
В протяжении многих десятилетий дела нашей страны с США носили цикличный нрав. Разрядку напряженности сменял застой, который оборачивался новым витком конфронтации, потом снова разрядка, снова застой и новое обострение напряженности.
Может быть ли порвать этот грешный круг, достигнуть сотворения устойчивой и размеренной неконфронтационной модели взаимодействия Рф и США?
Задачку осложняют избирательные кампании в обеих странах, которые, как это ни грустно, сопровождаются всплеском антироссийской пропаганды в США и антиамериканской в Рф.
КРИЗИС СВЕРХДЕРЖАВЫ
Сейчас США находятся в состоянии системного кризиса, который обхватывает самые различные сферы жизни. Последствия «Великой рецессии» 2008–2009 годов не преодолены. Сохраняется и колоссальный недостаток муниципального бюджета. Уровень доверия к главным институтам свалился «до плинтуса». Политическая элита глубоко расколота. Республиканцы категорически отрешаются увеличивать налоги, а демократы – сокращать социальные расходы. Тем временем муниципальный долг продолжает расти, что привело к снижению кредитного рейтинга США.
2011 год оказался беспримерным по остроте политического противоборства меж Республиканской и Демократической партиями, поставившими южноамериканское правительство на грань банкротства. В сегодняшнем году, когда состоятся президентские выборы, эта конфронтация стала еще больше жестокой.
Если не произойдет чуда, то сначала 2013 года автоматом произойдет секвестр федеральных расходов, при этом половина сокращений придется на расходы «на национальную безопасность».
Претензии на роль «единственной сверхдержавы» оказались подорванными. Войны в Ираке и Афганистане привели к растущему перенапряжению сил США. Администрация Барака Обамы была обязана принять решение о выводе войск, хотя США оказались неспособными одержать победу. Сейчас Вашингтон пробует как-то минимизировать последствия провала военных авантюр.
Тем временем мир преобразуется из однополярного в полицентричный. В Cтратегии государственной безопасности Обамы, размещенной в 2010 году, признается, что в мире вырастает число новых «центров влияния», с которыми США нужно вести взаимодействие. Перечень этих центров повторяется в тексте пару раз и включает Китай, Индию и Россию. Не считая того, упоминаются региональные «центры влияния». Посреди их – Бразилия, Индонезия, Южная Африка, Саудовская Аравия, Нигерия.
Это не значит, что США закончили быть державой номер один на мировой арене. Но отрыв Америки от других величавых держав сократился, США становятся «первыми посреди равных».
ГЛАВНЫЙ Конкурент АМЕРИКИ
Американо-китайские дела выдвигаются на 1-ый план в мировой системе интернациональных отношений. Китай сейчас воспринимается как главный конкурент Америки в XXI веке. В 2011 году опрос, проведенный в 22 странах, показал, что в 16 из их большая часть опрошенных считает, что Китай уже обогнал либо скоро обгонит США в качестве новейшей глобальной сверхдержавы. Такового представления, а именно, придерживались 72% французов, 67% испанцев, 65% британцев и 61% германцев. В Китае этого представления придерживаются 63% опрошенных, в Рф – только 45%.
КНР вышла на 1-ое место в мире по объемам промышленного производства, финансовложениям, потреблению энергии, экспорту продуктов, денежным припасам. Китай находится на втором месте по величине ВВП, расходам на НИОКР и оборону. При сохранении сегодняшних тенденций специалисты предсказывают, что во 2-ой половине сегодняшнего десятилетия Китай опередит США и по таким главным показателям, как размеры ВВП (поначалу – по паритету покупательной возможности, а потом – и по обменному курсу) и капитализация рынка. В конце концов, как предвещает британский журнальчик «Экономист», в 2025 году Пекин догонит Вашингтон по величине военных расходов.
Большая финансовая база позволяет КНР производить масштабную модернизацию собственных вооруженных сил. Сегодняшний Китай в состоянии не только лишь производить защиту собственной местности, да и развивать океанский флот, что дает способности
, согласно американской терминологии, «проецировать силу». Периметр обороны КНР на Тихом океане уже не ограничивается так именуемой первой линией островов (Япония – Тайвань – Филиппины), а выходит на вторую линию – до острова Гуам. Флот интенсивно употребляется Пекином для защиты собственных экономических интересов, к примеру, в Южно-Китайском море, также в Индийском океане, через который проходят актуально принципиальные поставки нефти и другого сырья.
