Япония готовится воевать

Япония готовится воевать
Критика отдельных профессионалов в отношении закупок Россией французских вертолетоносцев "Мистраль" (1-ые два из которых войдут в состав Тихоокеанского флота) не воспринимается на фоне публикуемого ниже материала об оборонных приготовлениях Страны восходящего солнца. 

Мирная, тихая, разоружившаяся после 2-ой мировой войны Япония сейчас вновь выдвигается на позиции высококлассной военной державы. 

Конкретно чувство массивного потенциала за спиной позволяет первым лицам японского военно-политического управления выступать с общественными демаршами по поводу посещения президентом Рф Южных Курил. Дипломатия всегода действует настойчиво и уверенно, когда дополнительные аргументы могут привести стоящие за нею армия и флот. 

В Рф до сего времени помнят горечь поражения 1905 года в процессе русско-японской войны, трагическую судьбу наших геройских кораблей в Цусимском сражении. А наш тогдашний противник до сего времени помнит свою победу. Мне приходилось бывать в Стране восходящего солнца, могу заверить: флагманский корабль адмирала Того "Микаса" до сего времени на плаву, находится в чудесном состоянии и сохраняется в качестве государственной реликвии на одной из военно-морских баз со свободным доступом к нему японских людей — чтоб помнили. 

Я был также на полуострове Этадзима (один из центров по подготовке офицеров для ВМС) — в музее имена всех погибших камикадзе и кайтен (водители человеко-торпед) выгравированы золотыми иероглифами на мраморных досках в зале боевой славы. Их память чтут — конкретно в этом зале принимают присягу курсанты и проводятся праздничные церемонии вручения погон и дипломов офицерам-выпускникам. 

В особенности поразил меня щит, посвященный подвигу японского военно-морского атташе — намедни войны 1905 года этот лазутчик, закамуфлировавшись под татарина (и документы имел надлежащие, которые ему сделало разведуправление японского Генштаба), одурачив королевскую контрразведку, сделал беспрецедентную по грубости разведывательную поездку из Санкт-Петербурга во Владивосток, оценив мобилизационные способности Транссиба и проведя по пути ряд других разведакций, включая трехнедельное незаконное пребывание во Владивостоке. 

Фактор Стране восходящего солнца сейчас — это серьезно, и нужно мыслить, что нам делать, чтоб не смотреться в очах Токио такими же слабенькими, как в 1905 году. Вот поэтому началось перевооружение 18-й пулад на Южных Курилах. Разумеется, нуждается в ускоренном перевооружении и Тихоокеанский флот. Как мог бы смотреться его многообещающий состав? Буду рад услышать здравые мысли. 

Японию трансформирует силы самообороны в всеполноценную армию 

Длительное время после окончания 2-ой мировой войны японская политика в области государственной безопасности базировалась на доктрине бывшего премьер-министра Сигэру Ёсиды, предусматривавшей существенное ограничение военных расходов и укрепление союза с США в целях ускоренного экономического развития страны под южноамериканским «ядерным зонтиком». В Стране восходящего солнца и сейчас имеется много приверженцев предстоящей ориентации на доктрину Ёсиды и поддержания имеющегося статус-кво во отношениях с Вашингтоном. 

Совместно с тем с начала 1990-х гг. актуализировался вопрос об укреплении японских Сил самообороны. Это обусловливалось переменами в системе интернациональных отношений в итоге распада СССР, нарастанием напряженности на Корейском полуострове, также рвением США повысить роль и ответственность Стране восходящего солнца в рамках американо-японского союза. 

Сейчас Япония интенсивно участвует в миротворческих операциях по всему миру. Не считая того, сначала 2000-х гг. Япония оказывала активную поддержку силам коалиции, действовавших в Афганистане и Ираке. 

Каким же образом вышло, что страна, которая по Конституции не имеет права содержать вооруженные силы, интенсивно участвует в операциях ООН по поддержанию мира и оказывает тыловую поддержку США и их союзникам в процессе проведения гуманитарных операций в разных уголках мира? 

На каких критериях Силы самообороны Стране восходящего солнца участвуют в данных операциях и какие главные функции они делают? И самое главное, какие главные цели преследует японское управление, направляя национальные подразделения за предел? 

