Наша родина может утратить монополию на Северный морской путь

Россия может потерять монополию на Северный морской путь

«Как раз из-за глобального потепления может повыситься энтузиазм других государств к Северному морскому пути. Сейчас эта трасса несколько месяцев в году освобождена ото льдов», – ведает газете Взор 1-ый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

В наиблежайшие деньки Госдума планирует разглядеть во 2-м чтении законопроект «О внесении конфигураций в некие законодательные акты Русской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

Согласно этому документу, транспортные операторы, в том числе и зарубежные, обязаны иметь равный доступ на трассы Севморпути (СМП). Закон будет предугадывать введение арктического корабельного сбора, который должен идти на покрытие расходов на инфраструктуру.

Также рассматривается вопрос сотворения спец госучреждения – администрации Севморпути.

Не считая того, в 2009 году была разработана программка строительства Мурманского арктического узла, который призван повысить грузопоток через Севморпуть.

Северный морской путь – кратчайший морской путь меж Европейской частью Рф и Далеким Востоком, исторически сложившаяся государственная единая транспортная коммуникация Рф в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и отчасти Тихого океана (Берингово).

СМП обслуживает порты Арктики и больших рек Сибири (ввоз горючего, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых), также употребляется для перевозки интернациональных грузов.

О том, на какой стадии на данный момент находится реализация программки сотворения инфраструктуры Северного морского пути, газете Взор сказал 1-ый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

Взор: Одной из главных заморочек СМП является отсутствие нужной инфраструктуры для перевалки грузов. В свое время была принята программка развития мурманского транспортного узла. Какие главные мероприятия будут изготовлены?

Алексей Тюкавин: Будут построены новые терминалы по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива. На восточном берегу Кольского залива предусматривается реконструкция имеющегося угольного терминала, строительство контейнерного терминала, логистического центра.

Будет также реализован масштабный подпроект – построена новенькая жд ветка на недостаточно освоенном западном берегу Кольского залива.

Взор: На какой стадии на данный момент находится проект?

А.Т.: Подрядчик – «НПО «Мостовик» – кончает проектные работы жд инфраструктуры, также объектов акватории порта.Планируется, что уже к концу года будет получено положительное заключение гос экспертизы на проектные работы, а с 2013-го начнется строительство.

Взор: Употребляется ли на данный момент Северный морской путь в качестве транзитного пути другими государствами?

А.Т.: Пока нет, но я думаю, что этот вопрос скоро возникнет. Дело в том, что правовая база очень древняя – нет закона о Северном морском пути. Обычно Наша родина рассматривала СМП как свою свою транспортную артерию и для того, чтоб зарубежное судно могло пройти по этому пути, нужно соответственное разрешение. Транзит подразумевает свободный проход. Свободного прохода пока нет.

1-ый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин (фото: gov-murman.ru)

Взор: Отлично, если возникнет вопрос о предоставлении СМП другим государствам, то может ли, допустим, Норвегия составить конкурентнсть нашему ледокольному флоту? Либо же бесспорное право на СМП обеспечивает Рф сильный ледокольный флот?

А.Т.: Ни у кого в мире нет такового ледокольного флота, как у нас. И во 2-ой части вопроса есть толика правды. Но как раз из-за глобального потепления может повыситься энтузиазм других государств к Северному морскому пути.

Сейчас эта трасса на несколько месяцев освобождается ото льда. 20 лет на всем пути ежегодно дежурили атомные ледоколы, и обыденные суда там не могли пройти. На данный момент стало проще – в августе, сентябре льдов не много. Потому летом могут пройти огромные танкеры, балкеры. Появился энтузиазм – так как в
се понимают, что этот путь короче, чем через Суэцкий канал.

Но даже летом, когда льда фактически нет и можно пройти без ледокола, все же мы требуем, чтоб суда, курсирующие по СМП, сопровождались ледоколами. Судно должно быть под контролем, чтоб ледокол сумел стремительно оказать нужную помощь.

Взор: Какие грузы перевозятся в большинстве случаев?

А.Т.: Огромную часть грузов составляют полезные ископаемые, рыба и рыбопродукция – всего 3% от общего объема.

На данный момент через СМП могут транспортироваться только массовые грузы – полезные ископаемые, биоресурсы. Но о транспортировке грузов при помощи контейнеровозов речи пока нет. Дело в том, что огромные контейнеровозы могут проходить только летом. Перед ними не стоит неувязка сберечь время и резвее привезти груз. Им необходимо привезти груз впору и по графику, а потому что СМП не может дать гарантии провозки грузов круглый год, то массивные контейнерные полосы пока даже не рассматривают СМП.

Кстати, в первый раз в истории судоходства контейнеровоз сделал рейс по СМП без ледокольного сопровождения из Мурманска в Китай в 2010 году.

Взор: Что приносит наибольший доход от эксплуатации СМП?

А.Т.: Сейчас нет таковой организации, которая координировала бы всю работу СМП. Разрабатываемый закон о СМП как раз подразумевает создание таковой организации. Рассматривается вариант получения дохода от арктического путного сбора, который будет направляться на поддержание инфраструктуры.

На данный момент все доходы от СМП собирает ФГУП «Атомфлот» через тарифы за счет использования ледокольного обеспечения.

Взор: Скажите, почему тарифы на транспортировку рыбы в 10 раз выше, чем на транспортировку леса – провезти тонну рыбы стоит более 1500 рублей, а тонну леса – около 200 рублей?

А.Т.: Эта история древняя. Самые высочайшие тарифы платил «Норильский никель», так как ранее это было основное предприятие, которое интенсивно работало в Арктике и платило средства ледокольному флоту на его содержание. Приблизительно 80% ледокольного флота содержалось на средства «Норильского никеля». Соответственно, «Норникель» задавал примерную планку тарифов.

Понятно, что для многих компаний, которые никак не связаны с полезными ископаемыми, такие тарифы не по силам. В свое время лесники подняли большой шум из-за больших тарифов. В конечном итоге им были изготовлены особые тарифы на уровне 200 рублей за тонну груза. При всем этом все другие компании платили по высочайшим тарифам – рыбаки больше 1000 рублей, а у «Норильского никеля» тарифы переваливали за 2000 рублей.

Но даже таковой тариф лесники не смогли потянуть, все они равно стали возить по стальной дороге.

В свою очередь «Норильский никель», который растрачивал раз в год 80 миллионов баксов на оплату тарифов ледокольного флота, принял решение выстроить собственный свой ледокольный флот. На данный момент большая часть грузов перевозится своими силами компании.

Взор: Какие перспективы использования СМП в туристских целях?

А.Т.: Раз в год в порт Мурманск производят заходы суда зарубежных круизных компаний. В 2011 году в Мурманск выполнили заходы 11 круизных судов. На их борту в Мурманск прибыло около 5 тыщ круизных туристов. В 2012 году в порту Мурманск ожидается 15 круизных судозаходов.

К огорчению, в текущее время в морском порту, невзирая на повышение туристского потока, у нас отсутствует современная инфраструктура. Все порты созданы для перевалки грузов.

В целях интенсификации пассажирского потока правительство Мурманской области инициирует проект, который получил заглавие «Арктическая гавань». Он предугадывает реконструкцию портовых объектов федеральной принадлежности, также строительство инфраструктуры личными инвесторами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,189 сек. | 12.96 МБ