Ключевое средство устрашения

Ключевое средство устрашения

Стратегические ракетные силы флота США в критериях деяния контракта о СНВ

Стратегические ракетные силы морского базирования (силы ПЛАРБ) ВМС США являются компонентой стратегических наступательных сил США и созданы для стратегического (ядерного) сдерживания возможных врагов и нанесения ракетно-ядерных ударов по его критически принципиальным и стратегическим объектам.

Их боевой состав включает 14 ПЛАРБ типа Ohio, 288 пусковых установок (ПУ) БРПЛ Trident II, 2304 ядерных боезаряда в типовой комплектации (8 боеголовок типа Мк5 (100-150 кт) либо 8 боеголовок типа Мк4 по 500 кт).

Организационно, боеготовые ПЛАРБ сведены в две группы и четыре эскадры. Так, 9-я группа включает 17-ю и 19-ю эскадры ПЛАРБ, которые дислоцируются на ВМБ Китсап (шт. Вашингтон). В боевом составе группы – семь лодок по 24 ПУ БРПЛ Trident II любая, район боевого патрулирования – северо-восточная часть Тихого океана. В составе 10-й группы – 16-я и 20-я эскадры ПЛАРБ на ВМБ Кингс-Бей (шт. Джорджия). В боевом составе группы – 5 лодок, район боевого патрулирования – Западная часть Атлантического океана. На боевом патрулировании в мирное время повсевременно находится около 70% ПЛАРБ, две лодки – на полном ремонте. Раз в год ПЛАРБ совершают около 16 выходов на боевое патрулирование в Атлантический океан и 20 выходов – в Тихий океан.

По оценкам военно-политического управления США данный боевой состав и оперативные способности сил ПЛАРБ обеспечивают полное выполнение оперативного плана ОPLAN №8010 «Стратегическое сдерживание и глобальный удар» с требуемой эффективностью поражения объектов возможного противника в критериях сокращения носителей и ядерных боезарядов согласно Контракта о СНВ.

Отмечается, что высочайшие тактико-технические свойства ПЛАРБ и ракетного комплекса Trident II обеспечивают поражение высокозащищенных и малоразмерных объектов возможного противника в разных вариантах боевого внедрения сил ПЛАРБ. Оперативная готовность подводных лодок к пуску ракет в критериях ежедневной деятельности составляет 18-22 минутки, в процессе боевого патрулирования – до 15 минут. При появлении кризисных ситуаций силы ПЛАРБ могут быть приведены в одноминутную готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов.

ОПЕРАТИВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ ПЛАРБ

Военно-политическое управление США уделяет повышенное внимание организации оперативного и административного управления силами ПЛАРБ.

Оперативное управление включает: планирование и управление применением сил ПЛАРБ; компанию боевого дежурства; поддержание взаимодействия с видами ВС и объединенными командованиями (ОК); подготовку и проведение стратегических учений. Оперативное управление дежурными ПЛАРБ производит Комитет начальников штабов (КНШ) через командующего объединенным стратегическим командованием (ОСК) ВС США. Конкретное управление каждой из подводных лодок на боевом патрулировании возлагается на центр глобальных операций ОСК. Дежурный состав ПЛАРБ сведен в оперативные формирования (ОФ) дежурных сил ОСК: ОФ-134 (группировка ПЛАРБ в Тихоокеанской зоне) и ОФ-144 (ПЛАРБ в Атлантической зоне). В критериях мирного времени в оперативном руководстве ОСК находятся силы и средства, несущие боевое дежурство (МБР, ПЛАРБ и стратегические оборонительные силы). В период конкретной опасности злости и приведении СНС США в высшие степени боевой готовности в оперативное подчинение ОСК передаются составляющие стратегических наступательных и оборонительных сил полного состава, также силы и средства обеспечения.

Необходимо подчеркнуть, что командующему ОСК предоставлены значимые распорядительные, координирующие и контрольные функции при решении оперативно-стратегических задач, в том числе возлагаемых на силы ПЛАРБ. Он отвечает за планирование, интеграцию и координацию разведывательной деятельности в интересах обеспечения стратегических и глобальных операций; подготовку предложений для принятия решений на перевод СНС с мирного на военное время; оповещение органов муниципального и военного управления об опасности ракетно-ядерного удара противника; доведение приказов и распоряжений на боевое применение СНС и др. Командующий ОСК имеет право докладывать президенту США о состоянии, проблемных вопросах оперативного планирования и управления боевым применением СНС; предложения по их развитию и строительству; о выполнении требований безопасности содержания ядерного орудия, находящегося в составе дежурных сил; о совершенствовании взаимодействия компонент СНС с ОК в интересах обеспечения их функционирования.

