Американская «подстава»

Американская "подстава"

…перед летчиками разворачивалась впечатляющая панорама: девяносто американских боевых кораблей, сверкающие в утренних лучах гавайского солнца. Отсюда, с высоты 10 000 футов, Жемчужная гавань меньше всего напоминала грозную военно-морскую базу; быстрее шикарный яхт-клуб с ровненькими рядами якорных стоянок. Америкосы как будто специально готовились к «визиту» японцев – расставили корабли в геометрически правильном порядке, распахнули настежь все двери и лючки, отказались от противоторпедных сетей — затерянный в океане Перл-Харбор числился полностью неуязвимым для хоть какого противника.

…адмирал Киммель сладко потянулся и перевернулся на другой бок. Он шел по влажной дороге в обнимку с гавайской красоткой, а вокруг – Бац! Бац! — забавно стучали упругие капли тропического ливня. Бац! Бац! – шум становился все тревожнее и настойчивее. Гавайская кросотка выпорхнула из объятий адмирала и безо всяких следов растаяла в пелене дождика. Бац! Бац! БАЦ!
Киммель открыл глаза и к собственному изумлению сообразил, что раздражающий шум доносится совершенно не из его сновидений, а из приоткрытого окна дома. Он сходу вызнал этот звук – палят пятидюймовые зенитки 5”/25. «Какие учения в воскресенье? Я не отдавал распоряжений…» По ту сторону окна что-то громыхнуло, выгнав остатки сна из головы адмирала. Адмирал Киммель стрелой выскочил на веранду и оцепенел при виде сюрреалистичной картины. Над пылающими кораблями через клочья темного дыма мчались самолеты с японскими опознавательными знаками. А среди всего этого бесчинства стоял заспанный командующий военно-морской базой Перл-Харбор в ночном халатике.

7 декабря 1941 года японская палубная авиация убила Тихоокеанский флот США – каноническая фраза из школьных учебников, подкрепленная крепким голливудским бестселлером, глубоко просочилась в сознание людей. Никто как-то не думает над тем, что южноамериканский «Тихоокеанский флот» можно убить только вкупе с Тихим океаном. Как и хоть какой «флот» ВМС США – это всего только зона ответственности с непостоянным корабельным составом, создаваемым на ротационной базе.

Вобщем, дело даже не в этом. Более детализированное знакомство с историей нападения на Перл-Харбор дает совсем обратную картину. Величавая операция в истории японской палубной авиации на самом деле стает бесталантно спланированной и настолько же бесталантно проведенной атакой. Только криминальная халатность южноамериканского командования, усугубившаяся недостаточной подготовкой экипажей кораблей ВМС США, дозволила жителям страны восходящего солнца избежать катастрофы и воплотить хотя бы часть собственных планов.
Японские авианосцы провалили задание. Даже без учета промышленного потенциала Америки, способной раз в день сдавать флоту по одному новенькому эсминцу, результаты японского налета смотрятся более чем спорными. 

Американская "подстава"
Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фронтальном плане полетная палуба "Дзуйкаку", вдалеке маячит "Кага"

Все знают, что в Перл-Харборе умер линкор «Аризона», но не много кто думал над тем, что это был за корабль. По факту, жители страны восходящего солнца потопили заржавелое ведро времен Первой мировой войны, спущенное на воду в 1915 году. В Перл-Харборе в тот денек вообщем не было новых линкоров! Самый «молодой» из линейных кораблей был спущен на воду в 1921 году, а самый старый дредноут «Юта» – в 1909 г. (к тому времени уже употреблялся янки, как радиоуправляемый корабль-мишень).

Но всё это ерунда, по сопоставлению с тем, что в Перл-Харборе находился наикрупнейший заправочный пункт ВМС США на Тихом океане – нефтехранилище ёмкостью 4 500 000 баррелей нефти. Ликвидирование стратегического объекта могло стопроцентно обездвиживать южноамериканский флот в Тихоокеанском регионе. Для сопоставления – припасы нефти на Гавайях были равны всем японским припасам нефти! Последующие действия ясно проявили: необходимо было повредить заправочный пункт хоть какой ценой. Вред был бы больший, чем потопление всех кораблей в Жемчужной гавани.

Как досадно бы это не звучало, японские пилоты направили всю свою ярость против «линкорного ряда» — 7 дряблых американских лоханок, пришвартованных вдоль острова Форд. Как детки, добросовестное слово.

