Русский авианосец – мечта становится бывальшиной?

Командование ВМФ объявило, что к концу 2010 года будет готов технический проект нового авианесущего корабля

Российский авианосец – мечта становится былью?Вопрос о перспективах сотворения всеполноценных авианосных сил остается одним из более принципиальных в части, касающейся обсуждения главных направлений военно-морского строительства российского ВМФ на среднесрочную и длительную перспективу. Будущие русские авианосцы – это не просто дань моде либо тема для увлекательной и горячей дискуссии. Авианосные силы – это актуально нужный атрибут, без которого русский Военно-морской флот по сути так никогда в Мировой океан по-настоящему и не возвратится.

«ОСНОВЫ» ТРЕБУЮТ

Броско, что в этом году «стукнуло» ровно 10 лет с того денька, как была президентом РФ была утверждена типичная, как стильно сейчас гласить, «дорожная карта» в области военно-морского строительства нашего страны – «Основы политики Русской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Конкретно в этом документе практически в первый раз открыто, верно и ясно была провозглашена необходимость наличия в боевом составе ВМФ РФ кораблей класса «авианосец». Так, в разделе «Меры по реализации приоритетных направлений политики Русской Федерации в области военно-морской деятельности» специально оговаривается вопрос о «поддержании в боевой готовности и совершенствовании морской техники и вооружения, включая… строительство… надводных кораблей, в т.ч. авианосцев, с завышенными боевыми способностями, снаряженных… действенными авиационными комплексами различного назначения».

Вобщем, недочет средств даже для постройки куда более «мелких» корветов, фрегатов и неатомных подлодок долгое время не позволял ни командованию русского ВМФ, ни российскему ОПК с подабающей бдительностью подойти к решению вопроса о проектировании и постройке авианосцев, также организации авианосных соединений и разработке стратегии их внедрения в целом. С другой стороны, осознание того, что авианосцы нам нужны – если уж не открыто, то в кулуарах, – выражало большая часть высшего командного состава ВМФ Рф. Дискуссировалась даже возможность пуска отдельной федеральной мотивированной программки, предусматривавшей проведение всеохватывающих работ по созданию в российском флоте авианосных соединений, вобщем – в действительности она так и не появилась.

Ситуация поменялась относительно не так давно – когда, поднявшись на волне многомиллиардных доходов от экспорта, русское правительство стало вливать в Вооруженные силы и российский оборонно-промышленный комплекс очень значимые суммы. В итоге в мае 2007 года на базе санкт-петербургского 1-го ЦНИИ МО РФ под конкретным управлением тогдашнего Главкома ВМФ РФ адмирала флота Владимира Масорина прошло совещание управляющих учреждений научного комплекса ВМФ РФ, в рамках которого проходило обсуждение необходимости и способности постройки в стране авианосцев. На совещании, а именно, было подчеркнуто: наличие авианосца в составе российского флота – «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость».

А уже через месяц Владимир Масорин заявил, что на базе глубочайшей, всесторонней и кропотливой проработки вопроса о многообещающих направлениях военно-морского строительства изготовлен конкретный вывод о необходимости ввода в боевой состав ВМФ РФ авианосцев нового типа – до 6 кораблей в течение ближайших 20–30 лет.

«Сейчас идет разработка вида грядущего авианосца при активном участии науки и индустрии. Но уже ясно, что это будет атомный авианосец водоизмещением порядка 50 тыс. тонн, – заявил адмирал флота Масорин. – Мы предполагаем, что на нем будут базироваться порядка 30 летательных аппаратов – самолетов и вертолетов. Громадины, которые строят ВМС США, с базированием до 100–130 самолетов и вертолетов, мы строить не будем».

Скоро, правда, Владимир Масорин был выслан в отставку – «по возрасту», его место занял адмирал Владимир Высоцкий, а дискуссии об авианосцах на некое время оказались в тени «грандиозной» программки закупки 4 десантно-командных кораблей типа «Мистраль», тянущей на пару млрд евро.

Авианосная тема вновь «вернулас
ь к зрителю» в феврале 2010 года, когда в рамках проводившейся конференции, посвященной 100-летнему юбилею Адмирала Флота Русского Союза Сергея Горшкова, были подняты вопросы о перспективах развития авианосных сил русского ВМФ. После конференции Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сказал о том, что, согласно разработанному и утвержденному плану, к концу 2010 года Невское ПКБ, разработчик всех русских авианесущих кораблей, должно представить технический проект грядущего авианосца – с основными тактико-техническими элементами.

