Провал пришествия шведской армии на Москву

Провал наступления шведской армии на Москву

Осенью 1706 года после выхода из войны Саксонии Наша родина осталась в одиночестве. Шведы могли сосредоточить против Москвы свои главные силы. В декабре 1706 года в местечке Жолкиеве (Львовская область) был проведён военный совет, на котором решался вопрос – дать бой шведам в Речи Посполитой либо в границах Российского страны. В итоге все участники совещания сошлись во мировоззрении, что лучше дать генеральное схватка в Рф, чтоб в случае беды иметь способности к отступлению. В Польше же оставили отдельные отряды, которые должны были изматывать противника нападениями на коммуникации, уничтожать его обозы, фуражные партии. Шведскую армию было нужно утомить неизменными стычками, нехваткой продовольствия, фуража. Свою роль должна была сыграть и партизанская война – российский правитель в собственных воззваниях (универсалах) призвал люд к сопротивлению.

Сразу шёл процесс подготовки страны к обороне. Было приказано готовить укрепления по полосы Псков – Смоленск – Черкасские городка. На дорогах в пограничной полосе устраивали засеки, завалы, укреплялись гарнизоны. Повышенное внимание было уделено обороне Смоленска и Москвы.

Была изготовлена попытка решить дело мирным политико-дипломатическим путём. Пётр желал окончить войну со Шведской империей «добрым миром». Для решения этой препядствия Москва обратилась к ряду европейских государств с просьбой о посредничестве. Но эту идею в Западной Европе не поддержали, многие царские дворы боялись, что, завершив войну на Востоке, Карл XII направит собственный взгляд на европейские дела. Например, Лондон был кровно заинтересован в продолжении Северной войны, чтоб решить вопрос с «испанским наследством» в свою пользу (война за испанское наследие шла в 1701—1714 годы). Не считая того, англичане не желали, чтоб российские утвердились на берегах Балтийского моря.

Не был заинтересован в мире и сам юный шведский повелитель. Карл в открытую заявлял о собственных брутальных намерениях в отношении Рф. Планы были глобального масштаба: сломить сопротивление российской армии, захватить Москву, Петра свергнуть с трона, страну расчленить, поделить на воеводства с преданными боярами и воеводами. Таким макаром, шведский повелитель собирался конструктивно решить российский вопрос и делему «русской угрозы». Польша должна была стать шведским вассалом, а Шведская империя — доминирующей державой Восточной Европы. Карл готовился к походу на Россию основательно – весь 1707 год он пробыл с армией в Саксонии. За этот период времени шведскому монарху удалось восполнить утраты и значительно укрепить свою армию, доведя её численность до 35 тыс. человек. В столицах Западной Европы были убеждены в победе Карла, причём кампания должна была стать победной прогулкой юного шведского льва.

Российская армия (главные силы, противостоящие Карлу) в этот период насчитывала около 57 тыс. человек: 24,5 тыс. пехоты (48 пехотных и 8 гренадёрских батальонов), 4,5 тыс. конной пехоты (7 батальонов), 21 тыс. постоянной конницы (111 эскадронов), 5 тыс. иррегулярной конницы, 2 тыс. артиллеристов (артполк). Пехота была поделена на три дивизии, ими командовали Борис Шереметев, саксонский генерал на российской службе Людвиг фон Алларт и Аникита Репнин. Конницей командовал Александр Меньшиков. Главнокомандующими армией были сразу Шереметев (артиллерия и пехота) и Меньшиков (конница). Шереметев обладал большим боевым опытом, очень кропотливо делал поручения царя, но был осторожен и копотлив. «Светлейший князь Ижорский» Меньшиков был энергичен, смел, честолюбив, деятелен, не страшился брать на себя ответственность, обладал военным талантом, но был карьеристом, имел склонность к авантюрам. Потому Пётр сделал собственного рода «тандем», они сглаживали недочеты друг дружку. К тому же в состав военных советов (консилий) входили Головнин (главный дипломат, в особенности огромную роль играл в украинских делах), Долгорукий (спец по Польше) и ряд военачальников — Репнин, Алларт, Голицын, Гольц, Брюс. Шереметев считал, что шведы пойдут в северном направлении для того, чтоб объединиться с корпусами Левенгаупта и Либекера и уже позже наступать на Москву через Тверь. Потому, по его воззрению, было надо сконцентр
ироваться на обороне дорог на Псков и Ингерманландию. Меньшиков предлагал сосредоточиться на левом фланге.

