
Правовым основанием для прихода в Арктику других стран будет то, что вся акватория центральной части Северного Ледовитого океана за пределами 200-мильных зон арктических государств — это открытое море, со всеми вытекающими отсюда свободами открытого моря (судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, проведения исследований). Соответственно, полностью все страны имеют возможность производить тут разные виды морехозяйственной деятельности, это их легитимное право, базы которого формировались в течение веков и были доказаны как в Конвенции об открытом море 1958 года, так и в Конвенции по морскому праву 1982 года. С этой точки зрения, можно гласить, что любые акватории открытого моря, в т.ч. и в Арктике, интернационализированы — т.е. их эксплуатация и освоение подчинены интересам всех участников интернационального общества.
Но, по мере экологизации современного интернационального морского права, свободы открытого моря закончили рассматриваться в качестве абсолютных: их реализация на практике была привязана к необходимости защиты морской среды и ее биоразнообразия. Так, к примеру, исходя из убеждений конвенционных норм, ведение вылова в открытом море не должно нехорошим образом отражаться на припасах и состоянии морских живых ресурсов в зонах юрисдикции государственных стран. В более глобальном масштабе районы открытого моря часто рассматриваются как последняя область Мирового океана, в отношении которой требуется введение жесткого интернационального регулирования. Эта тенденция, набирающая популярность в научно-экспертных кругах, и несущая внутри себя определенные правовые вызовы и опасности, все же, имеет и свои положительные нюансы.
Особенная экологическая уязвимость арктического региона, также преимущественная заинтригованность государств арктической пятерки в защите и сохранении морской среды Северного Ледовитого океана и его биоразнообразия, позволяют вводить определенные меры по контролю и регулированию тех либо других видов морехозяйственной деятельности. Так, США в последние годы интенсивно лоббируют введение моратория на вылов аква био ресурсов в открытой части Северного Ледовитого океана, за которым должно последовать создание региональной организации по регулированию морского промышленного рыболовства с целью не допустить тут развития несообщаемого, нерегулируемого и нелегального промысла со стороны других, сначала, неарктических стран. В рамках Интернациональной морской организации в течение последних лет разрабатывается Полярный кодекс, регулирующий и ограничивающий для судов, не отвечающим определенным нормативам, плавание в полярных водах Арктики и Антарктики. Совсем разумеется, что эти меры в основном ориентированы на приоритетный учет государственных интересов всех государств арктической пятерки. Невзирая на то, что при помощи сотворения таких интернациональных устройств и институтов предусматривается вербование и других участников интернационального общества, таковой вариант интернационализации имеет куда более сильный региональный колер.
Регионализация арктической проблематики была доказана в принятой пятью арктическими странами Илулиссатской Декларации (2008 год). В ней, а именно, была обозначена ненужность разработки нов