Не считая нефтехранилища на местности американской военно-морской базы находился еще ряд соблазнительных целей, оставшихся нетронутыми – к примеру, огромный сухой док 10/10 и расположенные по близости механические мастерские. Все это жители страны восходящего солнца подарили ВМС США – в итоге, когда над гаванью еще кружили самолеты 2-ой волны, америкосы уже приступили к ремонтно-восстановительным работам. Лазареты, причалы, хранилища боеприпасов – вся инфраструктура базы осталась нетронутой!
Через полгода это станет роковым обстоятельством – при помощи сохранившихся доков, кранов и механических мастерских Перл-Харбора америкосы успеют вернуть покоробленный в Коралловом море авианосец «Йорктаун» и нанесут решающий удар под Мидуэем.

Фортуна, замаскированная под трагедию

Всего из порядка 90 стоявших на якоре боевых кораблей ВМС США, жителям страны восходящего солнца удалось потопить либо серьезно разрушить 10, в том числе :

5 линкоров (в скобках – год спуска на воду): 

— «Аризона» (1915 г.) – взрыв порохового погреба, корабль был стопроцентно уничтожен. Погибло 1177 человек – наикрупнейшая трагедия за всю историю южноамериканского флота.

— «Оклахома» (1914 г.) – перевернулся после попадания 9 торпед, поднят в ноябре 1943 года, ввиду тяжести повреждений не восстанавливался. Затонул в океане в 500 милях от Гавайев во время буксировки на разделку в 1947 году.

— «Невада» (1914 г.) – множественные повреждения от бомб, одно попадание торпеды. Во избежание затопления корабль выбросился на мель. В целом – недорого отвертелся. Через два месяца был снят с мели, возвратился в строй после ремонта в октябре 1942 года. Поддерживал огнем десант во время посадки в Нормандии. Пережил два атомных взрыва на атолле Бикини.

— «Калифорния» (1919 г.) – попадание авиабомбы и 2-ух торпед. Через три денька после атаки затопление приняло необратимый нрав и «Калифорния» легла на дно бухты. Была поднята через четыре месяца, возвратилась в строй после ремонта в январе 1944 года. Линкор благополучно пережил войну и был сдан на слом в 1960 году.

— «Вест Вирджиния» (1921 г.) – девять торпед и две авиабомбы сделали своё дело, горящий линкор затонул на собственной стоянке. Был поднят в мае будущего года, восстановлен к июлю 1944 года.

Американская "подстава"
Дыма много, толку не достаточно


Также жителям страны восходящего солнца удалось разрушить три эсминца, минзаг и корабль-мишень: 

— «Кассин» и «Даунс» — вполне уничтожены во время пожара в доке. Чисто из принципа были восстановлены в 1944 году. С погорельцев сняли уцелевшие механизмы, установив их в новеньком корпусе.

— «Шоу» — взрыв артиллерийских погребов в носовой части корпуса. Невзирая на отвалившуюся носовую часть, дополз своим ходом до Сан-Франциско. Уже в августе 1942 г. возвратился после ремонта в Перл-Харбор.

— минный заградитель «Оглала» (1907 г.) – в момент японской атаки был пришвартован к левому борту крейсера «Хелена». Одна из выпущенных торпед прошла под днищем «Оглала» и попала «Хелену», взрывом повредило оба корабля. «Хелена» осталась на плаву, а «Оглала» нахлебалась воды и легла на дно прямо у пирса, поднята в 1942 году, восстановлена и возвращена в строй.

— радиоуправляемый корабль-мишень «Юта», прошлый дредноут (1909 г.) – до сего времени лежит на деньке Жемчужной гавани.
Внимательные читатели уже наверное отметили, что перечень невозвратных утрат можно ограничить «Аризоной» и «Оклахомой». Все другие корабли, кроме «Юты», возвратились в строй. Диспут о спаленных эсминцах и потопленном корабле-мишени не имеет смысла ввиду несоответствия предмета спора масштабам нападения на Перл-Харбор. Южноамериканские утраты смотрятся как издевка над планами адмирала Ямамото.

Еще восемь боевых кораблей получили умеренные повреждения, посреди их:

— линкоры «Теннесси» (1919 г.), «Мэрилэнд» (1920 г.), «Пенсильвания» (1915 г.)

В «Теннесси» попало две бомбы, а разлившаяся пылающая нефть с линкора «Аризона» обуглила краску на корме линкора. Повреждения были стопроцентно ликвидированы к марту 1942 года.

«Мэрилэнд» также получил два бомбовых попадания, но отвертелся сравнимо просто. Из всего экипажа погибло только 4 мореплавателя, ремонт закончен в феврале 1942 года.

