Перспективные противокорабельные ракеты США

Перспективные противокорабельные ракеты США

В протяжении последних десятилетий главным вооружением большинства боевых кораблей, также основным средством для ликвидирования неприятельских плавсредств являются противокорабельные ракеты разных типов. 1-ое боевое применение этого вида орудия состоялось еще в 1967 году, и за прошедшее время было создано несколько 10-ов новых типов с более совершенной аппаратурой и поболее высочайшими чертами. Разработка новых противокорабельных ракет не прекращается и на данный момент. Создаются новые конструкции, отвечающие современным требованиям и имеющие еще больше высочайшие свойства, чем у старенькых ракет. В текущее время в западных странах наметилось несколько увлекательных тенденций развития противокорабельного ракетного вооружения, обусловленных особенностями современной войны на море. Разглядим некие многообещающие проекты ПКР американской разработки.
Недорого и сурово

 Перспективные противокорабельные ракеты США

Одним из самых увлекательных направлений развития противокорабельных ракет является понижение наибольшей дальности запуска. Ранее подобные системы развивались в сторону ускорения, дальности и точности, но в текущее время ряд причин просит пожертвовать дальностью в пользу выполнения определенных боевых задач. Практика последних лет с соответствующими локальными конфликтами повлияла и на противокорабельные ракеты. Страны третьего мира, которым на данный момент приходится вести войну с большими и массивными государствами, в большинстве случаев располагают старенькой техникой, в том числе и на флоте. Таким макаром, развивающиеся страны на данный момент обязаны строить собственный военно-морской флот по «москитному» принципу. Для борьбы с таким противником суровым корабельным ударным группам необходимо сравнимо обычное, доступное и комфортное вооружение. Несложно додуматься, что атака маленьких катеров либо кораблей дорогими ракетами большой дальности может быть нерентабельной даже в экономическом плане. Потому в последние годы было начато несколько проектов, целью которых является создание специализированных управляемых боеприпасов для ликвидирования маленьких целей на малых и сверхмалых дальностях, до 10 км.
Одной из первых ракет такового класса стала южноамериканская Raytheon AGM-175 Griffin-B. Сначало ракета AGM-175 разрабатывалась как боеприпас для авиации, созданный для нанесения ударов по наземным и надводным объектам. Не так издавна на базе уникальной ракеты Griffin была сотворена модификация корабельного базирования, получившая условное наименование Griffin-B. Главное отличие корабельной версии AGM-175 кроется в способности использования ракет с универсальными пусковыми установками Mk 49 GMLS. Таковой подход к запуску ракеты позволяет оснастить ей большая часть боевых кораблей США и НАТО, так как системы Mk 49 вначале входят в состав зенитного ракетного комплекса RAM, которой оснащаются практически все новые корабли американской постройки. Таким макаром, связка Griffin-B и Mk 49 довольно обычным образом обеспечивает оборону корабля как от воздушного, так и от надводного противника на малых и средних дистанциях. Броско, что принцип использования одной пусковой установки для противокорабельных и зенитных ракет в некой мере припоминает концепцию пускового комплекса Mk 41, устанавливаемого на южноамериканские крейсера проекта Ticonderoga, эсминцы проекта Arleigh Burke, также на 17 других типов забугорных кораблей.

Невзирая на унифицированную пусковую установку, противокорабельная ракета AGM-175 имеет наименьшие размеры в сопоставлении с зенитной RIM-116: длина 1,1 метра, поперечник 14 см и стартовый вес в 20 килограмм. При всем этом ракета несет осколочно-фугасную боевую часть весом в 5,9 кг и летит на дальность порядка 5-5,5 км (при старте с земли либо с корабля). При запуске с самолета может быть достижение в четыре раза большей дальности. В сравнимо малые габариты корпуса ракеты вписана комбинированная система наведения. Зависимо от обстановки Griffin-B может использовать лазерное, инерционное либо GPS-наведение. Отсутствие радиолокационного либо термического наведения обосновано маленький дальностью полета: на расстоянии пяти-семи км от цели корабль либо самолет может без помощи других подсвечивать цель лазером, выводя на нее ракету. В текущее время ракета AGM-175 Griffin-B проходит тесты. Ожидается, что эти противокорабельные ракеты войдут в состав вооружения кораблей проекта LCS.