Административное управление силами ПЛАРБ осуществляется по управленческой вертикали министра обороны США через центральные управления министерства обороны и министерство ВМС. Оно включает компанию оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов управления и сил; разработку и реализацию планов развития и строительства сил ПЛАРБ; формирование заказов, поставок вооружения и военной техники и компанию их эксплуатации; обеспечение ядерной безопасности; планирование и проведение НИОКР по многообещающим ПЛАРБ, БРПЛ и видам боевого оснащения, в том числе неядерного; формирование и выполнение военного бюджета, в части касающейся сил ПЛАРБ; комплектование личным составом; компанию выполнения Контракта о СНВ и подготовку новых соглашений в области сокращения СНВ; всестороннее материально-техническое обеспечение сил ПЛАРБ; контроль готовности сил и средств, выделяемых в состав ОСК в мирное и военное время.

Предстоящее развитие системы оперативного и административного управления силами ПЛАРБ обосновано повышением состава и увеличением трудности задач по поддержанию их боевой готовности в критериях реализации Контракта о СНВ и сохранении требуемого уровня ядерного потенциала МСЯС; уточнением их роли и места в новейшей стратегической триаде; совершенствованием форм и методов боевого внедрения сил ПЛАРБ; проведением НИОКР по созданию новейшей ПЛАРБ и БРПЛ; принятием на вооружение неядерной головной части и разработкой мероприятий по неядерному сдерживанию возможных врагов; предстоящей оптимизацией организационно-штатных структур ОСК, министерства ВМС, органов управления Тихоокеанского и Атлантического флотов.

ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СИЛ ПЛАРБ

Военное управление США уделяет неизменное внимание совершенствованию оперативной и боевой подготовки сил ПЛАРБ.

Так, по планам КНШ силы ПЛАРБ раз в год привлекаются к командно-штабным учениям (КШУ) по проверке боевой готовности системы боевого управления и связи Polo Hat и командно-штабным тренировкам (КШТ) высших органов управления ВС США. По плану ОСК участвуют в учениях стратегических сил Global thunder, КШУ стратегических сил Global lightning, в командно-штабных военных играх и всеохватывающих проверках боевой готовности дежурных сил.

В процессе стратегических учений силы ПЛАРБ отрабатывают задачки оповещения и сбора личного состава; занятия пт управления оперативным составом; усиления дежурных сил; прекращения плановой оперативной и боевой подготовки; приостановления убытия экипажей на отдых; ускоренного восстановления боевой готовности лодок, находящихся на техническом обслуживании и выхода на боевое патрулирование; задержки ПЛАРБ, находившихся в районах боевого патрулирования; загрузки БРПЛ на лодки; перевода органов управления, объектов системы материально-технического обеспечения на круглосуточную работу; усиления охраны и обороны и выполнения других мероприятий оперативного (боевого) обеспечения. На исходном шаге эскалации военных действий силы ПЛАРБ производят подготовку и нанесение ограниченных (деэскалационных) ракетно-ядерных ударов по объектам условного противника. Временами проводится перераспределение части патрулирующих ПЛАРБ в северо-восточную Атлантику и центральную часть Тихого океана. Отрабатываются задачки маневра лодок с целью скрытного занятия таких районов боевого патрулирования, которые обеспечивают сокращение подлетного времени ракет для поражения объектов возможного противника. В процессе стратегических учений проводятся учебно-боевые запуски МБР и контрольно-боевые запуски БРПЛ с доведением пусковых приказов (сигналов) и распоряжений по всем каналам связи.

Анализы стратегических учений позволяют прийти к выводу о больших показателях скрытности, живучести, автономности и боевой стойкости функционирования сил ПЛАРБ. В связи с этим, они планируются, в главном, для нанесения ответных ракетно-ядерных ударов. Результаты контрольно-боевых пусков ракет подтверждают высочайший уровень проф подготовки личного состава экипажей, стабильность заявленных тактико-технических черт ПЛАРБ и ракетного комплекса Trident II. В забугорных информационных материалах отмечается, что полное количество боевых патрулирований ПЛАРБ составляет около 995, проведено более 134 удачных контрольно-боевых пусков ракет Trident II.

По итогам проведенных мероприятий оперативной и боевой подготовки, органы управления ВМС США представляют предложения по уточнению роли и места стратегических ракетных сил морского базирования в обеспечении военной безопасности страны и ее союзников. Заносят коррективы в уставные документы, планы боевого внедрения, планы развития и строительства сил ПЛАРБ, программки подготовки личного состава, уточняют временные нормативы перевода сил ПЛАРБ с мирного на военное время.

