
Невзирая на то, что к началу 1982 года численность ОКСВА достигала более 85 тыс. человек и в его распоряжении находилось около 600 танков, 1500 БМП, 2900 БТРов, около 400 самолетов и вертолетов, 500 орудий, русские войска понесли огромные утраты, только убитыми — 3 тыс. человек. При всем этом ОКСВА контролировал фактически все большие городка, аэродромы и магистрали, были сделаны 862 сторожевые заставы, на которых несли службу более 40 тыщ военнослужащих контингента.
Для русского командования становилось все более естественным, что победить моджахедов в недлинные сроки 40-й армии не получится. Требовались новый подход, новые формы борьбы с противником в критериях высокогорья. Сначала нужно было убить базисные районы оппозиции. По методу организации и воплощения такие операции были более сложными и не всегда действенными. Все же русское управление, не имевшее способности по-другому оказывать влияние на военно-стратегическую обстановку в стране, сделало упор на их проведении. Дело в том, что в Афганистане борьба велась разрозненными исламистскими партиями, группировками и отрядами, что определило появление на местах особенной категории полевых командиров, контролировавших определенные зоны и приобретавших значимый вес и воздействие посреди местного населения.
Одним из таких полевых командиров был Ахмад-шах, по прозвищу Масуд, что в переводе означает «счастливый». Потом он стал государственным героем Афганистана. Сумев укрепиться в равнине реки Панджшер при поддержке местных таджиков, Масуд сделал фактически свою горную республику. С самого начала ввода русских войск его отряды совершали диверсии и обстреливали стратегическую магистраль Термез-Кабул и перевал Саланг, имеющие принципиальное значение для 40-й армии. В 1980–1981 гг. против Ахмад-шаха было проведено четыре войсковые операции, но цели они не достигнули.
Приказ: взломать Панджшер
Равнина реки Панджшер (длина около 250 км) была связывающим звеном северо-восточного Афганистана с Пакистаном. Оборону моджахедов в равнине составляли отдельные опорные пункты на господствующих высотах, в ущельях, в крепостях. Обычно, опорный пункт имел до 20 бойцов и несколько огневых точек. Вся равнина была подготовлена в инженерном отношении. Фактически не было свободного места, по которому войска могли беспрепятственно передвигаться. Вся местность простреливалась, при этом с различных уровней и направлений. В особенности умело была организована система ПВО — 120 пулеметов ДШК по всей глубине Панджшера. Кропотливо замаскированные средства ПВО размещались поблизости расщелин, пещер. Расположенные высоко пещеры использовались для убежища населения и отходящих групп боевиков. Там же были склады орудия, боеприпасов, продовольствия. Все это позволило мятежникам на сто процентов держать под контролем район равнины.
Подготовка к операции началась в конце апреля 1982 года со скрупулезного исследования района грядущих действий. В течение 10 дней была изготовлена аэрофотосъемка около 2 тыс кв. км равнины Панджшера, района Шахран и прилегающих к ним участков местности. В итоге было найдено 95 отрядов и групп моджахедов численностью до 3 тыс. человек,16 исламских комитетов, около 100 орудий ПВО, два центра по подготовке резервов и огромное количество складов.
Управляющим операции был назначен начальник штаба 40-й армии генерал-майор Н.?Г. Тер-Григорьянц. Командующий армией генерал-майор В.?Ф.?Ермаков только прибыл в Афганистан и боевого опыта еще не имел. Общее управление было доверено командующему войсками Туркестанского военного окрестность генерал-полковнику Ю.?П.?Максимову, а оперативная группа Министерства обороны СССР в Афганистане взяла на себя координацию действий русских и правительственных войск.
Главный удар пр