Пушки на жд транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96

Компания Schneider во время Первой мировой войны сделала серию многокалиберных артиллерийских жд установок «скользящего типа». Для этих установок общим признаком было то, что транспортеры ведения радиального огня не обеспечивали, а орудия в горизонтальной плоскости наводились за счет передвижения всей установки по жд криволинейным веткам (усам), которые отходили от головного пути. Энергия отдачи у данных установок воспринималась рельсами ж/д пути, по которому установка после выстрела «скользила». Жд артиллерийская установка, снаряженная 274-миллиметровой пушкой М 1887/93, стала одной из первых посреди установок «скользящего типа» конторы Schneider. Пушка для установки «заимствована» с 1-го из линкоров типа «Bouvet», считавшихся к тому времени устаревшими. Длину ствола составляла 46,7 калибров, нарезной части – 39,5 калибра. Пушка снабжалась поршневым затвором, масса достигала 34960 килограмм.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96

Для стрельбы из данного орудия использовались фугасные снаряды массой 261 кг, хранившиеся в неограниченном количестве на складах французского флота. Пороховой заряд (масса 63,65 кг) разделили на два полузаряда. Дальность стрельбы такими снарядами, при исходной скорости 740 метров за секунду составляла 24,4 км. К пушке в конце войны также разработали фугасный снаряд, имеющий баллистический наконечник М 1917. Масса этого снаряда составляла 237,5 кг, а исходная скорость 785 м/с.

Транспортер разработанный для пушки сразу являлся ее лафетом. Лафет имел массивную главную опору, которая состояла из железных продольных балок, скрепленных поперечными связями. Основная опора устанавливалась на две жд телеги с пятью осями. Транспортер устройств горизонтальной наводки не имел, пушка имела жесткое крепление, что исключало возможность внесения поправок в горизонтальной плоскости. Механизмы вертикальной наводки – ручные. Конструкция лафета позволяла производить вертикальную наводку пушки в спектре +25 .. +40 градусов. На рельсы до ведения огня укладывались особые балки, на которые с помощью винтообразных домкратов, смонтированных на транспортере, опускались 6 опор, представлявших из себя поперечные древесные брусья которые были окованы железом. Опорами воспринималась основная часть массы транспортера. Все работы по переводу установки в боевое положение из походного требовалось около 30 минут. Опоры после выстрела скользили по опорам, уложенным на рельсы, и энергия отката гасилась за счет силы трения. Но после выстрела установка откатывалась примерно на метр, потому для ее возврата в начальное положение на транспортере были установлены особые механизмы с ручным приводом.

Из-за большущих динамических нагрузок, которые появлялись при выстреле, вагон-погреб к транспортеру не мог быть присоединен повсевременно. Потому оборудовали промежный погреб, загружаемый из вагона-погреба с помощью рольганга и крана. Снаряды из промежного погреба к орудию подавались с помощью снарядной телеги, полузаряды подносились вручную.

Компания Schneider использовала транспортер для 274-миллиметровой пушки М 1887/93 для сотворения артиллерийской ж/д установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96. Пушки этого эталона сняли с устаревшего линкора Henri IV. Длина пушки составляла 41,9 калибр, нарезной части – 29,85 калибра, масса 35,4 т.

На транспортере орудие устанавливалось на его штатном станке с люлькой. Также использовались «родные» противооткатными устройствами. Транспортер был аналогичен транспортерам «скользящего типа». Отличительно особенностью данного орудия было то, что размещенная сзади жд телега снабжалась механизмом, который позволял поворачивать транспортер на право либо на лево примерно на 1 градус относительно вертикальной оси (середина балансира фронтальной телеги). Внедрение данного механизма обеспечивало корректировку горизонтальной наводки орудия. Основная же наводка в данной плоскости осуществлялась как и на всех жд установках «скользящего типа», другими словами перемещением установки по веткам жд пути.

Так как был применен штатный станок пушки наибольший угол возвышения составил +25 градусов. На дальности стрельбы это отразилось плохо: зам
есто 24,4 км дальность стрельбы фугасными снарядами массой 261 кг составляла 21 км. При всем этом благодаря люльке на станке и массивным противооткатным устройством транспортер подвергался воздействию только малой части энергии отдачи, что позволило уменьшить вес транспортера и всей артиллерийской ж/д установки до 116 тонн, также значительно упростило ее подготовку к стрельбе. Нужно было только усилить рельсы продольными спец. накладками, а потом при помощи винтообразных домкратов опустить на их две поперечные опоры. Для гашения энергии отката также использовались рельсовые захваты. Для подготовки установки к стрельбе требовалось около 2 часов.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96

Приметным является тот факт, что благодаря использованию противооткатных устройств станка и трению по рельсам опорных брусьев энергия отдачи гасилась так, что после каждого выстрела установка сдвигалась вспять лишь на 40 см. В связи с этим корректировку положения артиллерийской жд установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96 с помощью лебедок проводилась после 10—20 выстрелов. Особенностью данной жд установки также было то, что промежный погреб, рабочие места номеров расчета и все другие механизмы орудия запирались сплошным броневым прикрытием. Его начали устанавливать после того, как германские самолеты начали обстреливать из пулеметов французские установки. Подобные атаки приводили к значимым потерям посреди расчетов артиллерийских установок.

Потому что живучесть стволов обоих пушек равнялась 500 выстрелам, их потом рассверлили до 285 мм, а жд артиллерийские установки вооруженные ими получили обозначение «285-миллиметровая пушка М 17». Время от времени створы рассверливались даже до калибра 288 мм. Компания Schneider 274-миллиметровые пушки на ж/д транспортерах выпускала серийно. Французская армия к началу 2-ой мировой имела на вооружении 16 таких установок. В 1940 году они были захвачены германцами и под обозначением 28,5 см К. (Е) 605 (f) применялись ими на Западном фронте.

Тактико-технические свойства М 1887/93 и М 1893/96:

Калибр – 274,4 мм/274 мм;
Длина ствола – 46,7 калибров/41,9 калибров;
Больший угол возвышения – +40 град/+25 град;
Угол горизонтального обстрела – 0 град/2 град;
Масса в боевом положении – 152000 кг/116000 кг;
Масса фугасного снаряда – 261 кг;
Исходная скорость снаряда – 740 м/с/800 м/с;
Большая дальность стрельбы – 24400 м/21000 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 56 | 10,244 сек. | 13 МБ