Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), на самом деле — катамараны с 2-мя узенькими корпусами и очень широкой палубой. Они владеют уникальными кораблестроительными свойствами — это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны корабль — это катамаран с спектром скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с наибольшей скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, также двигаться резвее, чем выпущенная торпеда.

Благодаря противокорабельному ракетному комплексу "Москит" из 8 ракет, эти корабли являются хорошими ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сейчас мы посетим один из этих необыкновенных военных кораблей — "Самум", бортовой номер 616.

3. Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Русского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт внедрения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли таковой размерности и традиционных образований ограничены в размещении орудия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту делему, более комфортабельными критериями использования орудия и размещения экипажа. К тому же он обладает высочайшей мореходностью. При разработке РКВП так же обширно применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной индустрии, обретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.

4. Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода "Красноватый металлист" в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен 2-ой корабль этой серии — "Самум". На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская систематизация кораблей этого типа — "BORA CLASS"

5. После постройки "Самум" был переведен по внутренним аква путям на Темное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. — в Севастополь. Потом корабль снова был выслан на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним аква путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Заходил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

6. Корабль представляет собой два узеньких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины
и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран

7. В качестве вооружения на корабле используются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит" (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630

8. Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является сильной и сразу легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное назначение — борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк".

9. По бортам "Самума" установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит".
В этом комплексе употребляются крылатые ракеты 3М-80, которые созданы для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину практически 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а потом понижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит понижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать насыщенные противозенитные маневры с перегрузками, превосходящими 10 ед. За счет большой кинетической энергии и собственной полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус хоть какого корабля и взрывается снутри.

10. Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть применена для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Эта артустановка имеет очень высшую скорострельность (до 5000 выстрелов за минуту) и дальность полета снаряда — до 8 км.

11. "Самум" обустроен 2-мя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они созданы для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих неверных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

12. Шахта зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА". Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, также для стрельбы по надводным целям.

13. Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил любая
обеспечивают ход на воздушной подушке.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и вместе, корабль может двигаться в 3-х основных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает фактически стопроцентную гарантию хода в хоть какой ситуации.

14. По мере надобности хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на их винтами-тандемами.
Движки корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов

15. Радиолокационная система

16.

17. Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтообразными колонками и шахтой ЗРК "Оса-МА"

18. Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода

19. Перископ

20. Взор на обратный сберегал. Домики в Апполоновке

21.Машинный телеграф

22. Спускаемся в недра "Самума". Тут узенькие коридоры и жгуты кабелей

23. "Почтовое отделение" корабля.

24. Кубрик, где живет корабельная команда

25. Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике

26. Столовая команды. Идет подготовка к ужину

27. Машинное отделение

28. Общая силовая установка корабля состоит из 2-ух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)…

29. … 2-ух дизельных движков М-511А по 20000 л.с.( на 2 винта)…

30. … и 2-ух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

31. Суммарная мощность движков превосходит 120 тыс. л.с.

32. Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет

33. Жизнеопасно….

34. Нескончаемый лабиринт вентилей и подающих трубок

35. Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя

36. Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.

37. Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле

38. Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" на параде во время празднования Денька ВМФ в 2012 г.

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