Главные НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СИЛ ПЛАРБ В Критериях ВЫПОЛНЕНИЯ Контракта О СНВ

Главные направления развития и строительства сил ПЛАРБ определены в ядерной стратегии США в рамках реализации мероприятий Контракта о СНВ и сотворения новейшей стратегической триады.

Основными ценностями военного управления США в строительстве новейшей стратегической триады являются:

— расширение неядерных ударных способностей с одновременным сохранением сил и средств ядерного сдерживания, которые останутся основой военной мощи США;

— создание встроенной системы противоракетной обороны от баллистических и крылатых ракет;

— улучшение систем боевого управления, разведки и адаптивного планирования;

— принятие на вооружение некинетических средств поражения, эффективность которых по ряду характеристик сравнима с классическими вооружениями.

При всем этом, наступательный ударный компонент включает: стратегическое и нестратегическое ядерное орудие; обыденные средства поражения, высокоточное и некинетическое орудие, в том числе на новых физических принципах; средства радиоэлектронной борьбы и воздействия на информационные сети. В министерстве обороны США подчеркивают, что неядерные ударные силы значительно понижают зависимость от боевого состава ядерных сил и обеспечивают военно-политическому управлению США наивысшую упругость в принятии решений при реагировании на возникающие кризисные ситуации. Отмечается, что часть задач по поражению критически принципиальных и стратегических объектов возможного противника, в критериях выполнения договорных обязанностей по сокращению СНВ, будет возложена на МБР и БРПЛ в неядерном оснащении и высокоточное орудие большой дальности.

Согласно положениям ядерной стратегии США, предусматривается сохранить все составляющие классической ядерной триады: ПЛАРБ Ohio с БРПЛ Trident II, МБР Minuteman III и стратегические бомбовозы В-52Н и В-2А. Стратегические бомбовозы В-1В будут совсем переоборудованы для решения неядерных задач. Вопрос о вероятном сокращении количества ПЛАРБ с 14 до 12 может быть рассмотрен не ранее 2015 г., зависимо от складывающейся военно-политической обстановки в мире и технического состояния лодок. В документе подчеркнуто, что «в случае сокращения количества носителей, полное количество боезарядов, развернутых на БРПЛ Trident II, не будет снижено». Вывод из боевого состава флота первой ПЛАРБ Ohio, по истечению срока эксплуатации, планируется в 2027 г., при всем этом средний срок службы ПЛАРБ составит около 44 лет. Пусковые установки на каждой лодке предусматривается уменьшить с 24 до 20, а количество БРПЛ на боевом дежурстве составит менее 240 единиц. До 2013 г. ВМС хотят закупить еще 115 ракет.


Место МСЯС в имеющейся и новейшей триаде СНС

Принципиально выделить, что главным методом сокращения американских СНВ является разгрузка платформ головных частей МБР и БРПЛ со снятием части боеголовок и их складированием. Так, по результатам русских инспекций, на отдельных БРПЛ количество боеголовок сокращено до одной с сохранением «старой» платформы разведения головной части. Тем, обеспечивается техно возможность оперативного дооснащения платформ головных частей нужным количеством боевых блоков и наращивания потенциала СНС. Не считая того, сокращение СНВ южноамериканская сторона производит за счет ликвидации ракет, пусковых установок и стратегических бомбардировщиков ранешних сроков производства.

С целью поддержания боевых способностей ПЛАРБ на требуемом уровне производятся программки по увеличению скрытности и живучести функционирования подводных лодок и совершенствованию систем боевого управления и связи. Так, по проекту «Живучесть ПЛАРБ» (SSBN Survivability) разрабатываются: система автоматического измерения и прогнозирования уровней собственных шумов лодок; средства предупреждения о применении противником лазерных систем обнаружения ПЛАРБ; меры по понижению неакустических сигнатур лодок; средства акустического противодействия ПЛАРБ; гидроакустическая система разведки; меры по повышению дальности обнаружения, систематизации и определения дистанции до цели акустическими средствами ПЛАРБ; системы связи, дозволяющие повысить надежность, скрытность, помехозащищенность связи, сопоставимость имеющихся и многообещающих систем и др.

