
Одна из жд артиллерийских установок вооружалась вновь разработанной береговой пушкой М 17. Орудие имело металлической нарезной ствол (длина ствола 28,5 калибров, нарезной части— 22,3 калибра, масса – менее 14 тыс. кг). Пушка М 17 стреляла фугасными снарядами, масса которых составляла 140 кг. Дальность стрельбы при исходной скорости 640 м/с составляла 18000 м.
М 1884 – металлическая пушка с внутренней металлической нарезной трубой и несколькими скрепляющими кольцами. Длина ее ствола составляла 27,9 калибров, нарезной части— 20,7 калибров, масса – 13980 кг. Канал ствола закрывался поршневым затвором. Для стрельбы использовались те же фугасные снаряды, что и для пушки М 17. Дальность стрельбы данными снарядами при исходной скорости в 614 м/с составляла 17,3 км. Во время войны к пушке также были приняты фугасные снаряды, имеющие увеличенную до 159 кг массу. Исходная скорость данных снарядов составляла 526 м/с, а дальность стрельбы — 14 км.
Компания Batignolles для упрощения производства ж/д установок очень унифицировала конструкции жд транспортеров и лафетов пушек. Были использованы лафеты М 1888, которые были разработаны для орудий береговой артиллерии. В состав лафета входили верхний и нижний станки. Верхний станок во время выстрела сдвигался по наклонной поверхности нижнего станка назад-вверх, гася, таким макаром, часть энергии отката. Остальную часть этой энергии принимал гидравлический тормоз отката. Накат происходил под действием силы тяжести. Чтоб обеспечить радиальный обстрел, лафет устанавливался на поворотную раму, которая опиралась на раму основания с помощью роликов. Для горизонтального и вертикального наведения служили ручные приводы. Малый угол склонения составлял 3 градуса, наибольший угол возвышения – 38 градусов.

Поворотная рама со стороны казенной части имела площадку, на которую подавались заряды и снаряды из погреба, который был смонтирован в кормовой части транспортера. Жд транспортер — разработанная специально жд платформа с 2-мя трехосными телегами. Чтоб обеспечить устойчивость транспортеру во время ведения огня, он был обеспечен восемью захватами (4 с каждой стороны), с помощью которых он агрессивно крепился к рельсам. Не считая этого, с каждой стороны смонтировали по 2 выносные опоры, снаряженные винтообразными домкратами и опорными щитами (древесные брусья). Устойчивость транспортера при стрельбе в большой степени обеспечивалась его большой массой, которая составляла около 90 тонн.
Также необходимо подчеркнуть, что перевод установки в боевое положение из походного выполнялся за 10 минут. Оба варианта 240-миллиметровой жд артиллерийской установки выполнялись до конца Первой мировой. Французская армия к началу 2-ой мировой войны имела в собственном распоряжении 8 таких установок.
Тактико-технические свойства:
Калибр – 240 мм;
Длина ствола – 27,9 калибров;
Больший угол возвышения – +38 градусов;
Угол склонения – -3 градуса;
Угол горизонтального обстрела – 360 градусов;
Масса в боевом положении – 90000 кг;
Масса в походном положении – 90000 кг;
Масса фугасного снаряда –
140 кг;
Исходная скорость снаряда – 614 м/с;
Большая дальность стрельбы – 17300 м.
По материалам веб-сайта http://milday.ru