Борьба с пиратами дозволила китайскому флоту выполнить конвоирование 4200 судов в Аравийском море. Проводятся и крупномасштабные операции по эвакуации людей КНР (а именно, строителей) из жарких точек. В 2006–2010 годах Пекин эвакуировал 6 тыс. китайских людей из Ливана, Чада, Гаити, островов Тонга, Соломоновых островов и нескольких других государств. В 2011 году Китай эвакуировал 48 тыс. собственных людей из Египта, Ливии и Стране восходящего солнца.
Вкупе с тем в последние годы сложилась финансовая взаимозависимость США и КНР, что наглядно проявилось в критериях сегодняшнего мирового кризиса (объем двухсторонней торговли достигнул 440 миллиардов. долл.). Китай перевоплотился не только лишь в головного поставщика продуктов, да и основного кредитора Америки.
Это привело к возникновению теории «Химерика» (слово Chimerica – China-America). Другими словами когда взаимозависимость меж США и КНР достигнула таковой степени, что образовался некоторый симбиоз, где «Восточная Химерика» выступает в роли поставщика продуктов и займов, а «Западная Химерика» потребляет эти продукты и займы. Но навряд ли китайская экономика может выдержать такую нагрузку – тащить на для себя Америку и самой развиваться.
Подход администрации Барака Обамы к Китаю характеризуется призывом к Пекину взять на себя часть ответственности за поддержание стабильности мировой денежной и экономической системы, сотрудничая с США. В Стратегии государственной безопасности Обамы говорится, что «прагматичные и действенные дела меж США и Китаем нужны для ответа на главные вызовы XXI века».
С другой стороны, отмечается наличие заморочек, к примеру, в сфере прав человека либо в связи с модернизацией китайских вооруженных сил. Меж тем сохраняются суровые противоречия меж КНР и США (права человека, Тайвань, Тибет, Синьцзян). В США наблюдается также рост протекционистских настроений, что, а именно, выражается в требованиях ревальвации юаня. Финансовая взаимозависимость подталкивает Вашингтон и Пекин к компромиссу. Но Соединенные Штаты не готовы к отказу от претензий на мировое лидерство и признание Китая равноправным партнером.
Визит в Вашингтон вице-премьера КНР Си Цзиньпиня, который должен стать фаворитом Китая, показал, что в повестке денька доминируют не только лишь экономические вопросы, да и неувязка прав человека. Все-же Китай воспринимают в США как «коммунистическую державу».
ВАШИНГТОН ОЗАБОЧЕН
Китай по мере наращивания собственной мощи все в основном способен ограничивать доступ США в восточную часть Тихого океана, космос и киберпространство, что вызывает растущую обеспокоенность Пентагона. КНР также является единственной официальной ядерной державой, проводящей масштабное наращивание собственных ракетно-ядерных сил.
Посреди американских профессионалов идет обсуждение необходимости перехода к сдерживанию Китая. Ограниченные фонд «Наследие» и Южноамериканский предпринимательский институт предлагают делать ставку на альянс с Японией и Индией. Либеральный фонд «Новая Америка» выступает за усиление сотрудничества с Россией.
В целом ряде доктринальных документов, принятых администрацией Обамы, Китаю уделяется особенное место. В Вашингтоне открыто выражают озабоченность «чрезмерным наращиванием военной мощи» Китая. Не случаем в Стратегии государственной безопасности указывается на опасность, которую делает для США рвение некоторых стран «помешать доступу» американских вооруженных сил к неким регионам. Эта терминология обычно употребляется для описания военных усилий КНР по предотвращению присутствия американских ВМС в прилегающих к китайскому побережью морях и Тайваньском проливе. Таким макаром, администрация Обамы провозглашает свое намерение обеспечить «доступ» в эти районы. Это не может не вести к обострению американо-китайского военного соперничества, которое также затрагивает и сферу регионального ПРО (обеспечение защиты от сотен китайских ракет, угрожающих Тайваню и флоту США в западной части Тихого океана).
Новый документ «С