
Надежнинский прииск. Морг Липаевской поликлиники не мог вместить трупы расстрелянных. 1912 г. Фото В. П. Корешкова. Собрание создателя (из фонда Муниципального исторического музея)
Ситуация в дореволюционной Рф в 1912 году, непременно, была достаточно напряженной, Николай II и действующее правительство уже плохо контролировало ситуацию в стране. Если в столице муниципальный аппарат мог работать слаженно и стремительно, то на окраинах система управления разложилась. В государстве процветало взяточничество, волокита и беззаконие. В особенности сложной была обстановка в Сибири и на Далеком Востоке. Положение рабочих, даже при наличии действующих законов об критериях труда, обязательствах и ограничениях работодателя, становились страшным. На практике законы просто не применялись, а бессчетные жалобы или не принимались, или не рассматривались. Не считая того, уровень зарплаты в целом по стране был очень низким, а фермеры в районах, лишенных злачных земель, влачили жалкое существование. Класс рабочих постоянно пополнялся, потому что в неких случаях, наем на работу был единственным средством выживания в кризисный период. Нищенство и деградация чиновничества на местах являлись подходящей почвой для развития леворадикальных взглядов и пропаганды.
Не достаточно кто знает о том, что с 1840 года в Рф началась реальная «золотая лихорадка». В районах реки Елены и ее притоков были открыты богатейшие припасы золотого песка и самородного золота. Стекавшийся к приискам люд поначалу очень успешно обогащался, капиталы смогли накопить даже обыкновенные рабочие. По рассказам первопроходцев «русского Клондайка», атмосфера в этом регионе почти во всем походила на Одичавший Запад. Были тут и купания в дорогом шампанском и скандальные кабаре, и все атрибуты первых шагов «золотой лихорадки». Характеры стремительно падали, процветала проституция, воровство, мошенничество, имелись и другие признаки общественного разложения. Но скоро ситуация в корне поменялась.
Люди стекались на Елену со всех концов страны. Климатические условия сказывались на результативности, а геолого-разведывательная деятельность фактически отсутствовала. Скоро золото на поверхности иссякло, для того чтоб добыть нужный объем приходилось работать в шахтах. Организовать процесс золотодобычи могли только предприятия, которые естественно не намеревались делиться с рабочими прибылями. Заработной платы резко свалились. Пласты породы требовалось отогревать, а талую воду откачивать. Люди работали в воде, а после шли до поселка при морозе и пронизывающем ветре. На фоне быстрого обнищания в рабочих поселках пропали увеселительные заведения, а супруги работников открыто занимались проституцией. Администрация часто поддерживала безнравственное поведение и учитывала наличие дам при подселении одиноких парней. Руководящие работники систематически использовали жен и дочерей собственных подчиненных в качестве наложниц либо бесплатной рабочей силы. Не считая того, золотодобытчики употребляли огромное количество спирта, который обменивали на золото. В обществе на прииске развивался алкоголизм, а спиртовой бизнес процветал. Для поставок в поселки смертельно небезопасного зелья формировались подпольные группы, оказывавшие к 1860-м годам открытое сопротивление отрядам охраны и даже казакам.