Обнадеживающие заявления, которые, но, скрывают под собой целую палитру вопросов и пока так и не разрешенных заморочек, от которых будет зависеть фуррор «всей операции», одними из важных посреди которых являются:

– выбор схемы самого авианосца;

– определение состава корабельной авиагруппы;

– создание соответственной системы базирования новых кораблей и организация процесса подготовки летчиков палубной авиации.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАМПЛИНУ?

Сейчас в мире всераспространены три традиционные схемы кораблей класса «авианосец»:

Российский авианосец – мечта становится былью?

– CTOL (Conventional Take-Off and Landing), либо, как их в ближайшее время стали почаще именовать забугорные военно-морские теоретики, CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery);

Российский авианосец – мечта становится былью?

– STOBAR (Short Take-Off But Arrested Landing);

Российский авианосец – мечта становится былью?

– STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing).

В первом случае взлет самолетов обеспечивается с помощью катапульты, а посадка производится на аэрофинишер. Основными эксплуатантами таких авианосцев являются ВМС США и Франции, на которых установлены по четыре (США) либо две (Франция) паровые катапульты типа С-13, способные за 2,5 сек. разогнать самолет взлетной массой до 35 т до скорости практически 300 км/ч. К данному же типу относится бразильский «Сан-Паулу», прошлый французский «Фош».

Во 2-м случае, STOBAR, взлет самолетов осуществляется с укороченным разбегом с внедрением носового трамплина (или вертикально), тогда как посадка производится также на аэрофинишер. Колоритными представителями такового типа авианосцев являются русский ТАВКР «Адмирал Флота Русского Союза Кузнецов», модернизируемый в Рф для ВМС Индии авианосец «Викрамадитья», также готовящийся к вводу в боевой состав ВМС НОАК авианосец «Ши Лан» (прошлый русский ТАВКР «Варяг»).

3-ий тип авианосцев, STOVL, в целом идентичен с типом STOBAR, но посадка в данном случае производится вертикально, а не на аэрофинишеры. К таким кораблям относятся английские «Инвинсибл», испанский «Принц Астурийский», итальянские «Кавур» и «Гарибальди», таиландский «Чакри Нарубет» и др. Увлекателен также проект английского авианосца «Куин Элизабет», который на теоретическом уровне является авианосцем типа STOVL, но проектом предусмотрена установка на нем катапульты и аэрофинишерного устройства, что практически превращает его в «настоящий» авианосец, типа CATOBAR.

Какой АВИАНОСЕЦ НУЖЕН ВМФ Рф?

Как представляется, нашему флоту, а поточнее, стране, в обозримом будущем навряд ли пригодится традиционный CATOBAR-авианосец размерности американских атомных гигантов. Естественно, «настоящий» авианосец – это не только лишь высочайший боевой потенциал флота, да и престиж страны, но – следует это честно признать самим для себя – не потянем мы даже в длительной перспективе проектирование, постройку и нормальную эксплуатацию такового корабля. Нет, мы можем испытать, затратить на это большие средства – но вроде бы в данном случае ни пришлось очень очень «затянуть поясок». При всем этом, естественно, Невское ПКБ может «достать из архива» проектные документы по атомному «Ульяновску», имевшему традиционную схему CATOBAR, но вот построят ли его наши, как молвят специалисты,
«сильно деградировавшие в технологическом плане» судоверфи? И, самое главное, во что это обойдется бюджету?

Российский авианосец – мечта становится былью?

С другой стороны, российскому ВМФ, непременно, нужен не спец – противолодочный либо т.п., – а многоцелевой авианосец, на котором будет базироваться разнородное по собственному составу корабельное авиакрыло (авиагруппа) и который будет способен отлично решать такие задачки как:

– ликвидирование соединений надводных кораблей, конвоев и десантных отрядов противника;

– поиск и ликвидирование ПЛ разных классов;

– разрушение береговых объектов противника на побережье и в глубине местности;

– завоевание и удержание господства в воздухе в районе боевых действий;

– оказание авиационной поддержки в процессе развертывания собственных корабельных группировок и ПЛ, также действий морских десантов и группировок сухопутных войск на приморских направлениях;

– блокада отдельных морских районов и проливных зон.