КОНСТИТУЦИЯ Стране восходящего солнца И ПРАВО НА САМООБОРОНУ 

Сделанные в 1954 г. Силы самообороны всегда избегали именовать армией, вспоминая о положениях 9 статьи Конституции Стране восходящего солнца, исключающих возможность обладания всеполноценными вооруженными силами с наступательным потенциалом. Потому формально Силы самообороны являются специальной штатской организацией, в действительности выполняющей функции вооруженных сил. Сейчас с юридической точки зрения существование Сил самообороны японское управление трактует как реализацию неотъемлемого права каждой страны на самооборону. 

Конституция Стране восходящего солнца не регулирует вопрос о допустимости роли японских государственных подразделений в коллективной обороне. В Белоснежной книжке по обороне Стране восходящего солнца за 2011 г. отмечается, что согласно Конституции страна обладает правом на наименьшую нужную оборону, рамки которой определяются исходя из складывающейся интернациональной ситуации. Не считая того, сторонники расширения забугорного присутствия Стране восходящего солнца нередко апеллируют к положениям Преамбулы Конституции Стране восходящего солнца, в какой отмечается рвение японского народа «занять почтенное место в международном обществе, стремящемся сохранить мир и навечно убить на Земном шаре деспотию и рабство, подавление и нетерпимость». 

Данные положения трактуются как действительное и инициативное роль в международном сотрудничестве по борьбе со стихийными бедствиями, гуманитарными катастрофами, борьбе с терроризмом и т.д. Активное роль при всем этом противопоставляется замкнутому существованию – невооруженному нейтралитету и неактивному пацифизму, – при котором японская сторона только выделяет деньги на поддержание действий мирового общества. Схожая позиция родилась как под давления со стороны США, так и под воздействием внутренних противоречий в политической элите Стране восходящего солнца. 

Имеющиеся сейчас в Стране восходящего солнца законы уже составляют неплохую базу для обеспечения забугорных операций Сил самообороны. Формально эти законы не противоречат государственной Конституции, потому что в их не признается право на внедрение вооруженной силы и содержится целый ряд других ограничений. Следует также отметить, что 1-ые законы принимались при суровом противодействии оппозиции, и их принятие почти во всем было связано со важными международными событиями, к примеру, такими, как теракты 11 сентября 2001 г. в США. Вкупе с тем сам по для себя факт наличия подобного законодательства, представляющего из себя, на самом деле, гибкую интерпретацию конституционных норм, свидетельствует о суровом развитии оборонной политики Стране восходящего солнца и расширении сферы ответственности Сил самообороны в протяжении 20 лет. 

К таким законам следует отнести: Закон о Силах самообороны (№65 от 1954 г.); Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира (№79 от 1992 г.); Закон об особенных мерах против террора (№113 от 2001 г.); Закон об особенных мерах, направленных на гуманитарную и восстановительную помощь и поддержку безопасности в Ираке (№137 от 2003 г.); Закон об особенных мерах технической поддержки (№1 от 2008 г.); Закон о мерах по противодействию пиратству (№55 от 2009 г.). 

ГЕОГРАФИЯ Забугорного ПРИСУТСТВИЯ Стране восходящего солнца ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ 

В декабре 2011 г. исполнилось 20 лет с момента формального начала воплощения Силами самообороны Стране восходящего солнца операций за рубежом: в декабре 1991 г. японское правительство направило в район Персидского залива группу минных тральщиков, внеся, тем, собственный вклад в ликвидацию последствий первой войны в Заливе. 

Исходя из положений «Основных направлений программки государственной обороны», действующего законодательства Стране восходящего солнца, также ее обязанностей перед ООН и США, все операции Сил самообороны ближайшего времени можно подразделить на несколько категорий:

1. Международное сотрудничество в сфере миротворчества: операции по поддержанию мира (ОПМ); гуманитарные миссии; миссии наблюдателей на выборах. 

2. Логистическая и тыловая поддержка коалиционных сил в Ираке и Афганистане. 

3. Международное сотрудничество по борьбе с пиратством. 

В 1990-х гг. контингент Сил самообороны Стране восходящего солнца задействовался в миссиях и операциях по поддержанию мира в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, Восточном Тиморе. В его задачки входило оказание помощи беженцам, транспортные услуги, воплощение восстановительных работ, предоставление консультаций, выполнение функций наблюдателей. 

