Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Основное предназначение АПР «Орел-М» — поражение и ликвидирование подлодок разных классов, имеющих скорость хода до 70 км/ч на глубине до 0.8 км, и кораблей противника в хоть какой точке мирового океана при волнении моря до 6 баллов. Применение ракеты может быть на глубинах более 60 метров. АПР-3/3М может удачно поразить многоцелевую атомную ракетную подлодку. Примененные решения в разработке ракеты позволяют использовать ее для поражения новейших видов надводных/подводных кораблей.

Проектированием и разработкой новейшей противолодочной ракеты для вооружения авиационных машин занимался НИИПГМ, мало позже ставший ЦНИИ «Гидроприбор», а на данный момент ОАО «Регион». Все работы велись с 1969 года, параллельно велась разработка «предыдущей» версии АПР «Ястреб» (АПР-2). Основная особенность – установка турбоводометного мотора. Созданием мотора для ракеты раздельно занималось конструкторское бюро завода «Сатурн».

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Из-за высочайшей трудности реализации требуемых черт, обеспечения неотказной работы, миниатюризации элементной базы бортовых систем и оборудования срок сдачи проекта повсевременно переносился. Самый последний вариант противолодочной авиационной ракеты «Орел-М» был готов в 1990 году. На вооружение АПР поступает под заглавием АПР-3 (1990-1991 гг). На экспорт готовили ракеты под заглавием АПР-3Э. Последующим шагом была модернизация ракеты — АПР-3М (соответственно на экспорт — АПР-3МЭ).

Основное отличие АПР-3 от АПР-2 — наличие более действенного мотора. Модификация АПР-3М имеет последующие усовершенствованные решения по сопоставлению с АПР-3:
— массо-габаритные свойства уменьшены;
— дальность деяния возросла за счет улучшений в двигательной установке;
— возрос боевой радиус системы самонаведения;
— усовершенствованы главные свойства ракеты – точность, реагирование, помехозащищенность, надежность работы;
— прирастили рабочие глубины;

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Модернизированная ракета имеет бортовую интегрированную систему управления и бесплатформенную навигационную инерциальную систему, построенную на современных элементах. Это расширило способности внедрения АПР-3М с самолетов и вертолетов морской авиации. Конструкторы упростили сервис ракеты в мирное и военное время.

Носители ракет АПР-3/3М:
— противолодочный самолет Ту-142МЭ;
— противолодочный самолет И-38;
— противолодочный вертолет Ка-28;
— противолодочный вертолет Ми-14;
(Применение АПР-3/3М может быть в режиме полета и в режиме «висения», употребляются первичные данные целеуказания.)
— надводные корабли ПЛО;
-многоцелевые подводные корабли.

С надводных/подводных кораблей ракеты используются как самонаводящаяся БЧ морского ракетного комплекса «Калибр». АПР-СБЧ стартует с комплекса «Калибр» как ракета 91РТЭ2/91РЭ. В воздухе либо воде происходит отделение самонаводящейся боевой части (АПР), и дальше она работает как самостоятельная противолодочная ракета. АПР-3М употребляется в комплексах "Калибр"-НКЭ (надводный корабль) и "Калибр"-ПЛЭ (подводный корабль). За рубежом противолодочная авиационная ракета АПР-3Э употребляется в военно-морских силах КНР.

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Механизм работы АПР-3/3М
Принцип деяния остался постоянным для русских противолодочных авиационных ракет – поиск и сканирование цели происходит при спиральном движении ракеты вниз за счет естественной гравитации. При обнаружении цели врубается движок, и ракета набирает ход для поражения обнаруженной цели.

При поступлении данных на противолодочную авиационную машину либо при самостоятельном обнаружении цели носитель и ракету подготавливают к выполнению боевой задачки. Носитель следует курсом на цель, в АПР вводятся первичные данные обнаружения цели и режима полета. Дальше ракету переводят на бортовое питание, и она самоподготавливается к боевому применению. При готовности ракета подает сигнал готовности и происходит отделение ракеты от носителя. В полете АПР стабилизируется по наклону, дальше на данной высоте раскрывается тормозной парашют. При приводнении от ракеты отделяется тормозной отсек и защитный обтекатель. В воду АПР заходит под дифферентным углом около 15 градусов, стабилизируется по первичным данным обнаружения по наклону и курсу. Достигнув глубины 20 метров, снимаются предохранители и взрывное устройство приводится в полную боевую готовность. При достижении предельной глубины (порядка 200 метров) без удачного обнаружения цели врубается движок, который выводит ракеты на повторный поиск цели. При невозможности предстоящей работы мотора на ракете врубается устройство самоликвидации.