Перспективные противокорабельные ракеты США

RIM-116 RAM

При разработке ракеты AGM-175 сотрудники компании Raytheon учли опыт сотворения ракет других классов, в том числе противотанковых и зенитных. Схожим образом развивается ситуация с многообещающими ПКР малой дальности и в европейских странах, при этом за базу для проекта компаний Marconi Electronic Systems, BAE Systems и MBDA взята южноамериканская противотанковая ракета AGM-114 Hellfire, после модернизации получившая заглавие Brimstone. Целью работ является обеспечение способности поражения маленьких плавсредств доработанными противотанковыми ракетами. Пока тесты дошли только до запуска ракет с самолетов, но уже разрабатывается комплекс оборудования, созданный для монтажа на ракетных катерах и боевых кораблях малого водоизмещения. Для наведения ракета «Бримстоун» употребляет комбинированную систему, объединяющую внутри себя инерциальную и радиолокационную аппаратуру. Не считая того, может быть целеуказание с помощью лазерного оборудования. Пятидесятикилограммовая ракета имеет твердотопливный движок и со сверхзвуковой скоростью способна лететь на расстояние до 12 км. В этом году в акватории полигона Эберпорт (Англия, Уэльс) было произведено несколько пробных запусков ракет Brimstone, в процессе которых обстреливались высокоскоростные маневрирующие катера.

Перспективные противокорабельные ракеты США
Ракета Brimstone

Противокорабельный вариант ракеты Brimstone пока только проходит тесты, а пусковая установка для его использования на катерах и кораблях в текущее время находится в разработке. Судя по всему, проектирование пусковой установки приближается к собственному окончанию. Дело в том, что настоящий ракетный комплекс «Бримстоун» корабельного базирования уже предлагается на экспорт. Так, концерн MBDA на данный момент ведет переговоры c Объединенными Арабскими Эмиратами на предмет оснащения такими системами новых катеров проекта Ghannatha. Беря во внимание особенности доступных Эмиратам акваторий, можно сделать предположение о не плохих перспективах переговоров. Полностью может быть, что в самое последнее время Абу-Даби согласится на обновление комплектации собственных новых катеров.

Ценность – дальность

Противокорабельные версии ракет Griffin и Brimstone являются типичным ответом на вероятную опасность в виде огромного количества неприятельских катеров и малых боевых кораблей, способных штурмовать только с маленького расстояния. Сразу с этим сохраняется возможность столкновений меж большими корабельными соединениями, в том числе и авианосными. Для таких ситуаций продолжает оставаться животрепещущей большая дальность полета противокорабельных ракет. Не считая того, ряд событий просит продолжения развития в классическом направлении увеличения дальности, скорости полета и точности. В случае с южноамериканскими проектами эти работы дополнительно стимулируются перспективами тихоокеанского региона. Китай строит мощнейший флот, планирует принять в строй сходу несколько авианосцев, а не считая того хвалится созданием противокорабельных ракет с дальностью в 200-250 км. Последние модификации американских ракет семейства Harpoon – авиационная AGM-84, корабельная RGM-84 и UGM-84 подводного базирования – обеспечивают дальность стрельбы более 280 км. При всем этом на складах имеется много более старенькых боеприпасов, способных лететь только на 140-150 км. Таким макаром, для поддержания паритета с китайским флотом янки нужно форсировать создание и переход на поздние версии «Гарпунов», также создавать совсем новые ракеты большой дальности.


Перспективные противокорабельные ракеты США
Предполагаемый вид сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM В

Сначала двухтысячных годов под эгидой агентства DARPA было начато сходу три проекта противокорабельных ракет с дальностью более 500 км. 1-ые две программки, осуществляемые компанией Lockheed Martin, преследовали цель сотворения 2-ух типов ПКР с разными чертами и очень унифицированной конструкцией. Таким макаром, общая программка LRASM (Long Range Anti-Ship Missile – «Противокорабельная ракета большой дальности») была разбита на два проекта: LRASM-A и LRASM-B. При разработке обоих боеприпасов LRASM употребляется опыт, приобретенный в процессе работ над предшествующим проектом AGM-158 JASSM. Согласно неким источникам, ракета LRASM-A сумеет доставлять боеголовку массой около 450 килограмм на расстояние более 550-600 км. Система наведения ракеты соединяет воединыжды внутри себя инерциальную и спутниковую аппаратуру, также оптико-электронную и радиолокационную головки самонаведения. Имеется информация об оснащении LRASM-A бортовым компом, в память которого загружается база сигнатур всех вероятных надводных целей. Таким макаром, ракета сумеет без помощи других определять более приоритетный объект и поражать его. Пуск LRASM-A будет проводиться из стандартной шахтной пусковой установки Mk 41, а большая часть полета к цели будет проходить на дозвуковой скорости.