Для русского ВМФ находится и еще одна специфичная задачка авианосных групп – многофункциональное (а не только лишь авиационное) прикрытие районов развертывания и/либо боевого патрулирования собственных стратегических подводных ракетоносцев, которые размещены в конкретной близости от собственного побережья (моря Северного Ледовитого океана и прибрежные моря Тихого океана), что нереально без авианосных групп. А именно, об этом гласил и прошлый Главком ВМФ адмирал флота Масорин, и сегодняшний Главком ВМФ адмирал Высоцкий, подчеркнувший в сегодняшний Денек ВМФ, что «если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на 2-ые день, так как основной противник лодок – это авиация».

Всему вышесказанному полностью соответствует авианосец, для взлета с которого пилоты самолетов будут использовать носовой трамплин, что смотрится более симпатичным и поэтому, а именно, что, во-1-х, у нашего флота уже есть долголетний опыт эксплуатации корабля такового типа («Кузнецов») и организации процесса учебно-боевой подготовки летчиков-палубников при использовании таковой схемы взлета; во-2-х, есть положительный опыт проектирования авианосцев такового типа; в-3-х, у корабелов «Севмаша» скапливается опыт сотворения, хоть и не «с нуля», авианосца типа STOBAR («Викрамадитья»), и, в конце концов, в-4-х, разработка и изготовка катапультного устройства, а потом «внедрение» его на корабль приведут к неминуемому затягиванию всей программки, а после чего возникнут также неминуемые трудности с подготовкой и переподготовкой летчиков.

Любопытно, что в 2007 году в процессе Интернационального военно-морского салона на совместном щите северодвинского ПО «Севмаш» и Невского ПКБ демонстрировался большой плакат с изображенным рисунком, как утверждалось, «одного из вариантов» многообещающего русского авианосца, что косвенно подтверждалось и соседствующими рядом словами: «Перспективное проектирование и строительство авианосца». Хотя, естественно, набросок – это только набросок, полностью может быть – просто итог фантазии художника (ведь располагают, к примеру, на рекламах русских выставок вооружения южноамериканские танки и самолеты), или же осознанная «дезинформация возможного противника». Все же, судя по рисунку, будущий русский «владыка океанов» – это авианосец типа STOBAR, без ударного вооружения, с довольно малогабаритной надстройкой-островом – без дымопроводов, что позволяет представить наличие на корабле атомной силовой установки. С другой стороны, в конце июля с.г. адмирал Владимир Высоцкий заявил, что Невское ПКБ «выиграло работу над проектом, но не совладало. Потому сейчас проект делают несколько организаций, в том числе Невское ПКБ, Северное ПКБ».

Что из этого выйдет – покажут наиблежайшие месяцы, хотя настораживает сам подход командования ВМФ Рф к вопросу определения вида многообещающего авианосца и его проектирования. Так, адмирал Высоцкий заявил: «Водоизмещение пока не определено. Я произнес конструкторам, что нужно выстроить корабль под выполнение определенных задач. Если они сумеют его запихнуть в спичечный коробок, то пожалуйста. Если получится таковой же, как у янки водоизм
ещением более 100 тыщ тонн, то докажите. Я вообщем стараюсь уйти от характеристик». При всем этом, вобщем, Главком ждет возникновения к концу с.г. ТЕХНИЧЕСКОГО проекта корабля.

Но до сего времени техническое проектирование велось в КБ на базе технического (либо тактико-технического) задания, в каком верно прописывались: назначение боевого корабля, набор вооружения и оборудования, тип энергоустановки, водоизмещение, скорость, дальность плавания, автономность и пр. Как командование флота может ждать от проектантов технический проект, не дав им ничего из вышесказанного, ограничившись только общими фразами?! Да с таким «исхитрись ты мне добыть то, чего не может быть» не управится ни Невское, ни Северное, ни Зеленодольское ПКБ – никто не управится. В итоге навязывается сам собой вывод: командование ВМФ резонно «будет недовольно и отвергнет» работу ПКБ и – сославшись на их некомпетентность – решит «закупить вооружение за границей».

Может быть, что идет речь не о техническом проекте, а о техническом предложении, которое готовят разработчики еще до эскизного проектирования? Но тогда так и нужно гласить, хотя в данном случае не может быть и речи о том, что головной авианосец, как заявил Владимир Высоцкий, может быть готов к 2020 году.

