Это исключительно в фильмах про Вторую мировую танки после попадания снаряда взрываются – кино ведь. В реальной жизни большая часть танков погибают как пехотинцы, словившие на полном бегу свою пулю. Подкалиберный снаряд делает в толстом корпусе маленькую дырку, убивая экипаж осколками брони самого танка. Правда, в отличие от пехотинца, большая часть таких танков уже через некоторое количество дней, а то и часов, просто ворачиваются к жизни. Правда, с другим экипажем.
Фактически до начала 2-ой мировой войны скорости обыденных снарядов полевой артиллерии с припасом хватало для пробития брони всех танков, ну и бронирование было большей частью противопульным. Традиционный бронебойный снаряд представлял собой большой металлической тупоконечный (чтоб не соскальзывать с брони и не обламывать кончик снаряда) пробойник, нередко с аэродинамическим медным колпачком-обтекателем и маленьким количеством взрывчатки в донной части – припасов своей брони в довоенных танках для неплохого осколкообразования не хватало.
Все поменялось 18 декабря 1939 года, когда, поддерживая пришествие русской пехоты, в атаку на финские позиции пошел опытнейший танк КВ-1. В танк попали 43 артиллерийских снаряда, но ни какой-то из них броню не пробил. Но этот дебют по непонятным причинам спецами увиден не был.
Потому возникновение на фронте русских танков с противоснарядным бронированием – томного КВ и среднего Т-34 – стало противным сюрпризом для генералов вермахта. В 1-ые же деньки войны выяснилось, что все противотанковые пушки вермахта и тыщи трофейных – британских, французских, польских, чешских – никчемны в борьбе с танками КВ.
Следует увидеть, что германские генералы отреагировали довольно оперативно. Против КВ была брошена корпусная артиллерия – 10,5-см пушки и 15-см томные гаубицы. Более же действенными средствами борьбы с ними стали зенитные пушки калибров 8,8 и 10,5 см. За несколько месяцев были сделаны и принципно новые бронебойные снаряды – подкалиберные и кумулятивные (по тогдашней русской терминологии – бронепрожигающие).
Германское 20/28-мм противотанковое ружье sPzB 41. За счет конического ствола, дававшего огромную исходную скорость снаряду, оно пробивало броню танков Т-34 и КВ
Масса и скорость
Оставим кумулятивные боеприпасы в стороне – мы ведали о их в прошлых номерах «ПМ». Бронепробиваемость традиционных, кинетических снарядов находится в зависимости от 3-х причин – силы удара, материала и формы снаряда. Прирастить силу удара можно повышением массы снаряда или его скорости. Повышение массы с сохранением калибра допустимо в очень маленьких границах, скорость можно увеличивать увеличением массы метательного заряда и повышением длины ствола. Практически за 1-ые месяцы войны стены стволов противотанковых пушек утолщились, а сами стволы удлинились.
Обычное повышение калибра также не было панацеей. Массивные противотанковые пушки начала 2-ой мировой делали в главном так: брали качающиеся части зенитных орудий и ставили на томные лафеты. Так, в СССР на базе качающейся части корабельной зенитной пушки Б-34 была сотворена 100-мм противотанковая пушка БС-3 с весом боевой части 3,65 т. (Для сопоставления: немецкая 3,7-см противотанковая пушка весила 480 кг). БС-3 у нас даже постеснялись именовать противотанковой пушкой и окрестили полевой, ранее полевых пушек в РККА не было, это дореволюционный термин.
Немцы на базе 8,8-см зенитной пушки «41» сделали два типа противотанковых пушек весом 4,4–5 т. На базе 12,8-см зенитной пушки были сделаны несколько образцов противотанковых пушек с совершенно запредельным весом 8,3–12,2 т. Для их требовались массивные тягачи, а маскировка была затруднительна из-за огромных габаритов.
Эти пушки были очень дорогими и выпускались не тыщами, а сотками и в Германии, и в СССР. Так, к 1 мая 1945 года в Красноватой армии состояло 403 единицы 100-мм пушек БС-3: 58 – в корпусной артиллери
и, 111 – в армейской артиллерии и 234 – в РВГК. А в дивизионной артиллерии их не было совсем.