В первой половине 2000-х гг. интенсивность забугорных операций японских подразделений резко возросла в связи с присоединением Стране восходящего солнца к противотеррористической коалиции. Теракты 11 сентября 2001 г. в США послужили для Токио стимулом к принятию решения об отправке японского контингента в Индийский океан и Ирак для оказания логистической и тыловой помощи коалиционным силам. 

Операции в Индийском океане и Ираке всегда стояли домом в общем ряду забугорных миссий Сил самообороны. Операция японского контингента в Индийском океане в поддержку действий коалиционных сил в Афганистане проводилась с ноября 2001 г. по январь 2010 г. Ее основной задачей являлось обеспечение топливом морских судов и авиационных средств сил коалиции, предоставление транспортных услуг. Не считая того, сначала 2000-х гг. в данный список в согласовании с «Основным планом» проведения операции врубались мед услуги, ремонтные работы, также снабжение нужным оборудованием, зачем зарубежным судам разрешалось входить в порты Стране восходящего солнца. 

Больший резонанс в японских политических и публичных кругах в связи с данной операцией вызвало направление в Индийский океан в составе группы государственных морских Сил самообороны эсминца УРО для роли в эскорте дозаправочных судов. Включение этого эсминца в состав эскортной группы правительство страны оправдывало необходимостью обеспечения действенной защиты кораблей-дозаправщиков. Но, как считают специалисты, такое решение было принято, сначала, в целях проверки готовности японской общественности принять те либо другие инициативы в рамках проведения государственными формированиями забугорных операций, также для отработки маршрутов движения японских судов в Индийском океане. 

Контингент сухопутных Сил самообороны Стране восходящего солнца участвовал в гуманитарной миссии в Ираке с 2004 по 2006 гг. В его задачки входило восстановление пт первичной мед помощи, обучение медперсонала, реконструкция актуально принципиальных магистралей, снабжение пресной водой. Японские воздушные подразделения находились в Ираке прямо до 2008 г. в согласовании с «Основным планом» операции, выполняя функции по транспортировке, также снабжению собственных и коалиционных сухопутных формирований. 

Особенность иракской операции Сил самообороны Стране восходящего солнца состояла в том, что, на самом деле, она проводилась на местности, где не исключалась возможность появления прямого вооруженного конфликта, что плохо отразилось на восприятии данной акции японским публичным воззрением. 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПИРАТСТВУ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ 

Антипиратские кампании не являются для Сил самообороны кое-чем полностью новым. Но операция в Аденском заливе отличается от других масштабами и удаленностью действий от государственных границ. 

Активная деятельность по борьбе с пиратством началась в Стране восходящего солнца еще в 2000 г., когда в стране свершилась 1-ая региональная конференция по мерам противодействия пиратству и вооруженному захвату судов. В ее ходе посреди остального были достигнуты договоренности о проведении совместных учений с Индией, Сингапуром, Малайзией, Брунеем, Филиппинами. С японской стороны в этих учениях участвовали подразделения Береговой охраны. Не считая того, согласно договоренностям, в Академию Береговой охраны Стране восходящего солнца приглашались зарубежные студенты для прохождения стажировок. 

Сначала нового тысячелетия корабли японской Береговой охраны игрались значительно более важную роль в обеспечении безопасности на море, в том числе и в противодействии актам пиратства, чем подразделения морских Сил самообороны. Они участвовали в операции по выдворению «шпионского» судна Северной Кореи из территориальных вод Стране восходящего солнца в декабре 2001 г., конфликтах вокруг островов Лианкур, антипиратских акциях в Малаккском проливе. 

По национальному законодательству морские Силы самообороны в данном плане обладали еще наименьшими правами и делали, быстрее, вспомогательные функции. Тогда не было необходимости создавать юридическую базу для их более активного вербования к антипиратским акциям. Но ситуация поменялась с обострением обстановки у побережья Сомали в 2009 г. Сейчас операция морских Сил самообороны Стране восходящего солнца в Аденском заливе по противодействию пиратству находится в активной стадии и проводится на базе повсевременно действующего Закона о мерах по противодействию пиратству от 2009 г., что позволяет гласить о формировании нового направления в деятельности морских сил. 

