Ученые открыли третий радиационный пояс Земли

tretij radiacionnyj pojas Zemli

1 марта 2013. Американские ученые из НАСА открыли новый радиационный околоземной пояс-призрак. Он просуществовал всего месяц и бесследно исчез. Исследователям еще предстоит раскрыть эту загадку, которая появилась там, где, казалось бы, уже все изучено.

Новый околоземной пояс радиации стал третьим по счету. До этого считалось, что Землю окружают только два. Собственно говоря, с исчезновением нового явления все снова вернулось на круги своя.

Околоземные радиационные пояса также принято называть и поясами ван Аллена — в честь американского ученого Джеймсома ван Аллена, который открыл их в 1958 году. В радиационном поясе накапливаются протоны и электроны, попавшие в магнитосферу Земли. А магнитосфера, в свою очередь, представляет собой пространство вокруг небесного тела с потоком заряженных частиц солнечного ветра, отклонившихся от своей первоначальной траектории из-за отталкивающего магнитного поля планеты. Получается, что они оказываются зажатыми с двух сторон – солнечным ветром, дующим в направлении небесного тела и отталкивающим их обратно его магнитным полем. За счет этого частицы собираются в опоясывающее поле – радиационный пояс. Такие пояса есть далеко не у всех планет нашей Солнечной системы. Кроме Земли, им обладают планеты-гиганты, такие, как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Земля имеет два радиационных пояса – внутренний (на высоте от 1600 до 13 тыс. км), состоящий из протонов и внешний (на высоте от 19 тыс. до 40 тыс. км), состоящий из электронов. А третий оказался встроен во внешний пояс на высоте от 19 100 до 22 300 километров от Земли. Он сформировался 2 сентября 2012 года и просуществовал около месяца.

Этот пояс ученые открыли с помощью космических зондов-близнецов Van Allen, созданных в прошлом году специально для исследования радиационных поясов Земли. Это открытие показало ученым, что даже близкие к Земле участки космоса хранят для нас еще множество неразгаданных тайн.

«Честно говоря, я грешным делом решил, что это шалят наши аппараты, настолько это казалось невероятным. Было такое ощущение, что какая-то деталь вышла из строя и данные стали искажаться, но потом до меня дошло — все приборы в норме, и мне пришлось поверить своим глазам. Мы сделали большое научное открытие!» — делится впечатлениями автор исследования Дэниел Бэкер.

До сих пор непонятно, как этот пояс появился. Ученые из НАСА полагают, что его «надуло» солнечным ветром. По непонятной космической иронии, он же его и уничтожил. К 1 октября новый пояс полностью исчез – он был буквально выбит ударной волной солнечного ветра.

Источник: RT

Обнаружен новый радиационный пояс

5 марта 2013. Радиационные пояса Земли были одними из первых в числе открытий космической эры. Новое открытие, опубликованное в сегодняшнем номере журнала Science, показывает, что нам еще предстоит узнать много нового о них.

Запущенные NASA в космос в августе прошлого года зонды (Van Allen Probes, названы так же, как и наблюдаемые ними пояса), выявили ранее неизвестный третий радиационный пояс вокруг Земли. «Прошло 55 лет с момента их открытия, но даже спустя полвека, эти пояса все еще способны удивлять нас», — высказался Nicky Fox, заместитель научного руководителя проекта в университете Джонса Хопкинса  лаборатории прикладной физики в штате Мериленд.

Предыдущие наблюдения пояса Ван Аллена, начиная с конца 1950-х, зафиксировали два отдельных региона, охваченных радиацией, окружающей нашу планету. Эти регионы известны научному миру как внутренний и внешний радиационные пояса.

Датчики на борту зондов выявили существование переходного процесса, образующего третий пояс. Ученые наблюдали его в течение четырех недель до того, как мощная ударная волна от Солнца, уничтожила его.

Каждый из двух зондов несет одинаковый набор из 5 инструментов, которые позволяют собирать данные исследований в беспрецедентных деталях. Ключевые данные для открытия пришли из прибора Relativistic Electron Proton Telescope (REPT), части зонда, называемой Energetic Particle и Thermal Plasma Suite (ECT).

Ведущий исследователь Daniel Baker говорит, что мы впервые имеем возможность посмотреть на время, пространство и энергию в таком высоком разрешении.

Предыдущие наблюдения показывали радиационные пояса единым размытым элементом. И только после запуска REPT, ученые смогли четко увидеть новый пояс и расстояние между ним и внешним поясом.

Источник: Rage Of Nature