Конструкция
АПР-3/3М состоит из отсеков, в каких расположено оборудование, механизмы и ВВ. Меж собой отсеки соединяются клиноцанговыми соединениями. Носовая часть состоит из обтекателя и носового отсека. Обтекатель служит для защиты антенн носового отсека при приводнении. Носовой отсек несет внутри себя СОП. Система состоит из акустической головки и блока системы наведения. Головка – плоская многоэлементная приемо-передающая антенная решетка с объединением гидрофонов по группам для сотворения приемо-передающих каналов. Направленность передачи (излучения) и обзорный сектор приема зависят от вводимых критерий работы и первичных данных. Так же в головке установили блок неконтактного акустического датчика со своими гидрофонами, который является частью подрывного устройства АПР. Блок системы наведения – автоматическое устройство, формирующее излучаемые данные и обрабатывающее принятые сигналы. Боевая часть состоит из боевого заряда, предохранительного механизма и ВУ, которое подрывает боевой заряд по команде от контактного и бесконтактного акустического датчика. Центральная часть несет внутри себя приборы и блоки системы управления, бортовые устройства автоматики, электропитание и соединительный кабель, созданный для связи АПР с носителем (до боевого внедрения). Двигательный отсек вместил в себя газогенератор, заряд твердого горючего, турбонасос движителя. На отсеке выполнены крепления, за которые ракета подвешивается к носителю. Следом идет приборный кормовой отсек с блоками автоматики и приводами рулей. На отсеке выполнены стабилизаторы с рулями. К приборному кормовому отсеку за фланец крепится тормозной отсек. Он состоит из парашюта и устройств ввода/отсоединения отсека.

Оборудование
База АПР-3/3М – ГА СОП (гидроакустическая система пеленгования и обнаружения) и 2-х режимный турбоводометный движок.

ГА СОП АПР-3/3М 1-ая использовала корреляционные пространственно-временные способы по обработке принятых сигналов и особые зондирующие излучения с частотной азимутальной модуляцией. Внедрение данного способа излучения привело к расширению диапазона реверберации и диапазон излучения цели (подлодки) сузился. А применяемый способ обработки сигналов накрепко отстраивается от разных реверберационных помех. Это значительно увеличивает помехоустойчивость и защиту АПР от вероятного противодействия. Другие способности ГА СОП:
— стробирование найденных объектов по дальности;
— стробирование найденных объектов по углам в 2-ух плоскостях;
— плавающий цикл излучения;
— изменение излучения зависимо от расстояния.

В АПР-3/3М в первый раз использовали для наведения адаптивный угол упреждения. При захвате цели происходит процесс наведения и автоматом определяется угол упреждения. При сближении ракеты с целью угол повсевременно корректируется. Корректировка угла происходит в вертикальной и горизонтальной плоскости и осуществляется разворотом оси диаграмм направленности головки. Таковой способ сделал вероятным попадание ракеты к центру поражаемого объекта. Другими словами попадание ракеты происходит в крепкий корпус, что гарантирует огромную возможность поражения/ликвидирования цели. У АПР-3 попадание равно 50 процентам, у модернизированной АПР-3М — 60 процентам.

Движок работает на жестком высококалорийном гидрореагирующем горючем с изменяемой тягой. Не имеет аналогов и соперников. Наибольшее время отработки мотора — 113 секунд. Для понижения воздействия работы мотора на работу ГА СОП корпус АПР выполнен из шумопоглощающего материала. Электропитание ракеты идет от батареи ампульного типа. В ней также в первый раз использовали работу молекулярного накопителя. Накопитель дозволил достигнуть семиразового приемущества над стандартными ампульными батареями.

Комплектация АПР-3/3М:
— СТП-3 – комплекс оборудования. Содержит в себе стационарную техпозицию и станцию автоконтроля АКМПС-3.2;
— ЗиП – запасные части и блоки;
— документация и пособия. Вероятна поставка учебно-разрезной ракеты АПР-3Р и всеохватывающего имитатора.

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Модификации ракеты:
— АПР-3 — базисная модель принята на вооружение в 1990-1991 гг;
— АПР-3Э — экспортный вариант, разработан в 1992 году;
— АПР-3М – модернизированная ракета;
— АПР-3МЭ – экспортный вариант модернизированной АПР-3М;
— АПР-3ЭУД – учебно-действующий вариант АПР-3М. Поставляется при экспорте АПР-3МЭ;
— АПР-3Р – учебный макет для поставки заказчику.

Главные свойства:
— длина – 3.68 метра;
— калибр – 350 мм;
— оперение — 500 мм;
— полный вес — 525±25 килограмм;
— вес боевой фугасной части – 75±1 (может быть 100±3) килограмм;
— скоростные режимы 65/100 узлов (115/180 км/ч);
— скоростные свойства цели – 43 узла (80км/ч);
— время поражения после захвата цели — менее 2 минут;
— боевой радиус реагирования поиск/атака – 2 000/1200 метров;
— возможность поражения/поражения цели – до 0.9.

Источники инфы:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-474.html
http://www.airwar.ru/weapon/at/apr-3.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/apr3/apr3.shtml

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,135 сек. | 12.86 МБ