
Москва готова вновь отправить наших пограничников в Таджикистан
Русские пограничники скоро могут вновь взять под охрану таджикско-афганскую границу, с которой они ушли в 2005 году. Об этом заявили в Министерстве зарубежных дел РФ. По словам директора департамента государств СНГ МИД Рф Максима Пешкова, такие планы у Москвы появились «с учетом ситуации в Афганистане и возрастающей опасности терроризма». Дело за малым: Таджикистан должен сам попросить о военной помощи нашу страну. С учетом того, как складывается ситуация в Центральной Азии, можно представить, что схожая просьба Душанбе не за горами.
Понятно, что военно-политическая обстановка в тех краях в обозримой перспективе безизбежно обострится. Соединенные Штаты с союзниками по НАТО, которые издавна ведут нескончаемую войну с исламскими экстремистами в Афганистане, хотят к 2014 году закончить это глупое занятие и возвратить свои войска восвояси. Что там будет практически на последующий денек, несложно представить. Ни специалисты, ни политики не колеблются, что режим талибов здесь же воцарится в Кабуле. Взгляды боевиков немедля устремятся на север. Как раз туда, где проходит 1344-километровая граница с Таджикистаном.
Там, за рекой Пяндж, в разоренной стране с очень слабенькой экономикой и зыбучей политической властью талибы отыщут много приверженцев, которые тоже, вероятнее всего, возьмутся за орудие. Да, фактически, уже и берутся. Прошлой осенью в Таджикистане вышло очень тревожное событие. 22 сентября большая банда напала на колонну правительственных войск в горном ущелье в Раштском районе приблизительно в 50 километрах от афганской границы. В завязавшемся бою погибло 23 бойца. После чего появились сообщения, что на местности Таджикистана уже ведут войну до полутысячи афганских и пакистанских боевиков. Президент Эмомали Рахмон сначала опроверг эту информацию. Но позже на официальном уровне Душанбе подтвердил, что посреди погибших обнаружены тела членов Исламского движения Узбекистана, которое базируется в Пакистане и плотно сплетено с «Аль-Каидой».
Таджикское правительство обвинило в нападении на воинскую колонну террористическую группировку Мулло Абдулло Рахимова, полевого командира исламистов, который в отличие от иных фаворитов оппозиции отказался подписывать мирное соглашение, положившее в 1997 году конец штатской войне, и бежал в Афганистан. По слухам, в прошедшем году Рахимов возвратился из Афганистана во главе отряда из 100 боевиков, в множестве которых таджики, узбеки, пакистанцы и чеченцы.
После боя в Раштском районе Эмомали Рахмон обратился к странам НАТО с требованием посодействовать укрепить границы его страны с тем, чтоб из Афганистана в страны Центральной Азии не пришла эта «зараза, которую они там оставляют».
«Если в Таджикистане произойдет всплеск повстанческого движения, повод ужаснуться появится и у российских, и у янки, — считает директор центральноазиатского проекта Интернациональной кризисной группы (International Crisis Group) Пол Квинн-Джадж — Янки, с учетом того, как идут дела в Афганистане, это совсем не надо. А российские очень боятся, что повстанческое движение даст метастазы в Среднюю Азию в направлении России».
Америкосы уже реагируют на опасность экспансии талибов на север. Они приступили к строительству учебного центра по подготовке кадров для армии Таджикистана в 45 км от Душанбе. Не исключено, что этот объект с течением времени получит статус военной базы США. Так как сразу Пентагон разрабатывает планы по размещению элитных частей южноамериканского спецназа, имеющих опыт войны в Афганистане, на таджикской местности. Где же их располагать, как не в этом учебном центре недалеко от столицы?
А что все-таки мы? Наша родина имеет в Таджикистане только 201-ю военную базу, представляющую собой очень относительную в боевом отношении силу. Скептически оценивать способности 201-й базы в случае возобновления штатской войны в этой стране принуждает, во-1-