При принятии решения о направлении подразделений морских Сил самообороны и подразделений Береговой охраны к побережью Сомали японское правительство управлялось соображениями обеспечения безопасности морских торговых путей, включая поставки энергоресурсов, обусловленными географическим положением страны. 

В собственном выступлении 19 июня 2009 г. по случаю принятия Закона о мерах по противодействию пиратству тогдашний премьер-министр Стране восходящего солнца Таро Асо отметил: «Совет Безопасности ООН в ряде резолюций, включая резолюцию №1816, призвал страны навести свои военно-морские суда к побережью Сомали и в Аденский залив и принять надлежащие меры для противодействия актам пиратства. На этот призыв откликнулись многие страны и организации Европы, Северной Америки и Азии… Японское правительство также должно начать проведение антипиратской операции у побережья Сомали, базируясь на положениях нового Закона, как можно быстрее. Это делается, сначала, для того, чтоб обеспечить безопасность на море в сотрудничестве со всем мировым сообществом». Премьер-министр снова выделил, что «в согласовании с новым законом Япония будет иметь возможность защищать от пиратского нападения не только лишь японские морские суда, да и суда других государств. Согласно положениям японского законодательства акт пиратства является уголовным злодеянием и будет наказываться. В совокупы эти положения позволят более отлично биться с пиратством во содействии со всеми заинтересованными странами». 

1-ые суда морских Сил самообороны Стране восходящего солнца появились у побережья Сомали в целях эскорта собственных торговых кораблей еще в марте 2009 г. Тогда их деяния основывались на положениях Закона о Силах самообороны от 1954 г., позволяющих проводить эскортные операции. Но полномасштабное присоединение японских подразделений к многонациональной коалиции по борьбе с пиратством в этом районе вышло в июне 2009 г. с принятием упомянутого закона о мерах по противодействию пиратству. 

Как и в почти всех прошлых акциях, данная операция осуществляется очень сплотченно с США. В рамках американо-японского союза была разработана систематизация устройств по борьбе с пиратством, которая сначало отрабатывалась в Малаккском проливе, а потом скопленный опыт был перенесен в Аденский залив. Вероятные механизмы борьбы с пиратством разделяются на последующие категории: 

• средства защиты на борту судна (сирены, вооруженная охрана и пр.); 

• военно-морская охрана, которая содержит в себе как сопровождение государственных судов, так и деятельность многонационального патруля; 

• региональный антипиратский патруль, который подразумевает взаимодействие многонациональных сил со странами, находящимися на побережье патрулируемого морского места; 

• создание действенной береговой охраны странами региона. 

В случае с Аденским заливом роль в патрулировании предполагало неизменное присутствие подразделений японских морских Сил самообороны у побережья Сомали. Вот поэтому 1-ое время персонал этих подразделений размещался на базе американских ВМС в Джибути. Сначала 2010 г. японское правительство приняло решение о расширении роли Сил самообороны в операции. В связи с этим 23 апреля 2010 г. последовало объявление о начале обустройства пт базирования морских Сил самообороны Стране восходящего солнца. 

Длительное время вопрос о японской забугорной базе оставался открытым. Основными причинами являлись мощная оппозиция снутри страны и сложное положение Стране восходящего солнца после природно-техногенной катастрофы в марте 2011 г. Все же, открытие базы состоялось в Джибути сначала июня прошедшего года. 

Данная база, рассчитанная на 200 человек персонала, обошлась японской стороне в 4,7 миллиардов. иен ($58 млн.) и стала первым неизменным японским пт базирования за пределами страны со времен 2-ой мировой войны. База сооружена на арендованном у местных властей участке земли в 12 гектаров. На нем построен ангар для обслуживания авиатехники, казармы для личного состава, кафе и спортивный зал. Новый японский военный объект соседствует с американской военно-воздушной базой. Не считая того, у берегов Джибути повсевременно базируются два эсминца и два патрульных самолета P-3C Сил самообороны Стране восходящего солнца. 