В общем – вопросов тут больше пока, чем ответов…

АВИАГРУППА

Другой важный вопрос – выбор состава авиагруппы будущих русских авианосцев. Исходя из рассмотренных выше задач, которые могут на их возлагаться, в составе корабельной авиагруппы нужно будет иметь последующие типы летательных аппаратов:

– функциональные истребители, способные не только лишь обеспечивать завоевание приемущества в воздухе, да и удачно биться с надводными кораблями противника, также наносить массивные ракетно-бомбовые удары по его береговым объектам;

– самолеты либо вертолеты радиолокационного дозора, дозволяющие «отодвинуть» границы радиолокационного поля от ядра авианосной группы и способные выдавать данные целеуказания комплексам ракетного орудия, которыми вооружены корабли боевого охранения авианосца;

– самолеты либо вертолеты ПЛО;

– многоцелевые (транспортные и поисково-спасательные) вертолеты;

– самолеты либо вертолеты РЭП (эти функции можно ложить и на другие ЛА авиагруппы);

– учебно-боевые самолеты, служащие для занятий летчиков корабельной авиации и способные употребляться в качестве легких истребителей и штурмовиков.

Из имеющихся сейчас в Рф летательных аппаратов, применимых для корабельного базирования, «прописку» на палубе многообещающих российских авианосцев могут получить:

– истребители Су-33, которые, вобщем, нуждаются в конструктивной модернизации для обеспечения многофункциональности их боевого внедрения – к примеру, они не способны сейчас использовать высокоточное орудие класса «воздух–поверхность»; к тому же их серийное создание прекращено (на КнААПО даже разобрана оснастка), а сроки службы по ресурсу не безграничны, и/либо истребители МиГ-29К/КУБ – более современные и универсальные на сей день самолеты корабельного базирования;

– разные вертолеты корабельного базирования – радиолокационного дозора Ка-31, транспортно-боевой Ка-29, поисково-спасательный Ка-27ПС и противолодочный Ка-27 (всем им также не помешала бы модернизация – по последней мере в части оснащения более современным БРЭО); может быть размещение на авианосце и ударных вертолетов Ка-52 – они будут неподменны при оказании авиационной поддержки при проведении морских десантных операций.

При всем этом победителем на прописку на борт многообещающего авианосца является, непременно, МиГ-29К/КУБ, основной объем ОКР по которым к истинному времени уже удачно выполнен – на средства индийского заказчика. К числу принципиальных преимуществ МиГ-29К/КУБ относятся завышенная надежность агрегатов, систем и узлов, сниженная в 2,5 раза по сопоставлению с прошлыми модификациями МиГ-29 цена летного часа, увеличенный более чем в 2 раза летный ресурс, больший припас горючего и наличие системы дозаправки топливом в воздухе, усовершенствованные свойства на взлетно-посадочных режимах – за счет модификации планера, внедрения современной цифровой системы управления и новых более массивных движков, увеличенная боевая нагрузка очень широкой номенклатуры, также наличие современного комплекса БРЭО, имеющего большой модернизационный потенциал.

К тому же следует учесть и широкую распространенность самолетов семейства МиГ-29 в российских ВВС, что благодаря дов
ольно высочайшей унификации дозволит обеспечить значительные достоинства исходя из убеждений обеспечения эксплуатации и подготовки летного и технического персонала.

Следует особо отметить, что о предпочтительности МиГ-29К/КУБ как основного истребителя корабельной авиагруппы многообещающего авианосца представители командования ВМФ Рф гласили еще три года вспять. А совершенно не так давно в СМИ проникла информация о том, что Минобороны планирует уже до конца 2011 года закупить для ВМФ партию из 26 истребителей МиГ-29К, но, как отмечал ряд профессионалов, весь вопрос «уперся» в цена договора.

Но обычная работа авианосной группы все таки не может быть организована без наличия в составе корабельной авиагруппы самолета ДРЛОиУ – конкретно самолета, а не «временного суррогата» в виде вертолета РЛДН Ка-31, способного «закрыть» ближнюю зону, но неспособного стать «глазами и ушами» командира авианосной группы на большенном удалении от ордера. Также нужен и спец самолет РЭП (РЭБ). В свое время на базе Су-27КУБ предполагалось создание ряда специализированных корабельных самолетов, в том числе и РЛДН, РЭП и пр., но эта программка на сей день не существует. Так же как и не существует практически проект самолета ДРЛОиУ Як-44, работы по которому прекращены еще сначала 1990-х годов, а один из макетов которого можно следить в известном личном музее техники в Подмосковье. Так что пока, возможно, придется полагаться лишь на вертолетный комплекс радиолокационного дозора Ка-31.

Российский авианосец – мечта становится былью?

