
Энергию развития высшей школы, в том числе военной, несут инноваторские университеты, возникающие на базе наистарейших институтов. В числе их основанный в 1951 году для мобилизации оборонной науки Столичный физико-технический институт (МФТИ). Сразу с ним с учетом новых тенденций войны на море было сотворено Высшее военно-морское училище инженеров орудия.
История этих вузов повторяет закономерность возврата на новейшей базе к вековым традициям содержания российского образования, пробивающую для себя дорогу через воинствующее невежество органов управления подготовкой кадров.
ИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЕЙ
В период после войны были еще свежайши трагические уроки форсирования минных заграждений, подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны боевых кораблей и транспортных судов.
С учетом остроты заморочек испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов тонн боеприпасов ощущалась острая потребность в инженерах орудия – высококвалифицированных эксплуатационниках, испытателях, технологах-военпредах на заводах, в НИИ и КБ, спецах для складов и арсеналов. Сразу числилось, что инженер орудия должен быть корабельным офицером и делать функции командира БЧ корабля IV ранга.
Базой для сотворения Высшего военно-морского училища инженеров орудия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года в командном ВВМОЛУ им. Фрунзе инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения 5 лет и 6 месяцев. Его возглавил Герой Русского Союза капитан I ранга Абрам Григорьевич Свердлов.
Основание ВВМУИО связано с именованием народного комиссара ВМФ СССР, Адмирала флота Русского Союза Николая Кузнецова. В 1946 году на совещании конструкторов он отмечал необходимость использовать «последние заслуги в области науки и техники: кибернетики, электроники и атомной энергии. Эти идеи Кузнецову удалось воплотить на посту начальника военно-морских учебных заведений при решении вопросов организации подготовки инженеров орудия.
С восстановлением Кузнецова в должности Главкома ВМФ СССР в 1951 году ВВМУ инженеров орудия (как и МФТИ) зополучило самостоятельный статус и перебежало к полномасштабной подготовке профессионалов по всем видам орудия флота. Начальником училища стал большой спец в области корабельной артиллерии контр-адмирал Владимир Егоров. Училище перевели в самое огромное здание Ленинграда – Дворец Советов. Не считая минно-торпедного, тут разместились артиллерийский, реактивный (ракетного орудия) и хим факультеты. Позже к ним добавился гидрографический факультет.
Метод подготовки инженера орудия кооперировал требования к строевому офицеру флота с научно-техническими к спецу широкого профиля. Решение задачки интеграции образования, науки и производства производилось тесноватой связью кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и индустрией, оперативным обеспечением документацией, новыми эталонами военной техники, экспертизой забугорного орудия и технологий.
Основным результатом опыта под заглавием ВВМУИО явилось формирование инженера-универсала, способного завладеть новыми познаниями, видами деятельности, эталонами орудия и военной техники.
Разработка ПРОРЫВА
Навигаторами, «вводившими в меридиан» будущих управляющих и ученых, не считая курсовых ротных офицеров, были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерять гордыню, ощущать силу власти над людьми. И, по заветам адмирала Степана Макарова, удостоиться высочайшего звания – морской офицер, «…быть аристократом, но знать труд обычного матроса».
В большинстве мемуаров выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критичной обстановке нужных познаний – созданием умственной оборотной связи с реальностью, что можно отнести к заслуге педагогов – настоящих патриотов собственных дисциплин, считавших целью приготовить спеца реагировать на новые опасности. Действительность таковой опасности проявилась в смерти 29 октября 1955 года ЛК «Новороссийск». Реакцией стало исследование главных обстоятельств утраты остойчивости кор