2-ух тыщ «залпов» за день. Результативность операций с ролью этого лазерного комплекса приближается к 100 процентам.

Вторым используемым на практике лазерным комплексом является система GLEF (Green Light Escalation of Force – «Эскалация силы с помощью зеленоватого луча»). Твердотельный излучатель крепится на стандартной дистанционно управляемой турели CROWS и может быть установлен фактически на хоть какой вид техники, имеющийся у войск НАТО. GLEF имеет еще наименьшую мощность по сопоставлению с другими боевыми лазерами и предназначен для краткосрочного ослепления противника либо противодействия прицеливанию. Главной особенностью этого комплекса является создание довольно широкой по азимуту засветки, которая гарантированно «накрывает» потенциального противника. Броско, что с внедрением наработок по теме GLEF был сотворен портативный комплекс GLARE, размеры которого позволяют переносить и использовать его всего одному человеку. Предназначение GLARE точно такое же – краткосрочное ослепление противника.
Невзирая на огромное количество проектов, орудие направленной энергии пока остается быстрее многообещающим, ежели современным. Технологические задачи, сначала с источниками энергии, пока не позволяют полностью раскрыть его потенциал. Огромные надежды в текущее время связываются с лазерными системами корабельного базирования. Например, военные мореплаватели и конструкторы Соединенных Штатов доказывают такое мировоззрение тем, что много боевых кораблей оснащается ядерными силовыми установками. Благодаря этому боевой лазер не будет испытывать недочета в электроэнергии. Но установка лазеров на боевые корабли пока остается делом грядущего, так что «обстрел» противника в критериях реального боя произойдет не завтра и не послезавтра.
По материалам:
http://lenta.ru/
http://bbc.co.uk/
http://army-guide.com/
http://boeing.com/
http://northropgrumman.com/
http://rheinmetall.com/
http://sparta.com/
http://army.mil/
http://strangernn.livejournal.com/
Каку М. Физика неосуществимого. — Альпина нон-фикшн, 2011.