Разоружение замедленного действия

Разоружение замедленного действия

Без уступок США по ПРО Наша родина не станет дискуссировать сокращение ядерных арсеналов
Вчера закончился двудневный визит в Москву заместителя госсекретаря США Роуз Готтемеллер. Она приезжала, чтоб обсудить две главные темы: возможность предстоящего сокращения ядерных арсеналов США и РФ и соглашение о сотрудничестве, которое может придти на замену программке Нанна—Лугара. Первую тему, как пояснили "Ъ" источники в Минобороны и МИДе, РФ не считает "вопросом последнего времени" — сначала из-за разногласий по ПРО. По 2-ой же теме, как заявил "Ъ" заместитель главы МИДа Сергей Рябков, стороны "продвинулись вперед".

Намедни визита Роуз Готтемеллер сказала, что едет в Москву договариваться о новеньком соглашении по сокращению ядерных арсеналов, которое "обхватит все категории вооружений — стратегические и нестратегические, развернутые и неразвернутые". Как уже писал "Ъ", в Белоснежном доме считают: РФ и США без вреда для безопасности могут отрешиться от половины боезарядов. Если Москва откажется рассматривать эту идею, Белоснежный дом может заручиться поддержкой 2-ух третей сенаторов и начать сокращения в однобоком порядке.

В Москве к предложению Вашингтона отнеслись скептически. Источник "Ъ" в Генштабе РФ именовал инициативу США "не отвечающей нынешним реалиям", а идею однобокого разоружения — "политическим ходом". "Используя этот повод, они желают, чтоб мы смягчили позицию по дилемме ПРО",— считает собеседник "Ъ". "Для нас ПРО — краеугольный вопрос. Без договоренностей в этой сфере на предстоящее сокращение арсеналов РФ не пойдет",— подтвердил источник "Ъ" в МИДе. По его словам, Москва и Вашингтон отыскивают варианты предоставления РФ гарантий ненаправленности американско-натовской ПРО на ее силы ядерного сдерживания, не требующих одобрения со стороны Конгресса США (в отличие от юридически обязывающих гарантий, на которых ранее настаивала РФ). Но пока, по словам собеседника "Ъ", компромисс не найден.

По его воззрению, до того как гласить о предстоящем сокращении арсеналов, Москва считает нужным выполнить требования контракта СНВ. "А если уж и гласить о пакетном соглашении, то мы желали бы созидать в нем и стратегические вооружения в неядерном оснащении, но Вашингтон на это не готов,— объяснил источник "Ъ".— Остается и неувязка дисбаланса (в пользу США.— "Ъ") по обыденным вооружениям. В общем, это очевидно не вопрос последнего времени".

Более действенными были переговоры по 2-ой теме — дискуссии соглашения, призванного поменять программку Нанна—Лугара, в рамках которой с начала 1990-х на средства США ликвидировались избытки русских ядерных боеприпасов и хим орудия. Власти РФ решили не продлевать истекающий в июне срок деяния этой программки, объявив, что Наша родина больше не нуждается в дотациях.

В процессе переговоров с Роуз Готтемеллер представители РФ обнародовали условия, на которых Москва могла бы подписать с Вашингтоном новое соглашение в этой области. Ранее собеседники "Ъ" в МИДе и Минобороны гласили, что оно должно "основываться на равноправии" (см. "Ъ" от 4 февраля).

Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков вчера заявил "Ъ", что Москва "осталась довольна содержанием консультаций" по этому вопросу. "Мы продвигаемся вперед. Гласить, что мы достигнули каких-либо развязок либо прорывов, я бы не стал. Но, невзирая на расхождения, диалог идет",— отметил он. На вопрос "Ъ", когда будет подписано новое соглашение, дипломат ответил образно: "Мы не достигнули последней станции, когда все должны выйти из вагонов, сесть за стол, взять ручки и подписать что-то".

Меж тем, по воззрению президента ПИР-Центра Владимира Орлова, приготовить проект соглашения стороны могли бы уже в наиблежайшие полгода — к встрече Владимира Путина и Барака Обамы, которая состоится в сентябре на полях саммита G20 в Петербурге. Эксперт считает: на замену договору Нанна—Лугара должна придти новенькая программка — сроком на 10 лет, но более малогабаритная по объему финансирования и числу проектов. "Ценностью должно стать внедрение положительного опыта программки Нанна—Лугара для реализации проектов в третьих странах,— заявил он "Ъ".— Выводя южноамериканские программки содействия из РФ, мы не только лишь устраним анахронизм, да и снимем нездоровые вопросы типа ответственности за вред". Напомним, в рамках программки Нанна—Лугара южноамериканские подрядчики, нанятые для работ в РФ, не несли никакой ответственности за трагедии и ЧП, возникавшие по их вине.

По словам Владимира Орлова, в рамках новейшей программки РФ и США могли бы производить проекты в СНГ — к примеру, по увеличению безопасности на предприятиях атомной отрасли. На Ближнем Востоке они могли бы заниматься переобучением ученых-ядерщиков, военных химиков и биологов из Ирака и Ливии. Не считая того, РФ и США могли бы реализовывать проекты по борьбе с распространением орудия массового поражения в Пакистане, Афганистане и Юго-Восточной Азии. Сергей Рябков напомнил "Ъ": РФ и США уже имеют опыт сотрудничества в третьих странах. "Это перспективное и необходимое направление. Настрой на сотрудничество по этим вопросам есть не только лишь с нашей стороны, но по моим ощущениям, и с американской",— резюмировал государь Рябков.


Лена Черненко, Иван Сафронов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,147 сек. | 12.47 МБ