Форсированные пушки
Еще интересней был другой путь решения задачки – при сохранении калибра и массы снаряда разогнать его побыстрее. Было выдумано много различных вариантов, но реальным шедевром инженерной мысли оказались противотанковые пушки с коническим каналом ствола. Их стволы состояли из нескольких чередующихся конических и цилиндрических участков, а снаряды имели специальную конструкцию ведущей части, допускающую уменьшение ее поперечника по мере продвижения снаряда по каналу. Таким макаром обеспечивалось более полное внедрение давления пороховых газов на дно снаряда за счет уменьшения площади его поперечного сечения.
Это смышленое решение было выдумано еще до Первой мировой войны – первым патент на ружье с коническим каналом ствола получил германец Карл Руфф в 1903 году. Проводились опыты с коническим каналом ствола и в Рф. В 1905 году инженер М. Друганов и генерал Н. Роговцев предложили патент на ружье с коническим каналом ствола. А в 1940 году в конструкторском бюро артиллерийского завода № 92 в Горьком были испытаны бывалые эталоны стволов с коническим каналом. В процессе тестов удалось получить исходную скорость 965 м/с. Но В.Г. Грабину не удалось совладать с рядом тех-но-логических проблем, связанных с деформацией снаряда во время прохождения канала ствол, и достигнуть подходящего свойства обработки канала. Потому еще до начала Величавой Российскей войны Главное артиллерийское управление отдало приказ закончить опыты со стволами с коническим каналом.
Мрачный гений
Немцы же продолжали свои опыты, и уже в первой половине 1940 года было принято на вооружение тяжелое противотанковое ружье s.Pz.B.41, ствол которого имел сначала канала калибр 28 мм, а у дула – 20 мм. Ружьем система называлась по бюрократическим суждениям, но по сути это была традиционная противотанковая пушка с противооткатными устройствами и с колесным ходом, и мы будем именовать ее пушкой. С противотанковым ружьем ее сближало только отсутствие устройств наведения. Ствол вручную наводил наводчик. Орудие могло разбираться на части. Огнь можно было вести с колес и с сошек. Для воздушно-десантных войск сделали облегченный до 118 кг вариант пушки. У этой пушки отсутствовал щит, а в конструкции лафета применили легкие сплавы. Штатные колеса поменяли на мелкие катки без всякого подрессоривания. Вес пушки в боевом положении составлял всего 229 кг, а скорострельность – до 30 выстрелов за минуту.
В боекомплект входили подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником и осколочный. Заместо медных поясков, используемых в традиционных снарядах, оба снаряда имели по два центрирующих кольцевых выступа из мягенького железа, которые при выстреле сминались и врезались в нарезы канала ствола. За время прохождения всего пути снаряда по каналу поперечник кольцевых выступов уменьшался от 28 до 20 мм.
Осколочный снаряд имел очень слабенькое поражающее действие и предназначался только для самообороны расчета. Зато исходная скорость бронебойного снаряда составляла 1430 м/с (против 762 м/с у традиционных 3,7-см противотанковых пушек), что ставит s.Pz.B.41 в один ряд с наилучшими современными пушками. Для сопоставления, наилучшая в мире 120-мм немецкая танковая пушка Rh120, стоящая на танках Leopard-2 и Abrams M1, разгоняет подкалиберный снаряд до 1650 м/с.
К 1 июня 1941 года в войсках было 183 пушки s.Pz.B.41, этим же летом они получили боевое крещение на Восточном фронте. В сентябре 1943 года была сдана последняя пушка s.Pz.B.41. Цена 1-го орудия составляла 4520 рейхсмарок.
На ближних дистанциях 2,8/2-см пушки просто поражали любые средние танки, а при успешном попадании выводили из строя и томные танки типа КВ и ИС.
Калибр больше, скорости ниже
В 1941 году на вооружение была принята 4,2-см противотанковая пушка обр. 41 (4,2 cm Pak 41) конторы «Рейнметалл» с коническим каналом ствола. Исходный поперечник его был 40,3 мм, конечный – 29 мм. В 1941 году было сделано 27 4,2-см пушек обр. 41, а в 1942 году – еще 286. Исходная скорость бронебойного снаряда составляла 1265 м/с, а на дистанции 500 м он пробивал 72-мм броню под углом 30°, а по нормали – 87-мм броню. Вес пуш