Перспективные противокорабельные ракеты США
Многообещающая дальнобойная ПКР LRASM A

Ракета LRASM-B обязана иметь еще огромную дальность полета, чем вариант LRASM с литерой «A». Не считая того, отличается силовая установка и профиль полета. LRASM-B планировалось оснащать прямоточным движком, позволяющим совершать полет со сверхзвуковой скоростью. Скоростной полет был должен проходить на большой высоте со спуском после обнаружения цели. Система наведения ракеты LRASM-B должна была иметь такую же структуру, как и у LRASM-A. Обе ракеты семейства LRASM предназначались для подмены ракет Harpoon, в связи с чем имели возможность пуска не только лишь с корабля, да и с самолета либо подводной лодки.

Сначала текущего 2012 года из Соединенных Штатов пришло несколько новостей относительно программки LRASM. Во-1-х, сообщалось о прекращении работ над сверхзвуковой версией ракеты. LRASM-B сочли очень сложной и малоперспективной. Вторым противным для южноамериканского военно-морского флота событием стал отказ от «подводного» варианта оставшейся ракеты LRASM-A. Таким макаром, круг вероятных применений многообещающих ракет осязаемо сократился, сначала, за счет отказа от более далекой LRASM-B. В мае этого года начались тесты отдельных систем ракеты LRASM-A, а в июле было объявлено о окончании работ над системой самонаведения. 1-ый полет ракеты запланирован на начало последующего 2013 года, а полигонные тесты начнутся не ранее 2014-го. В связи с такими сроками проведения испытаний принятие на вооружение новейшей ракеты состоится не ранее 2015-16 годов.

Скрытые рекорды скорости и дальности

Еще одна программка агентства DARPA и компании Lockheed Martin носит заглавие RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «Революционный принцип сокращения полетного времени»). Невзирая на довольно огромное время, затраченное на разработку этого проекта (около 8-10 лет), до сего времени все сведения о нем ограничены только обрывочными данными. Понятно, что многообещающая ракета RATTLRS должна лететь к цели на скорости около 3-4М. Для этого на ней будет установлен турбореактивный движок Rolls Royce YJ102R, являющийся предстоящим развитием идеологии, в первый раз примененной на ТРД Pratt & Whitney J58-P4 (движки самолета Lockheed SR-71). Судя по заявленным летным данным ракеты RATTLRS, новый движок YJ102R обязан иметь т.н. схему изменяемого цикла: при достижении скорости порядка М=2 турбореактивный движок с помощью дополнительных устройств начинает работать как прямоточный, что позволяет существенно прирастить тягу, не повышая расход горючего. Целью сотворения ракеты RATTLRS является подмена уже устаревающих ракет BGM-109 Tomahawk. Последний раз официальная информация о проекте «революционно новой» ракеты появлялась приблизительно два-три года вспять. С того времени состояние программки RATTLRS, равно как и сам факт его продолжения, являются огромным вопросом. Не стоит исключать возможность слияния программ LRASM и RATTLRS. 2-ая в таком случае поменяет закрытый ранее проект LRASM-B.

