
Меж тем как в центре внимания находится Аль-Каида, местные группы и этнические бойцы являются неотъемлемой составляющей сложного клубка непостоянности.
***
Французские самолеты бомбардируют цели в Мали в процессе операции, которая декларируется как борьба против связанных с Аль-Каидой боевиков. Но регион – это эпицентр непостоянности с самым различным набором религиозных бойцов, этнических ополченцев и секуляристов.
Проведя несколько недель на неспокойном севере страны, корреспондент Аль-Джазиры Мэй Йинг Уэлш делает обзор нескольких разных групп и их устремлений.
MNLA (Национальное движение за освобождение Азавада)
Эта секулярная сепаратистская повстанческая группа туарегов желает достигнуть независящего страны в северной части Мали Азавад. Повстанцы MNLAзаявляют, что желают отдельного страны для всех народов северного Мали (главные этнические группы тут – это туареги, сонгай, арабы и фулани). Посреди их есть несколько символических представителей этнической группы сонгай, но 99% бойцов движения MNLA – туареги, чья основная мотивация состоит в том, чтоб достигнуть страны туарегов.
Фаворит MNLA – Билал Аг Шериф, туарег из племени Ифогас, а его заместитель – Махамаду Дьери Майга, сонгай. Группа, которая когда-то контролировала городка Гао и Кидал, сейчас в большей степени растворилась посреди местного населения в ожидании собственного последующего шанса.
На движение MNLA, обычно, не обращают внимания, и его недооценивают, так как оно отступило под напором Аль-Каиды и позволило связанным с Аль-Каидой группам взять под контроль ситуацию на местах. Но принципиально держать в голове, что у истоков появления этого кризиса были деяния MNLA по захвату северного Мали, и все, что происходит на данный момент, может рассматриваться как собственного рода реакция на те действия. Надежды и устремления MNLA уходят корнями в 1-ое восстание туарегов 1963 года. Их требования не пропадут, а как и раньше останутся одной из глубинных составляющих кризиса на севере Мали.
FLNA (Государственный фронт за освобождение Азавада)
Это арабская группа, которая является ситуативным союзником движения MNLA и желает, чтоб люд северного Мали получил право на самоопределение. Они желают, чтоб северные малийцы получили возможность решать, желают ли они быть автономными, независящими либо желают заходить в состав Мали, может быть, средством референдума, подобного тому, который проводился, когда Южный Судан проголосовал за независимость. Фронт FLNA не просит введения законов шариата.
Ganda Koy
Ганда Кой (Хозяева Земли) – это сонгайская этническая группа самообороны, которая появилась во времена второго восстания туарегов в 1990-х. Ополченцы Ганда Кой в прошедшем вели войны на стороне малийской армии против повстанцев-туарегов. Их винили в массовых убийствах штатских туарегов.
Организация Human Rights Watch не так давно выпустила отчет, предупреждающий о том, что этнические группы самообороны, наподобие Ганда Кой и Ганда Изо, составляют списки по уничтожению членов MNLA, Ансар Аль-Дин, других групп и тех, кто с ними сотрудничает. Можно представить, что многие имена в этих перечнях принадлежат туарегам и арабам.
Ganda Izo
Ганда Изо – это группа этнических ополченцев фулани, которая сформировалась в 2008-м для выполнения функций, схожих Ганда Кой – обеспечения самообороны местного населения фулани и противодействия восстанию туарегов. Ганда Изо сейчас расширила свои ряды, и в нее входят не только лишь этнические фулани. У группы есть лагеря подготовки в Мопти.
"Религиозная" коалиция включает три главные группы:
Аль-Каида в Исламском Магрибе (АКИМ)
АКИМ – это в большей степени алжирско-мавританская группа, которая находится в северном Мали с 2003 года и за последние 10 лет похитила и задерживала более 50-ти европейских и канадских заложников с целью получения выкупа, по различным оценкам, заработав таким макаром выше 100 миллионов баксов.
