
Все зарубежные военные писатели, историки и публицисты, рьяно критикующие армию Русской Империи, всегда отдавали подабающее воинскому искусству, которым российская армия обладала в совершенстве. Это искусство штыкового боя, в нем нашим прадедам не было равных. Эта славная военная традиция отразилась в метком афоризме знаменитого предводителя А.В. Суворова «Пуля — дурочка, штык — молодец», что обосновывает, какое значение отводилось штыковому бою в рядах армии русской империи.

Штыковой бой — это симбиоз стойкости, способностей фехтования, рукопашного боя и воли к победе. Узнаваемый знатный, военный преподаватель и теоретик М.И. Драгомиров, так охарактеризовывал этот военный прием:«Как бы ружье ни было совсем, даже и на 50 шагов промах вероятнее, чем штыком на шаг полтора; и во всяком случае для деяния последним необходимо еще более бесстрашия, самоотвержения, чувства приятельства, чем для стрельбы, более отвечающей инстинкту самосохранения. Стрельба просит покоя, удар штыком — движения вперед, которое уже само по себе выражает чувство нашего приемущества над неприятелем. Перестреливаться можно часами и ничего не достигнуть, штык разом принуждает врага дать тыл». И даже по прошествии времени штыковому бою в нашей стране уделяется подабающее внимание потому что обучение ведению схожей схватки дает личному составу особенные физические, психические, технические способности и прививает волю к победе, а возникновение в 1950 году штыка на знаменитом автомате Калашникова гласит само за себя.

Штык как орудие в первый раз появился в Северной Испании во 2-ой половине XVI века, носил заглавие багинет и употреблялся для охоты. В бою штыки-багинеты были применены в 1640-1641 годах во французском городке Байоне, откуда и пошло заглавие.

С возникновением стрелкового орудия поменялась и боевая подготовка армий на замену пикам и копьям, как раз и пришли багинеты у пехоты и недлинные пистолеты в кавалерии. Стрелковое орудие наносило противнику осязаемый урон только при массовой стрельбе на маленьком расстоянии, а при сближении в ход пускались багинет и шпага. Новые особенности ведения боевых действий с внедрением стрелкового орудия добивались от боец особенной ловкости и владения способностями фехтования и рукопашного боя. Чисто штыковой бой был эффективен только когда подразделение могло держать строй, если строй нарушался в ход шли старенькые способности и приемы. В таком бою российские бойцы, владевшие классическими приёмами кулачных и палочных боев имели бесспорное преимущество.
Конкретно такое искусное сочетание военных новшеств, личного мастерства боец и стойкости духа принесло много побед российской армии.
Так к примеру при Петре I в войне со Шведами успешное применение рукопашной штыковой атаки принесло Рф победы в известной Полтавской битве и в сражении при Лесной. При Суворове человеке прошедшем боевой путь от самых низов до самого верха и самому в совершенстве владевшим всеми азами боевой науки, искусство штыкового боя было поднято на недосягаемую для зарубежных армий высоту.
Отношение Суворова к рукопашному бою выражено крылатыми фразами: «… Колонны, штыки, прохладное орудие, атаки, удар…-вот мои рекогносцировки». В Италии он дает Багратиону последующее назидание: «Вы таинство побиения врага прохладным орудием Бельгардовым войскам откроете, и их к сей победительной атаке прилежно направите; а от ретирад отучите».
Именитая Бородинская битва обосновала всему миру значимость российского штыка, стойкости духа и воли к победе российского бойца. Штык в Бородинской битве сыграл такую же решающую роль, что и танк на Курской дуге.

С предстоящим развитием стрелкового орудия, с возникновением пулеметов, винтовки Мосина, пистолетов системы Смита и Вессона, рукопашно-штыковой бой стал заменяется ближним огневым либо совмещаться с ним. Но все же штыковые атаки и рукопашный бой были животрепещущими при действиях пехоты еще длительное время и принесли много побед во всех следующих войнах.
Применялся штык и в Русско-японской войне 1904-1905 гг. и в Штатской войне и в Советско-финской в свирепые морозы, когда орудие отрешалось стрелять. Во время Величавой Российскей войны особенной любовью воспользовался штык у штрафников и разведчиков, ну и в общевойсковых рукопашных схватках, в словиях недочета боеприпасов умение пользоватся штыком не раз выручало российского бойца.

И даже в наше время когда стрелковое орудие становится все более совершенным все новые модели автоматического орудия, начиная от АК-74 и заканчивая СВД имеют на стволе особые выступы для крепления штыка.
Штыковой бой просит неописуемой крепости духа, силы и проф способностей. Российские вояки исторически заслуженно числились наилучшими в штыковом бою. Означает, у их была лучше не только лишь подготовка, да и воля к победе героизм и готовность к самопожертвованию и за собственных боевых товарищей, и за Родину.