Мысль бомбы, прыгающей по воде, подобно камешку, пришла в голову британскому инженеру и авиаконструктору сэру Барнсу Уоллису в годы 2-ой мировой войны, в 1942—1943 годах. Чтоб сокрушить военную мощь Германии, союзникам требовалось повредить ее томную индустрия, работавшую в главном на армию. Главной оружейной мастерской нацистов был Рурский промышленный район. Военные фабрики снабжались водой и электроэнергией из нескольких водохранилищ. И если повредить их плотины, фабрики встанут, так как, к примеру, для выплавки тонны стали нужно затратить семь тонн воды. Не считая того, наводнения, вызванные прорывом плотин, затопят населенные пункты вниз по течению, размоют дороги и мосты, повредят полосы связи и нанесут приметный вред сельскому хозяйству.
Плотины представляли собой укрепленные бетоном земельные насыпи шириной более 10 метров. Чтоб повредить такое сооружение, нужно затратить 30 тонн взрывчатки. Ни один бомбовоз тех пор не мог поднять бомбу такового веса. Но расчеты проявили: если поместить заряд с напорной стороны дамбы на определенной глубине, его величину можно уменьшить до 5 тонн (ударная волна в воде усилит эффект от взрыва в пару раз). Но как доставить заряд в необходимое место? Обыденные бомбы не годились из-за малой точности бомбометания, а от торпед дамбы накрепко защищены противоторпедными сетями.
Вот тут-то Уоллиса и озарило: нужно вынудить бомбу добираться до подходящей точки дамбы по поверхности воды своим ходом, другими словами за счет рикошета. Может быть, эта мысль пришла ему в голову во время пускания «блинчиков» — молвят, он не раз развлекался этим совместно со своими внуками. Изучил ли он парадокс «блинчиков» с научной точки зрения, мы не знаем — его работы до сего времени засекречены английским военным ведомством. Проект Уоллиса состоял в последующем: подвесить бомбу цилиндрической формы под самолетом поперек фюзеляжа, раскрутить цилиндр вокруг его оси до определенной скорости, а потом скинуть бомбу с малой высоты на неком расстоянии от цели — так, чтоб бомба без помощи других до нее «до-прыгала». Ударившись о плотину, бомба должна была скатиться вдоль ее стены под воду до требуемой глубины, где сработает гидростатический взрыватель. Вращение бомбы обеспечивало ей стабильность после сброса за счет гироскопического эффекта. Направление вращения выбиралось так, чтоб, во-1-х, уменьшить трение бомбы о воду, а во-2-х, чтоб в случае вылета бомбы на парапет дамбы она скатилась вспять, на ее напорную сторону.
Сначала проект Уоллиса не вызвал интереса у английского управления, но после серии опытов отношение к нему резко поменялось, и к весне 1943 года ротационная бомба поступила на вооружение 617-й специальной эскадрильи. Она представляла собой цилиндр поперечником 124 сантиметра, длиной около полутора метров и общим весом 4200 кг (взрывчатка весила около 3 тонн). Цилиндр раскручивался приблизительно до 500 об/мин. Попадания 2-ух таких бомб должно было хватить для прорыва дамбы.
Подготовительные расчеты проявили, что бомбу нужно скинуть при скорости345 км/ч с высоты 18,5 метра на расстоянии 390 метров до цели. Соблюсти такие жесткие условия казалось практически нереально. Обыденные средства — барометрические либо радиовысотомеры, также бомбовые прицелы — не годились: очень мала высота полета. Но решение все таки нашлось, при этом обычное и смышленое. Для контроля высоты на самолете установили два прожектора. 1-ый прожектор, укрепленный на носу самолета, светил вертикально вниз, 2-ой, на его хвосте, — под углом к вертикали. Лучи прожекторов пересекались на расстоянии 18,5 метра. Пилот был должен вести самолет так, чтоб пятна от прожекторов на поверхности воды сливались. Расстояние до дамбы определяли при помощи простого дальномера, а в качестве ориентира использовали две башенки, расположенные на гребне дамбы как раз в центре (расстояние меж ними измерили по аэрофотоснимкам). Дальномер представлял собой фанерный треугольник, в одной из вершин которого установлен глазок, а в 2-ух других вбиты гвоздики с таким расчетом, чтоб при взоре через глазок башенки и гвоздики совпадали как раз в месте, где нужно скинуть бомбу.
Атаку провели ночкой 16 мая 1943 года. В итоге бомбардировки удалось прорвать две большие плотины, еще две получили суровые повреждения. В итоге опустошения водохранилищ и разрушительных наводнений промышленное создание в Руре на несколько месяцев свалилось на третья часть, было введено нормированное потребление воды. Экономика Германии понесла суровый урон, что отразилось на результатах боевых действий вермахта. Правда, и утраты англичан в процессе бомбардировки оказались большущими: из 19 самолетов не возвратились 9, а из 133 членов экипажей погибли 56 летчиков. Но в целом операцию признали удачной.
Прыгающую бомбу сделали для решения определенной задачки — разрушения плотин, ни зачем другого она просто не годилась. Вот почему в литературе ее в большинстве случаев именуют Dam Buster (разрушитель плотин). Не считая того, Уоллис практически сделал «одноразовое» орудие, повторное применение которого было очень проблематическим: зная об опасности, противник мог простейшими мерами свести его эффективность к нулю (к примеру, поставить аэростаты заграждения либо добавить зенитных пулеметов). Все же разрушение дамб при помощи прыгающих бомб вошло в историю как одна из более уникальных и смышленых операций, проведенных английской армией в процессе 2-ой мировой войны.