
Предшествующая статья об авиационном Ленд-лизе вызвала горячий спор посреди читателей, вновь начались спекуляции цифрами и необоснованные обвинения с обеих сторон. Сейчас мне захотелось возвратиться к данной теме и, отбросив всякую лирику, сравнить факты. В сей раз для беспристрастной оценки попробуем учитывать русское создание техники.
Проценты
Давайте посчитаем только самые совершенные эталоны авиационной техники Ленд-лиза. Преднамеренно не станем учесть настолько постылые всеми «Хаукер Харрикейн» (почему-либо этот самолет вспоминают первым при слове «Ленд-лиз», хотя их было поставлено всего 2200 машин).

Фактически, обратим внимание на последующие типы истребителей:
Bell P-39 Aircobra, поставлено 4950 машин. На 1942 год, Эйркобра не уступала по маневренности наилучшим изделиям КБ Яковлева, превосходя их по огневой мощи и защищенности. Как отмечалось ранее, Эйркобрами вооружались только гвардейские полки.
Bell P-63 Kingcobra, поставлено 2400 машин. Еще больше суровая модификация «Эйркобры», по совокупы боевых черт, превосходившая хоть какой русский истребитель. Скажем прямо, схожих самолетов СССР не выпускал. Кингкобра была по-достоинству оценена русскими летчиками и стояла на вооружении ВВС Русской армии до начала 50-х годов.
Supermarine Spitfire Марк-IX, поставлено 1180 машин. Самая массовая модификаций наилучшего, по воззрению многих, истребителя 2-ой Мировой. Летом 1944 года, единственным равным ему по боевым качествам российским самолетом был только Ла-7.
Republic P-47 Thunderbolt, поставлено 200 машин. Не тайна, что мечтой русских авиаконструкторов во время 2-ой Мировой было создание мотора мощностью 2000 л.с. (самый совершенный российский движок АШ-82 выдавал на щите 1850 л.с.). У Тандерболта был агрегат мощностью 2400 л. с. Вместе с высочайшей удельной нагрузки на крыло, это делало тяжкий Рипаблик Тандерболт одним из самых стремительных самолетов 2-ой Мировой (скорость – до 700 км/ч). Благодаря большой тяговооруженности, у Тандерболта на орудие, бронирование и навесное вооружение приходилось 1400 кг массы – в 3 раза больше, чем у Ме-109E. В действительности это означало 8 многокалиберных Браунингов и 1000 кг бомбовой нагрузки (либо ПТБ, обеспечивающие дальность полета 2000 км).
Итого – 8730 истребителей.
Но что это означает в сопоставлении с авиационным созданием Русского Союза?
Темпы производства истребителей КБ Яковлева:
Як-1 и Як-1бис — 8700 шт.
Як-3 — 5 000 шт. (из их 1000 – послевоенный выпуск)
Як-7 — 6400 шт.
Як-9 — 16 800 (из их 1800 – послевоенный выпуск 1946-1948 года)
Суммарный выпуск за годы войны 34 100
Истебители Лавочкина
ЛаГГ-3 — 6500 шт.
Ла-5 — 9900 шт.
Ла-7 — 5750 шт.
Суммарный выпуск за годы войны 22 150
Истребители Микояна:
МиГ-3 – 3200 ед.
Также, к началу войны в составе ВВС РККА находилось огромное количество И-15, И-16 и И-153 «Чайка». Выпуск И-16, как и его ровесника И-15, начался посреди 1930х годов, многие самолеты были потеряны в боевых действиях и по техническим причинам. Часть была поставлена на экспорт. Примем кол-во боеспособных на 22 июня машин этих типов в 10 000 единиц.
Итого: кол-во российских истребителей в ВВС РККА составляло более 70 000 машин (!)

Количество современных истребителей Ленд-лиза (Кобры, Спитфайры, Тандерболты) составляет на этом фоне очень малозначительную цифру – всего 12%. НО! Как можно ассоциировать примитивные Як-1 с расклеивающейся обшивкой и морально устаревшие Ишачки с самыми современными боевыми самолетами в мире, сохранившими свои боевые свойства до конца 50х годов?! Еще объективнее сопоставить их с русскими истребителями, имеющими приблизительно равные ТТХ. Много таких, спросите вы. Много!
Сначала Ла-5. После испытаний Лавочкина в Рехлине, немцы писали об этом самолете «он очень отличается от всего, что российские делали раньше».
Ла-7, Як-3, Як-9Т (выпущено 2700 истребителей этой серии, модификации Як-9У – все эти машины не много чем уступали своим забугорным «коллегам». Единственное, в чем их можно упрекнуть – качество сборки, но оно улучшалось из года в год. Приборное, радио и навигационное оснащение кабины тоже было беднее, но беря во внимание специфику Восточного фронта, это имело не достаточно значения.
В конечном итоге более 25 000 русских истребителей соответствовали наилучшим мировым эталонам. Соотношение Ленд-лиза к российскему производству в этом секторе составляло 35% ! Вот она, пожалуй, самая увлекательная цифра.
На Востоке есть мудрейшая сказка о последней соломинке, сломавшей шейку перегруженному верблюду. Ленд-лиз – это напротив спасительная соломинка, но в превосходных масштабах — Третья часть самых совершенных истребителей ВВС РККА были поставлены из-за рубежа.
Тема грузовиков
Другими краеугольными камнями ленд-лиза были автотранспорт и авиационное горючее (51% авиатоплива было поставлено в СССР из-за рубежа, подробности в предшествующей статье).
Поставки грузовиков достойны отдельной статьи. Упомяну только недлинные факты: совокупный выпуск автомобилей всех типов в СССР в годы войны – 162 000 шт. Еще 260 000 машин было мобилизовано в армию из народного хозяйства. Трофейная германская техника – 70 000 машин на конец войны.
Поставки по Ленд-лизу – 450 000 грузовиков и джипов. (!)
Также обычно не учитывают высококачественный фактор: к примеру мощность мотора ЗиС-5 всего 78 л.с. Доджи, Студебеккеры и Форд-ГПВ оснащались моторами в 90-111 л.с.

Поставки бронетехники (12 000 танков — отгрузка в портах СССР) погоды уже не делали, как и поставки жд техники. Намного важнее была поставка миллионов тонн товаров питания, обмундирования и сырья. А вот еще малоизвестный факт: из 17 эсминцев Северного Флота в 1945 году 9 были поставлены по Ленд-лизу. Также в программку британской помощи вошел линкор «Архангельск» (прошлый HMS Royal Sovereign).
Промышленная мощь Русского Союза дозволила ему пережить страшный погром 1941 и катастрофический 1942 год. Но в 1943 году Вермахт, делая упор на возросшую мощь германской промышленности и ведущие технологии, начал контрнаступление по всем направлениям. Сумел бы тогда СССР удержаться без западных поставок, вот в чем вопрос. А что думаете вы?
