
После поражения и развала Третьей антифранцузской коалиции (подробнее в статье — Наша родина и III антифранцузская коалиция) состояние войны меж Россией и Францией формально сохранялось, но, беря во внимание отсутствие общей границы, реальные боевые деяния не велись. Петербургу нужно было решить несколько принципиальных задач. Во-1-х, использовать передышку для поиска новых партнёров для продолжения войны – узнать позиции Австрии и Османской империи, обусловиться с Пруссией. Во-2-х, укрепить альянс с единственным оставшимся союзником – Британией. В-3-х, внимание Рф сейчас было приковано не к Балтике и Северной Германии (в связи с захватом французами Ганновера), а к Балканам, Средиземноморью и Ближнему Востоку. Французы продолжали увеличивать своё присутствие в Средиземноморье, и этот процесс принял угрожающий нрав. Адам Чарторыйский в собственной записке на имя правителя сказал, что Рф нужно срочно усилить свои войска на Ионических островах (в 1798-1799 годах российская Средиземноморская эскадра и турецкие ВМС под общим командованием Фёдора Ушакова освободили от французов Ионические острова, Павел I образовал из их республику 7 Островов под покровительством Петербурга и Стамбула) и укрепить Средиземноморскую эскадру. Не считая того, он считал, что Наша родина должна усилить своё военное присутствие на Балканском полуострове и сосредоточить войска у границ Молдавского княжества.
Ухудшение ситуации на юге
Ситуация в регионе была вправду напряжённой – по условиям заключённого 26 декабря 1805 года в Пресбурге (Братислава) австро-французского мира, Вена дала Наполеону как итальянскому королю Венецианскую область, Истрию (не считая Триеста) и Далмацию и признавала все французские захваты в Италии. Таким макаром, Париж резко укрепил свои позиции в Средиземноморье, получив огромную часть восточного побережья Адриатического моря, и выходил на предел Балканы – Восточное Средиземноморье. Французы получили возможность захватить Ионические острова, вполне вытеснив Россию из Средиземного моря. Ухудшило положение Росии переориентация Стамбула на Париж. После битвы при Аустерлице турецкий султан Селим III (годы правления 1789 — 1807) признал императорский титул Наполеона Бонапарта и приветствовал «самого давнешнего, самого верного и нужного союзника» Османской империи. В августе 1806 года в Стамбул прибыл французский посланник генерал Себастиани, который при поддержке турецкого султана пробовал модернизировать империю на европейски лад, он начал проводить реформы. Посреди этих реформ были преобразования, направленные на создание постоянной армии по западным эталонам (реформы Низам-и Джедид либо Низам-ы Джедид). Себастиани имел указание попортить дела меж Россией и Турцией, чтоб турки закрыли для российского флота проливы и вернули своё воздействие в Дунайских княжествах (Молдавии и Валахии). Не считая того, французы установили контакты с Персией и намекнули туркам, что если те будут длительно раздумывать, тогда Франция будет ориентироваться на Тегеран.
Под воздействием французов турецкий султан сдвинул прорусских господарей Молдавии (Александра Музури) и Валахии (Константина Ипсиланти). По русско-турецким соглашениям предназначение и смещение правителей этих княжеств должно было происходить с согласия Петербурга. 11 ноября 1806 года российская 40 тыс. армия под командованием Ивана Михельсона стала перебегать Днестр и без боя заняла ряд крепостей — эти деяния не противоречили условиям Кючук-Кайнарджинского мира 1774 года. 18 декабря Стамбул объявил войну Рф, началась новенькая долгая русско-турецкая война 1806-1812 гг. Англичане пробовали приостановить этот конфликт, их эскадра даже прорвалась через Дарданеллы и встала у султанского дворца. Лондон предъявил Порте ультиматум – прогнать французскую цель, объявить войну Франции, передать Дунайские княжества Рф, дать англичанам укрепления Дарданелл и корабли турецких ВМС. Турки, по совету французов, стали затягивать переговоры, а в это время при помощи французских инженеров крепили Дарданеллы, чтоб перекрыть английские корабли. Адмирал Джон Дакворт сообразил всю опасность ситуации и отступил – английс