Японское командование повсевременно подчеркивает необходимость усиления борьбы с пиратами в зоне Аденского залива, где раз в год проходят 20 тыс. морских грузовых судов. Около 10% из их составляют танкеры и сухогрузы Стране восходящего солнца, которые часто подвергаются пиратским атакам. Потому безопасность этих вод, по воззрению японского командования, имеет огромное значение для страны исходя из убеждений ее государственных интересов. 

В то же время, как считают скептики посреди японских политиков и профессионалов, не следует относить операцию морских Сил самообороны в Аденском заливе к уровню приоритетных и принципиальных, так как реальным ценностью для их должна быть оборона японского архипелага. При всем этом обращается внимание на то, что в случае появления реального конфликта в АТР и перекрытия Малаккского пролива, японский флот окажется отрезанным от архипелага и не сумеет выполнить свою главную задачку. 

Все же, есть факты, свидетельствующие о существенных конфигурациях в нраве военной доктрины Стране восходящего солнца, произошедших за ближайшее время, и серьезности целей по наращиванию потенциала морских и воздушных Сил самообороны страны. Одним из подтверждений является улучшение законодательства, в согласовании с которым осуществляется операция в Аденском заливе, также создание первой забугорной японской военной базы. Равномерно расширяются и возможности подразделений Сил самообороны в забугорных операциях. И если поправки к закону о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира в части расширения возможностей по применению орудия Силами самообороны пока не приняты, то Закон о мерах по противодействию пиратству уже наделяет японские подразделения правом использовать орудие в тех случаях, когда другие средства пресечения пиратского нападения исчерпаны. Не считая того, операция в Аденском заливе – это в некой степени продолжение очень принципиальных для Стране восходящего солнца операций Сил самообороны в Индийском океане. 

Чтоб сформировать некоторый целостный подход к забугорным миссиям, правительству Стране восходящего солнца потребовалось много времени. Конкретно сначала XXI века для планов по расширению роли Сил самообороны в таких операциях сложилась более подходящая обстановка, потому что на тот период пришлась активная фаза войн в Ираке и Афганистане и, как следствие, завышенная потребность в сотрудничестве в рамках американо-японского военно-политического союза. Забугорные акции Сил самообороны явились показателем поступательного развития обороной политики Стране восходящего солнца. 

Пока же роль забугорных операций в общем контексте наружной политики Стране восходящего солнца не настолько велика и сейчас заключается в обеспечении интернационального присутствия, разработке положительного стиля миротворца, обеспечении энергетической безопасности страны. 

При всем этом, невзирая на принятие целого ряда законодательных инициатив в сфере развития Сил самообороны в прошлые 20 лет, сейчас сохраняется ситуация, когда японскому правительству приходится действовать в новых интернациональных критериях по старенькым «правилам игры». Растущая острота этого противоречия просит от кабинета Ёсихико Ноды каких-либо шагов по изменению устаревших, как представляется, «правил». Первым таким конфигурацией стал пересмотр принципов экспорта вооружений в декабре 2011 г., открывший путь для развития военно-технического сотрудничества Стране восходящего солнца со странами НАТО, Австралией и Южной Кореей. В предстоящем не исключается и расширение возможностей Сил самообороны по использованию орудия в процессе забугорных операций, также их преобразование в настоящие ВС. А именно, схожему развитию ситуации содействует рост положительного восприятия японской общественностью деятельности Сил самообороны. Такие данные отражены в последнем опросе публичного представления, проведенном Министерством обороны Стране восходящего солнца и размещенном в марте 2012 г. Все это свидетельствует о том, что с течением времени Япония может стать настоящей военной державой. 

В текущее время география использования подразделений японских Сил самообороны совпадает с общими тенденциями региональной и глобальной политики Токио в сфере безопасности. Необходимыми факторами, влияющими на эту политику, являются обеспокоенность как самой Стране восходящего солнца, так и США и ряда других стран ростом воздействия Китая, также рвение японского управления достигнуть более высочайшего положения страны в интернациональных организациях, обеспечить ее энергетическую безопасность. Таким макаром, общий контекст политики Стране восходящего солнца содействует активизации ее силового компонента, что, по всей видимости, отыщет отражение в последующих забугорных операциях Сил самообороны. 

Юлия Александровна КРЯЧКИНА – младший научный сотрудник РИСИ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,125 сек. | 12.6 МБ