
Германский журналист Матиас Шепп проехался вдоль российско-китайской границы от Забайкалья до Амурской области. Больше всего его потрясла история поселка Мирная в Читинской области, находящегося неподалеку от границы с Китаем. Тут в действительность воплотились литературные пост-апокалиптические сценарии.
Блог Толкователя предлагает читателям воспоминания Шеппа, которые он опубликовал в журнальчике Spiegel.
Чтоб достигнуть Мирной нужно иметь много времени и терпения. Четыре денька поезд идет до озера Байкал, потом еще 1000 км до областного городка Чита в хинтерланде, а потом еще 300 км от него на юго-восток – в сторону Китая.
Мирная не оправдывает собственного наименования. Ничто в этом поселке не дышит миром и спокойствием. Посреди руинированных построек бродят своры диких собак, длинноватые зимы фактически убили дороги, а в очах немногих оставшихся местных обитателей сквозит равнодушие. Меж тем, в русское время Мирная была ухоженным гарнизонным городком с кинозалом, детскими садами и парками. Ранее тут базировалась мотострелковая часть, которая была нацелена против Китая.
После 1991 года армия ушла из этих мест, а совместно с ней ушло и большая часть обитателей. Те же, кто остался по тем либо другим причинам, обязаны были жить уже в новых критериях. Поначалу из панельных домов, где жили офицеры, они вырвали рамы вкупе с окнами и продали их или на авто трассе, или в самой Чите. Потом были выпилены трубы, детали систем отопления и сданы на металлолом, который вывозился в Китай. Потом дошла очередь и до кирпичных домов, которые стали разбирать на кирпичи. Панельные дома стоят в поселке как скелеты, обглоданные неведомыми хищниками – признак катящейся к закату страны.

— Мой брат Вадим умер в одном из старенькых домов, – гласит местная жительница Ира. – Совместно с ним погибли еще 6 человек.
По ее словам, их завалило стенкой кирпичного строения, которое они вручную разбирали. Сама Ира живет в примыкающем поселке Безречная и работает в кафе «Мария», которое находится на автотрассе, ведущей в Китай. В кафе по вечерам собираются местные обитатели, которые за водкой, пивом и чаем дискуссируют местные анонсы.
Если в Мирной апокалипсис уже издавна наступил, то в Безречной он стоит на пороге. Местная жительница Галина даже написала письмо Дмитрию Медведеву, в каком она попросила президента РФ позаботиться о регионе.
— У нас нет докторов, аптек, работы. Тут вообщем ничего нет, – гласит она.
В Безречной живет 713 человек. В прошедшем году погибли 27 человек, и никто не родился.
— Если так дело пойдет и далее, то нам предстоит стать гастарбайтерами в Китае либо же напротив – работать на китайцев в своей стране, – предсказывает Галина. Вообщем же тема Китая в дискуссиях местных обитателей занимает 1-ое место. И хотя официальный Кремль не достаточно волнуется по этому поводу, но 3645 км границы – одной из больших сухопутных границ в мире – меж Россией и Китаем должны внушать некие опаски.

По воззрению Шеппа, невзирая на неблагоприятные климатические условия в Сибири, она опустела, а Китаю остро необходимы природные ресурсы и земли, потому, как он считает, Пекин в дальнейшем умиротворенно проглотит все нужные ему местности. Он вспоминает изречение философа Константина Леонтьева от 1891 года, в каком он приводит два вероятных фактора смерти Рф – или от злости Китая, или из-за слияния с паневропейской федерацией.
Но пока сотрудничество меж Китаем и Россией строится на обычный модели – Кремль выступает поставщиком сырья, а Поднебесная – потребительских продуктов, так именуемого «ширпотреба». Шепп замечае
т также, что Наша родина стала тем кузнецом, который выковал для Пекина клинок – ведь РФ длительное время поставляла в эту страну самые новые свои военные разработки. На данный момент Китай научился их создавать сам и уже не нуждается в «помощи» северного соседа.
С каждым годом из Китая в РФ также вырастает ввоз сложной продукции – труб, металлопроката, станков, бурильных установок, автомобилей, грузовиков, электроники. Китайцы без излишней огласки получают в пограничных регионах Рф предприятия, например, по данным Шеппа, они приобрели в Чите прошлый танкоремонтный завод и инвестируют 10-ки и сотки миллионов баксов в скупку земель.

Удивление германского журналиста тем, что Китай начинает экономически подминать под себя приграничные русские регионы может быть вызвано только слабенькой информированностью. Ведь еще в 2009 году Кремль и Пекин заключили стратегическое соглашение о том, что Поднебесная будет создавать в Сибири свои горнорудные, обрабатывающие предприятия, возьмет на себя полностью разработку нескольких сотен месторождений нужных ископаемых, будет строить на местности Сибири свои поселения. При всем этом рабочую силу будут завозить только из Китая, а китайцы получат права экстерриториальности и свою полицию.