Министр зарубежных дел Нигера Мохамед Базум не так давно заявил, что присутствие АКИМ в северном Мали было частью сделки меж группой и свергнутым президентом Мали Амаду Тумани Туре (АТТ) – сделки, заключенной при посредничестве близк
ого политического советника АТТ Ияда Аг Гхали. Средства на выкуп заложников от европейских правительств типо распределялись посреди малийских чиновников, в то время как АКИМ получала свободу действий в регионах туарегов при попустительстве малийской армии.
АКИМ на данный момент держит как минимум девять европейских заложников в северном Мали.
За последние 10 лет несколько местных ифогас, туарегов и арабов присоединились к АКИМ в Мали, а члены формирования также женились на женщинах из местной общины. Но сейчас, когда АКИМ открыто крутится в главных городках на севере Мали и благодаря их связям с местными группами, к примеру, Ансар Аль-Дин, группа получила более доминирующее положение. Сейчас молодежь из южного Мали, Сенегала, Нигера и других государств приезжает, чтоб вступить в ряды группы в составе Исламской милиции, которой АКИМ конкретно управляет.
Основной фаворит АКИМ – это алжирец Абдель Малек Друкдель по кличке Абу Мусаб Абдель Вадуд, хотя в руководстве также есть Эмир Сахары Яхиа Абу Нахалам и несколько бригад, возглавляемых известными сахарскими персонажами, к примеру, одноглазым алжирским наркоторговцем Мохтаром Бельмохтаром и еще одним алжирцем Хамидом Абу Зайдом. Четкая структура управления группы в Сахаре неведома.
Ансар Аль-Дин
Ансар Аль-Дин – это группа местных туарегов-ифогас, арабов-берабиш и других местных этнических групп, которые желают ввести законы шариата по всему Мали и во всем мусульманском мире.
Основоположник и глава Ансар Аль-Дин – это Ияд Аг Гхали, прошлый фаворит туарегов в 1990-х. В последние 10 лет Ияд тесновато сотрудничал с бывшим президентом, чтоб попробовать положить конец бурлящим в стране восстаниям туарегов и для ведения переговоров с АКИМ о сделках по выкупу заложников.
Представитель Ансар Аль-Дин – это араб из района Тимбукту по имени Санда Улд Бумана, который в 2005 году был заключен в кутузку в Мавритании по обвинению в членстве в Аль-Каиде.
Большая часть бойцов Ансар Аль-Дин – это туареги из племени Ияда Аг Гхали Ифогас и арабы-берабиш из района Тимбукту. Ансар Аль-Дин избегает столкновений с MNLA и FLNA, чтоб не проливать кровь родственников и племенных партнеров, что привело бы к их делегитимизации. Они оставляют эту часть работы MUJAO и АКИМ.
Хотя Ансар Аль-Дин опровергает любые связи с Аль-Каидой, группа на самом деле работает как местный зонт, под которым могут работать члены Аль-Каиды в Исламском Магрибе (АКИМ). Дела меж 2-мя группами подобны связи меж Талибаном и Аль-Каидой в Афганистане, и в этом случае Ансар Аль-Дин играет роль владельцев. К примеру, эти две группы вместе управляют религиозной милицией. Ансар Аль-Дин сохраняет только малийский членский контингент, таким макаром оставляя себе открытыми будущие способности в границах Мали.
Ансар Аль-Дин находится во всех 3-х главных городках на севере: Гао, Тимбукту и Кидал.
MUJAO (Движение за единство и джихад в Западной Африке)
MUJAO – это самая мутная из всех связанных с Аль-Каидой групп в северном Мали. Предположительно, это диссидентская группа, которая откололась от АКИМ, но ее члены произнесли Аль-Джазире, что гордятся тем, что сотрудничают с АКИМ в Гао, чтоб отразить совместных противников.
Подобно Ансар Аль-Дин, MUJAO утверждает, что желает ввести по всему миру шариат. В отличие от Ансар Аль-Дин, в группу входят как местные обитатели, так и иноземцы из региона Сахел и Северной Африки.
Движение MUJAO более жестко штурмовало членов MNLA, также арабские группы, которые достигают самоопределения для северного Мали. Всякий раз, когда в регион просачивается группа MNLA, MUJAO терроризирует ее до того времени, пока она не отступит.
Посреди источников финансирования MUJAO – наркобароны из арабов Тилемси в районе Гао. К группе также присоединилась некая часть их молодежи.