Поход на Москву и его провал

Карл дождался, когда зима скуёт болота и реки, заморозит дороги и двинул войска в поход. Он прошёл вдоль прусской границы к Гродно и 26 января занял его. Российские войска, выполняя план жолкиевского военного совета, 2-мя большенными группами стали отходить в просвет меж Западной Двиной и Днепром и заняли в феврале 1708 года прибыльные позиции за рекой Уллой. Командование российской армии не понимало, куда двинется шведское войско и идиентично преградило предполагаемые операционные полосы противника на Ингерманландию — через Полоцк и на столицу — через Могилев и Смоленск. Из Гродно Карл повёл армию к Лиде и Сморгони, там она встала на зимние квартиры.

Посреди марта 1708 года Карл двинул войска далее на восток и расположился в районе меж Долгиновом, Радошковичами и Борисовом, где шведская армия простояла до 5 июня. В это время ударные шведские группировки готовились нанести удар с севера: в Финляндии у Выборга и Кексгольма стоял 14 тыс. корпус Либекера, под Ригой 16 тыс. корпус Левенгаупта, в Финский залив весной вошла шведская эскадра и встала у Берёзовых островов (архипелаг в северной части акватории Финского залива). В Радошковичах шведский повелитель получил весть о очень неуравновешенном положении дел снутри Рф (восстание башкир в 1704-1711 годах, восстание донских казаков под предводительством Кондратия Булавина 1707—1709 годов) и принял окончательное решение двинуться через Смоленск прямо на Москву. Корпус Либекера был должен стукнуть по Петербургу, а войска Левенгаупта идти от Риги на соединение с основной шведской армией, чтоб принять участи в пришествии на русскую столицу.

В целом это был авантюристичный план, который опирался на мировоззрение о беспомощности российской армии, которая не сумеет устоять перед высококлассной шведской армией и полководческим искусством Карла IX. План шведского короля не учитывал внутренней крепости Российского страны, непрерывного усиления российских вооружённых сил в процессе войны.

Главные силы российской армии (57 тыс. человек) были размещены по полосы Чашники (Шереметев) – Лукомли (Репнин) – Улла (Алларт). Меньшиков размещался меж Борисовом и Могилёвом. Не считая того, у Пскова стоял 16 тыс. корпус Родиона Боура — он, будучи ротмистром в шведской армии, перебежал под Нарвой в 1700 году на сторону российских и был принят на службу, удачно управлял большими воинскими соединениями, а в Ингрии размещался 24 тыс. корпус Апраксина.

Сначала июня 1708 года шведская армия начала движение. 7 июня Карл подошел к Минску и дальше направился к местечку Березино и посреди месяца шведы переправились через реку Березина и двинулись на восток. Российская армия заняла позицию у Головчина, чтоб закрыть дорогу на Могилёв и Шклов. 3(14) июля шведы пошли в атаку и напали на центр российских позиции — дивизия Репнина понесла утраты и отошла к Шклову, туда же отступили и другие части. 7 (18) июля шведы вошли в Могилёв. 6 (17) июля на военном совете в Шклове было решено отвести армию к Горкам. К 11 (22) июля российские войска были сосредоточены в районе Горок. Через два денька туда прибыл Пётр и отдал приказ перебросить корпус Боура от Пскова к Смоленску. Репнин за отступление был разжалован в бойцы.

Карл простоял в Могилёве около месяца, он отдал войскам передохнуть и ожидал прихода сил Левенгаупта, но так и не дождался. Пётр не терял даром времени и за этот период времени подготовил укрепления у Горок, усилил артиллерию, провёл обучение 7,5 тыс. рекрутов. Посреди августа шведская армия переправилась через Днепр и двинулась на юго-восток. Дойдя до Чернигова, Карл повернул войска на север, чтоб резвым ударом захватить Смоленск. Российские войска, перейдя от Горок к Мстиславлю, перерыли дорогу. 30 августа (10 сентября) у села Доброе авангард Миши Голицына разбил передовой отряд шведской армии под началом генерала Рооса. Бой практически не отразился на общем положении дел на театре войны – Карл упрямо продолжал пришествие, а российская армия медлительно отходила, происходили маленькие стычки. 9 (20) сентября 1708 года в бою у деревни Раевки (в Могилевской губернии) шведы утратили 1,5 тыс. человек, причём Карл сам чуть ли не умер либо не попал в плен. Наступательные способности шведской армии были исчерпаны, и Карл был обязан отрешиться от похода на Москву. 14 (25) сентября шведский монарх двинул армию на Украину. Там Карл собирался восполнить ар

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,293 сек. | 13.06 МБ