Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)

Часть I тут

Часть II

В архивах сохранилось много документов, свидетельствующих о масштабах кадровой "очистки" в индустрии. Вот выдержка из 1-го такового документа:

Отчет Столичного областного управления НКВД по ситуации на авиационном заводе-24 (там производили массивные движки конструкции А. А. Микулина) в 1937 г.:
‘… вскрыто и ликвидировано 5 шпионских террористических и диверсионно-вредительских групп, с полным количеством 50 человек, из их:
1. Антисоветская право-троцкистская группа в составе бывшего директора завода Марьямова и технического директора Колосова.
2. Шпионско-диверсионная группа японской разведки в составе 9 человек.
3. Шпионско-диверсионная группа германской разведки в составе 13 человек.
4. Шпионско-диверсионная группа французской разведки в составе 4 человек.
5. Террористическая и шпионско-диверсионная группа латвийской разведки в составе 15 человек, сделанная и возглавлявшаяся участником латвийской фашистской организации, быв. зам. директора завода 24 Гельманом.
Также арестован начальник технического сектора ОТК завода троцкист Тарахтунов, по делу которого ведется следствие с расчетом на вскрытие организованной троцкистами работы на заводе. Завод до этого денька засорен антисоветскими социально-чуждыми и подозрительными по шпионажу и диверсии элементами. Имеющийся учет этих частей по одним только официальным данным добивается 1000 человек’.

(Русский Муниципальный архив экономики — РГАЭ. Ф.7515. Оп. 1. Д. 153.)

Иван Платонович Граве — основоположник российскей школы баллистики.

Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)

Конкретно Граве уверил Тухачевского в действительности сотворения боевого ракетного орудия, и замнаркома в 1933г. издал приказ о разработке Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), где велась разработка реактивных движков и ракет. Иван Платонович «отсидел» 3 раза: в 1919г., в 1937-38г. — по "комплоту" Тухачевского, и в 1952г. — в связи с еще одним "комплотом" в основном артиллерийском управлении. Вышел на свободу он только после погибели Сталина.

Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум фронтам: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым управлял Жора Лангемак (в состав этого отдела и вошел и сам И.П.Граве); другой отдел РНИИ разрабатывал ракеты на водянистом горючем, в нем ведущими спецами были Сергей Цариц и Валентин Глушко. Директором РНИИ был назначен Иван Клейменов. Работы в отделах велись удачно, но более отлично продвигались разработки реактивных снарядов. В 1937 году было завершено создание первых боевых РС-82 и РС-132, также пусковые установки для их. В присутствии Маршала Русского Союза М. Тухачевского были проведены стрельбы этими РС с наземных станков и с самолетов. Стрельбы прошли удачно, и уже в 1938г. 1-ые российские боевые реактивные системы были бы приняты на вооружение. Но после ареста Тухачевского фактически все управление института и виднейшие спецы были арестованы. Хоть какое смутное время как пену выносит наверх подленьких людишек, которые преследуя свои шкурные карьерные интересы, идут наверх по головам собственных товарищей. Поводом к арестам послужила серия доносов сотрудника института А.Костикова в разные инстанции о ‘вредительской деятельности’ в РНИИ.
В итоге фактически все управление РНИИ и виднейшие конструкторы были арестованы. Клейменов, Лангемак и еще три человека были расстреляны. Цариц оказался на Колыме; Глушко, Граве и неких других служащих сходу выслали в "шарашку". Безо всяких следов сгинул в недрах репрессивной системы создатель осколочно-фугасного варианта реактивного снаряда Василий Николаевич Лужин, осужденный в 1940 году на 8 лет. А бдительный товарищ Костиков в 1938г. стал управляющим перевоплощенного в НИИ-3 института, получил Героя Соцтруда и длительное время его считали единственным создателем ‘Катюши’. После прихода к управлению Костикова в институте закипела работа: шло насыщенное выявление ‘противников народа’. Исключительно в конце 1939 года появилась директива Генштаба РККА, потребовавшая активизировать работу по созданию реактивных снарядов. НИИ
-3 подчинили наркому вооружения Борису Ванникову, который сменил директора, достигнул освобождения И.П.Граве, С.П.Царица и других служащих, также привлек к подготовке производства три предприятия собственного наркомата. В маленький срок была организована доработка реактивных снарядов, которые получили наименования М-82 и М-132. Были также сконструированы пусковые устройства для использования реактивных снарядов на самолетах и на авто шасси — установка БМ-13 (ставшая известной ‘Катюша’). Но, хотя установки БМ-13 и реактивные снаряды к ним были на сто процентов отработаны и удачно прошли тесты, 1-ые серийные машины были собраны намного позднее. Предпосылкой явилось еще одно дело о ‘вредительстве’ в наркомате вооружения, в итоге которого все управление наркомата и сам нарком Борис Ванников попали в лубянские подвалы. Работа института была в который раз заморожена, и к началу войны смогли выпустить только одну батарею ‘Катюш’, которую в первый раз применили летом 1941г. под Оршей.

Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)
Лангемак Жора Эрихович (1898-1938), фото из архива НКВД.

Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)

Отец — германец, мама — швейцарка. Закончил Елизаветградскую гимназию и в 1916 году поступил в Петроградский институт. В октябре 1916 года был призван в армию, в 1917 окончил школу Прапорщиков по первому уровню; служил в Русской, а потом в Красноватой Армии. В 1928 году Жора Лангемак закончил Военно-техническую академию и был ориентирован в Газодинамическую лабораторию, где занимался разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. В январе 1934 Г. Э. Лангемак назначается на должность заместителя директора по научной части (головного инженера) Реактивного НИИ НКТП (с 1937 НИИ номер 3 НКОП). За время работы в институте Жора Лангемак фактически окончил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, потом ставших основой реактивного миномета ‘Катюша’. В этот период Г. Э. Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о способности их использования в астронавтике. Сам термин ‘астронавтика’ ввёл конкретно Г. Э. Лангемак. В 1937 г., как ‘детище’ Тухачевского, Реактивный научно-исследовательский институт подвергся ‘очистке’. Управление института было арестовано. 2 ноября 1937 Г. Э. Лангемак был арестован (ордер номер А 810) органами НКВД г. Москвы. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса. За ‘вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение’ и роль в ‘антисоветской террористической организации’, грехах предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР Жора Эрихович Лангемак был приговорён к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В денек суда приговор был приведён в выполнение. Реабилитирован в 1955г. Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 Г. Э. Лангемаку посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Борис Викторович Раушенбах — русский физик-механик, наикрупнейший ученый в области реактивных систем, один из основателей русской астронавтики. В марте 1942 его арестовали по приказу НКВД о депортации лиц германской национальности, и выслали в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле махать киркой. К счастью, на него направил внимание узнаваемый авиаконструктор В. Ф. Болховитинов, и условился с НКВД об использовании заключённого в качестве "расчётной рабочей силы". Потом новый управляющий РНИИ М.В.Келдыш достигнул возвращения Раушенбаха в институт. Формально ссылка Раушенбаха завершилась исключительно в 1948г.

В те же годы были посажены в кутузки морские инженеры М.А.Рудицкий, создавший потом первую советскую крейсерскую ПЛ типа "К"; К.В.Старчик, разработавший 1-ый проект радиоуправляемой малой ПЛ; конструктор и строитель подводных лодок Г.М.Трусов; конструктор миниатюрных ПЛ В.Л.Бжезинский.
К.В.Старчик управлял разработкой проекта сверхмалой ПЛ без экипажа "АПСС". Управлялась с самолета. Были построены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,734 сек. | 12.96 МБ