Линкор «Пенсильвания» спрятался от японских торпед в сухом доке и, в общем, тоже благополучно пережил налет. Взорвавшийся боекомплект стоявших недалеко эсминцев «Кассин» и «Даунс» причинил линкору только косметические повреждения (все же, погибло 29 человек из экипажа «Пенсильвании»). Повреждения были стопроцентно ликвидированы к апрелю 1942 года.

Американская "подстава"
"В. Вирджиния" наглоталась японских торпед и легла на грунт. "Теннесси" прикрылся от японских торпед корпусом собственного систершипа и остался цел.


Повреждения получили три крейсера:

— уже упоминавшаяся ранее «Хелена» (1939 г.); в корабль попала одна торпеда, ремонт завершен на верфях в Калифорнии сначала 1942 года.

— старенькый крейсер «Рейли» (1922 г.) – получил в борт торпеду, но остался на плаву и сбил 5 японских бомбардировщиков. Повреждения восстановлены к 22 декабря 1941 года.

— крейсер «Гонолулу» (1937 г.) – от близкого разрыва бомбы открылась течь в подводной части корпуса. Экипаж утрат не имел. Ремонт закончился в тот же денек.

Не считая того, были повреждены:

— новая база гидросамолетов «Кертисс» (1940 г.), на которую свалился сбитый японский самолет. Через пару минут вновь подверглась атаке бомбовоза. Итог — оторван кран, 19 погибших. Ремонт закончен 13 февраля 1942.

— плавучая мастерская «Вестал» (1908 г.) с началом налета поторопилась выброситься на сберегал. Получила повреждения при взрыве линкора «Аризона», отремонтирована к августу 1942 г. Интенсивно использовалась на Тихом океане: за годы войны оказала критическую помощь 58 покоробленным кораблям.

Настолько умопомрачительный итог: всего 18 покоробленных кораблей из 90 находившихся в этот момент в гавани Перл-Харбора разъясняется мерзкой координацией японской атаки, помноженной на слепую ярость японских летчиков, выбиравших только большие контрастные и, как им казалось, принципиальные цели. В итоге часть линкоров получила по 9 торпед, в то время, как другие корабли и инфраструктура базы остались нетронутыми. К примеру, ни одна бомба не свалилась на базу подводных лодок, зато пилоты избрали другую «важную» мишень – старенькый дредноут (корабль-мишень) «Юта» со снятыми башнями головного калибра. Жителям страны восходящего солнца показалось, что это … авианосец.
Глубина бухты в районе «линкорного ряда» чуть достигала 10 метров, башни и надстройки затонувших линкоров свободно выселись над поверхностью воды. Все это позволило в маленький срок поднять фактически все «потопленные» корабли и возвратить их в строй еще до окончания войны.

Более того, жители страны восходящего солнца в каком-то смысле «сыграли на руку» янки – во время ремонта все покоробленные корабли прошли необъятную модернизацию, включавшую подмену всей зенитной артиллерии и модернизацию системы управления огнем. «Вест Вирджиния» лишилась сеточной грот-мачты, на «Неваде» вполне перестроили носовую надстройку, а древняя «Калифорния» так поменялась снаружи и внутреннее, что её силуэт стал похож на силуэт новейших линкоров типа «Саут Дакота».
К слову, ровесники этих линкоров, не попавшие под удар японской авиации, настолько глубокую модернизацию не прошли и к концу войны уступали по совокупы боевых черт своим «потопленным» собратьям.

В конце концов, чисто с военной точки зрения, невозвратная утрата 2-ух и временная утрата 6 линкоров не очень отразилась на боевых способностях ВМС США. К моменту нападения на Перл-Харбор в составе южноамериканского флота имелось 17 линейных кораблей! А за время принужденного отсутствия «потопленных линкоров», америкосы выстроили еще восемь куда более суровых «Айов» и «Саут Дакот».

И самое увлекательное – даже без вмешательства японцев, все равно не было никакой способности использовать старенькые линкоры до 1943 года. Все линейные корабли, построенные по проектам времен Первой мировой имели один большой недочет – они были очень тихоходны. Погибшая «Аризона» чуть развивала 21 узел – очень не достаточно для сопровождения современных авианосцев. А выпускать в океан устаревший линкор без истребительного прикрытия было равносильно самоубийству.

По драматичности судьбы, ко времени окончания ремонта покоробленных линкоров, для их появилась подходящая задачка – ликвидирование японского оборонительного периметра на островах Тихого океана. Отгремело большая часть морских схваток, янки захватили полное господство на море и в воздухе. Сейчас требовалось только обстреливать занятые японцами обрывки суши, неторопливо перемещаясь от атолла к атоллу. Вот тут-то как раз и понадобились «Калифорния», «Теннесси», «Вест Вирджиния» и «Мэрилэнд». 