ЕЙСКАЯ Нить

Очередной главный вопрос «авианосной темы» связан с созданием соответственной системы базирования авианосных сил и организацией действенной системы подготовки летчиков-палубников. О необходимости сотворения системы базирования авианосных сил до того, как 1-ый авианосец нового типа будет введен в строй, гласить много не нужно – довольно вспомнить, что конкретно вследствие ее полного отсутствия «Киев» повсевременно стоял на рейде Североморска, «вымолачивая» ресурс устройств и оборудования собственной ГЭУ. Не считая того, нужно заблаговременно предугадать и причальные полосы для кораблей боевого охранения авианосцев. Необходимы и современные береговые аэродромы со всей нужной инфраструктурой для размещения на их самолетов и вертолетов авиагруппы в межпоходовый период либо во время нахождения корабля в доке.

В конце концов, самое «больное» место государственной «авианосной идеи» на сей день – подготовка летчиков палубной авиации и профессионалов инженерно-авиационной службы. Морская авиация ВМФ Рф не имеет собственного учебного заведения по подготовке технических профессионалов – их приходится брать у ВВС. Но это еще половина беды – у нас пока негде учить летчиков-палубников: а ведь до того, как юный пилот сядет на палубу и взлетит с нее, его необходимо приготовить к этому не только лишь по тетрадке и на тренажере (если такой к тому же имеется), да и, что именуется, вживую. Подготовка же палубников на оставшемся в распоряжении Минобороны Украины крымском тренажере Нить (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), как проявили действия последних 3-х лет, не только лишь очень драгоценное наслаждение, но не всегда осуществимое даже после внесения предоплаты и полностью зависящее от политических настроений в Киеве. В конечном итоге русским Минобороны было принято закономерное решение о необходимости сделать аналогичный тренажер в Рф. Для этого была выбрана база бывшего училища морской авиации в Ейске Краснодарского края, позволяющая сделать не просто тренажер для палубников, да и целый многопрофильный центр боевого внедрения для подготовки летчиков разных типов летательных аппаратов, состоящих на вооружении морской авиации ВМФ РФ.

Обнародованная на сей день командованием ВМФ РФ цена сооружения комплекса в Ейске составляет порядка 24 миллиардов. руб., из которых 8 миллиардов. уже фактически освоены в рамках первой очереди строительства – она предугадывает строительство взлетно-посадочного блока с комплексом аэродромного обеспечения, жилища для военнослужащих и персонала комплекса, также объектов социальной инфраструктуры. Ввод первой очереди в эксплуатацию запланирован на 2011 год – к
тому времени «Пролетарский завод» обязался поставить оборудование для аэрофинишерного комплекса. И только после удачного окончания работ по первому шагу строительства начнется сооружение объектов испытательного блока комплекса в Ейске.

При всем этом дополнительным, хоть и косвенным, доказательством того, что многообещающий русский авианосец будет иметь носовой трамплин, а не катапульты, может служить и нрав возводимой «ейской НИТКИ» – в его составе пока предусмотрены только имитатор полетной палубы авианосца, с трамплином и аэрофинишером, и никаких катапульт. С другой стороны, никто не мешает поставить паровую катапульту в рамках 2-ой очереди – вот только сумеет ли ее сделать «Пролетарский завод»? Больше у нас в Рф – некоторому.

Российский авианосец – мечта становится былью?


Заместо ПОСЛЕСЛОВИЯ

В один прекрасный момент, обращаясь с приветственной речью к экипажу атомного авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Джон Шаликашвили произнес: «Я чувствую себя расслабленно всякий раз, когда на мой вопрос к оперативному офицеру «Где находится ближний авианосец?» тот может ответить: «Он как раз в том самом месте!». Для интересов Соединенных Штатов это значит все».

Эти слова, произнесенные в отношении, как у нас говорилось пару десятилетий вспять, «оружия империалистической агрессии», не требуют никаких дополнительных комментариев. Но долгие и длительные годы мечта знаменитого военно-морского наркома и министра Николая Кузнецова, ну и многих других адмиралов и инженеров-кораблестроителей, оставалась в нашей стране невоплощенной. Безвременно ушедший из жизни знаменитый летчик-палубник, Герой Рф генерал-майор Тимур Апакидзе даже произнес как-то, что «страна мучительно длительно шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».

И сейчас уже можно твердо сказать: наличие корабля класса «авианосец» в составе российского флота – стопроцентно обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 56 | 0,250 сек. | 13.13 МБ