Перспективные противокорабельные ракеты США
Проект RATTLRS

Если проект RATTLRS предполагает создание скоростной ракеты, то другая программка агентства DARPA преследует другие цели. Многообещающая ракета ArcLight должна обеспечить существенное повышение радиуса деяния. Основой новейшей ArcLight является противоракета RIM-161 SM-3, владеющая высочайшими летными данными. Из-за того, что SM-3 создавалась как кинетический перехватчик неприятельских баллистических ракет, она летает со скоростью порядка 2700 метров за секунду и способна поражать цели на удалении от места старта до 500 км либо на высоте до 150-160 км. Таким макаром, даже без учета эффективности системы наведения, ракета RIM-161 является неплохой базой для сотворения противокорабельного управляемого вооружения, владеющего большой дальностью полета. Не считая того, ракета SM-3 и ее «модификация» ArchLight стопроцентно совместимы с универсальной пусковой установкой Mk 41, что дозволит стремительно и безболезненно перевести на эти ПКР все новые корабли ВМС США. Подробный вид ракеты ArcLight пока до конца не ясен. Вероятнее всего, она будет иметь осязаемо огромные размеры и вес по сопоставлению с базисной SM-3 (длина противоракеты приравнивается 6,55 метра, поперечник корпуса – 0,35 м, стартовая масса – полторы тонны). Свойства противоракеты RIM-161 позволяют представить, что боевой блок противокорабельной ArcLight навряд ли будет весить более 100-120 килограмм. На такие жертвы в виде уменьшенной «полезной нагрузки» придется пойти для выполнения основного требования по дальности. Согласно начальному заданию, ПКР ArcLight должна поражать цели на дистанции до 2300 миль (около 3700 км) от места старта. Таким макаром, по своим чертам, сначала по дальности, противокорабельная ракета ArcLight будет существенно превосходить все имеющиеся у США противокорабельные и/либо крылатые ракеты, в том числе снятую с вооружения AGM-129 ACM и планируемую к подмене BGM-109 Tomahawk. В то же время, состояние проекта ArcLight не разглашалось, потому нельзя исключать как скорых испытаний, так и полного прекращения работ.

***

Как лицезреем, Соединенные Штаты продолжают разработку новых вооружений, в том числе и владеющих еще наилучшими чертами по сопоставлению с имеющимися. Необходимо отметить смелость проводимых программ и пробы унификации разных типов ракет. Особенный энтузиазм представляет мысль противокорабельной ракеты сверхмалой дальности. Пожалуй, лет 20 либо 30 вспять предложение стрелять ракетами по целям на расстоянии менее 5-10 км сочли бы глупой шуточкой, апеллируя к корабельной артиллерии. Все же, даже при использовании орудийных установок от схожих ПКР может быть толк, ведь ракета несет больший заряд взрывчатого вещества чем снаряд, также имеет возможность корректировки линии движения полета.

Но куда увлекательнее противокорабельные ракеты с дальностью полета более 3000 км. В целом, обеспечение таковой дальности не является кое-чем особо сложным с технической точки зрения. Существенно труднее будет сделать систему управления, также сопутствующую «инфраструктуру», при которой ракета могла бы не только лишь добраться до настолько удаленного района цели, да и найти неприятельский корабль, а потом убить его. Для обеспечения таких способностей та же ArchLight обязана иметь высшую скорость полета и/либо совершенную систему поиска цели. Таким макаром, основной для реального времени метод наведения ПКР на цель становится чуть не единственно вероятным для скоростных и далеких ракет. Броско, что и LRASM, и RATTLRS, и, может быть, ArcLight имеют один и тот же принцип наведения. Перед запуском им практически необходимо знать только район цели и ее тип. Дальше ракета автоматом, по сигналам инерционной либо спутниковой системы навигации добирается до данного района и без помощи других отыскивает в нем цель, используя оптическую и/либо радиолокационную аппаратуру.

Схожий метод наведения на цель имеет один соответствующий минус: при неких обстоятельствах (неточные данные разведки либо затруднение с передачей данных по найденным целям) неприятельские корабли могут успеть уйти из района, в который послана ракета. В связи с этим вкупе с дальностью полета боеприпаса необходимо наращивать и его скорость, что тянет за собой полностью понятные трудности технического нрава. Не считая того, высочайшая скорость противокорабельной ракеты понижает возможность ее перехвата средствами корабельной ПВО и увеличивает шансы поражения цели. Таким макаром, для обычной работы высокоскоростной, далекой и – что важно – дорогой ракеты требуется создание достойных систем обнаружения и целеуказания: авиационных, спутниковых и т.д.

Так либо по другому, при должном развитии всего сопутствующего оборудования и вспомогательных процессов страна, имеющая на вооружении противокорабельные ракеты большой дальности, обеспечивает для себя преимущество в больших столкновениях военных флотов. Что касается ПКР сверхмалой дальности, то они пока смотрятся как военно-технический курьез. В то же время, это направление имеет определенные перспективы и, вероятнее всего, получит не плохое экспортное будущее. Возможно, схожими системами заинтересуются маленькие страны третьего мира.


источник topwar.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,115 сек. | 12.53 МБ