Вобщем, этим старенькым кораблям выпал хороший шанс поквитаться с японцами за Перл-Харбор – в ночь на 25 октября 1944 года «ветераны» расстреляли в проливе Сугарио японский линкор «Ямаширо».

Неприметные предпосылки японского провала

Адмирал Исороку Ямамото, получив 1-ые донесения о результатах налета на Перл-Харбор, был в ярости. Невзирая на всеобщее ликовании, поддерживаемое японской пропагандой, он осознавал, что «оглушающего удара» не вышло. Потоплены несколько старенькых линкоров, все другие корабли и база уцелели.

Адмирал Ямамото планировал утратить до половины собственных летчиков, но разнести на полуострове все. Последний японский самолет из «второй волны» приземлился на авианосец в час денька – к этому моменту самолеты «первой волны» были уже опять заправлены, вооружены и вновь готовы к боевому вылету. Юные жаркие пилоты рвались в бой. В Перл-Харборе оставалось огромное количество принципиальных целей. Почему не был нанесен повторный удар?!

Как досадно бы это не звучало, конкретно командующий операцией, контр-адмирал Тюити Нагумо от повторения удара отказался. И, как оказывается, у него на это были достаточно весомые основания.

В 1-ые минутки атаки южноамериканские зенитчики проявили свою полную профнепригодность – из 32 береговых зенитных батарей огнь смогли открыть только восемь. Стреляя, как попало, по низколетящим самолетам они нанесли больше вреда своей базе, чем жителям страны восходящего солнца. На одной из улиц Перл-Харбора зенитным снарядом был убит ребенок.
Стоящие в гавани корабли тоже открыли редчайший зенитный огнь, но их положение осложнялось отсутствием зенитных боеприпасов – во избежание диверсий и злосчастных случаев, погреба были наглухо заперты. А ключи, как это всегда бывает, оказалось отыскать тяжело.

Как итог – «первая волна» палубных самолетов растеряла всего девять самолетов.
К моменту возникновения «второй волны», ключи от артиллерийских погребов уже были найдены, адмирал Киммель пробудился, а личный состав базы прибыл на свои боевые посты согласно боевому расписанию. В итоге жители страны восходящего солнца утратили вдвое больше самолетов – 20 машин.

Общие утраты составили 29 самолетов и 56 летчиков, а еще 74 из вернувшихся самолетов имели повреждения и не могли в последнее время подняться в воздух – третья часть всех машин, участвовавших в операции выбыла из строя!

Новый удар был бы встречен еще больше сосредоточенным зенитным огнем и еще огромным количеством истребителей (в процессе первого налета в воздух успели подняться несколько американских машин, сбивших 7 японских самолетов), что повлекло бы за собой новые, еще больше большие утраты. Невзирая на гневные удары по аэродромам, у янки наверное сохранились бомбовозы и торпедоносцы берегового базирования. А кое-где недалеко находилась два американских авианосца – в случае обнаружения японской эскадры, жители страны восходящего солнца бы оказались в достаточно небезопасном положении.
Поэтому Тьюити Нагумо поступил благоразумно — развернул свои авианосцы и полным ходом покинул страшную зону.

Числа сухой статистики неумолимо свидетельствуют – в процессе атаки на Перл-Харбор погибло 2400 военных и штатских лиц, всего 0,5% всех человеческих утрат США во 2-ой мировой войне. Это много, и сразу, не много. Это еще меньше, чем количество жертв терактов 11 сентября. Вещественный вред от японской атаки оказался тоже невелик. 

Но зачем тогда америкосы упрямо тиражируют сказку о собственной «великой государственной трагедии»?

Ответ кажется мне естественным: для Америки это удар был как подарок судьбы. Америка ожидала войны с Японией и атака Перл-Харбора стала наилучшим поводом. Все вышло даже лучше, чем ждали америкосы – японские адмиралы и морские летчики оказались на уникальность наивны и как-то совершенно непрофессиональны. С трудом скрывая ухмылку, америкосы приняли вызов и принялись свирепо крошить японскую армию и флот. Победы была только вопросом времени. 

На данный момент нет ничего лучше, чем поведать прекрасную легенду о собственном «первом поражении в нечестном бою» и о собственной следующей «справедливой мести». Как по другому — без «поражения в нечестном бою» легенда растеряет свое очарование. Остается только беспощадная правда жизни – америкосы «развели» японцев на стычку, и, в итоге, стали гегемонами в Тихоокеанском регионе.

Создатель Олег Капцов

источник военное обозрение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,112 сек. | 12.53 МБ