В интересах модернизации ракетного комплекса Trident II реализуется комплекс программ ценой $46-52 млн. раз в год. Основной является программка (ПЭ 0101221N «Обеспечение совершенствования ракетных комплексов ПЛАРБ», проект J2228), которая включает подпрограммы: исследовательских работ в области головных частей (RSAP–Reentry Systems Applications Program); исследовательских работ в области систем управления (GAP – Strategic Guidance Applications Program); исследовательских работ в области ракетных движков (SPAP – Strategic Propulsion Applications Program); исследовательских работ в области увеличения радиационной стойкости ракеты в целом, системы управления, боеголовок, других подсистем и электрического оборудования. Данная подпрограмма предугадывает разработку термоустойчивого покрытия боеголовок и поболее совершенной телеметрической аппаратуры, используемой в процессе испытательных пусков ракет.

Длятся работы по модернизации боеголовки Мк4 в боеголовку Мк4А с окончанием их поставок до 2020 г. Что касается боеголовки Мк5, то оценки способности ее модернизации предусматривается начать с 2020 г. Не считая того заканчивается модернизация системы боевого управления ядерным орудием – Мк98 MOD 4, что повысит защищенность ракетного комплекса от воздействия несанкционированных команд и дозволит прирастить количество полетных заданий. Принципиально отметить, что ВМС ведут концептуальные исследования по разработке проекта многообещающей ПЛАРБ типа SSBN(X), которая должна с 2027 г. поступать на вооружение заместо ПЛАРБ Ohio, выводимых из боевого состава в связи с истечением срока эксплуатации.

В журнальчике «Национальная оборона» не один раз сообщалось, что в США развернуты работы по созданию неядерного оснащения для БРПЛ и МБР, статус которых в Договоре о СНВ верно не определен. Так, в ВМС США проходят работы по проекту CTM (Conventional Trident Modification), согласно которому любая из ПЛАРБ будет содержать две БРПЛ Trident II в неядерном оснащении. Проведена серия контрольно-боевых пусков ракет с неядерными головными частями, которые квалифицируются как удовлетворительные. Но финансирование последующих работ приостановлено Конгрессом США, так как Пентагон не представил убедительных доказательств, что запуски этих ракет не приведут к ядерным инцидентам с РФ и КНР.

ВМС США НАРУШАЮТ Контракт О СНВ

ВМС США, осуществляя военно-техническое сотрудничество с Великобританией в области стратегических наступательных вооружений, нарушают требования Статьи ХIII Контракта о СНВ. Эта статья говорит: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие реального Контракта. Истинное положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания реального Контракта практику сотрудничества, включая обязательства, в области СНВ меж одной из сторон и третьим государством». Спецы в области СЯС знают, что вышеупомянутая практика сотрудничества США и Англии заключается исключительно в приеме – передаче ракет Trident II, что отражено в особом Согласованном Заявлении Сторон (от 1991 г.), которое янки повсевременно нарушалось в рамках предшествующего Контракта о СНВ-1, потому что сотрудничество этих стран не ограничивается только приемом – передачей ракет (подробнее см. журнальчик «Национальная оборона» № 12, 2010 г.).

Данный вывод подтверждается также положениями Белоснежной книжки («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Англии на длительный период», 2008 г.), где подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программке продления срока эксплуатации ракет Trident II, что дозволит сохранить эти ракеты на вооружении английских ядерных сил до начала 2040 гг. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на смену Trident II, будут совместимы с системой боевого управления запуском новых английских ПЛАРБ либо могут быть дооборудованы. Решение по подмене либо модернизации боеголовок должен принять английский парламент». Предстоящему расширению такового сотрудничества США и Англии содействует пункт 7 Раздела II Протокола к Договору о СНВ: «Уведомление, предоставляемое не позже, чем через 5 дней после окончания передачи БРПЛ третьему государству либо получения БРПЛ от третьего страны в согласовании с имеющейся практикой сотрудничества». Непременно, идет речь о сотрудничестве ВМС США и Англии по передаче-приему БРПЛ Trident II в интересах поддержания боевой готовности и развития английских МСЯС, при этом во вред военной безопасности Рф. Не вызывает колебаний, что привести в готовность южноамериканские БРПЛ Trident II на английских лодках, производить авторский и гарантийный надзор, способны только америкосы, что и делается в текущее время. При всем этом состав, содержание и границы такового сотрудничества Контрактом о СНВ не регламентированы. В тексте Контракта отсутствуют определения таких понятий, как «сотрудничество», «военно-техническое сотрудничество», «третьи государства» и вероятное их количество. Не считая того, США и Англия не соблюдают положения Режима контроля за ракетными технологиями.

Полностью объяснимо, что ВМС США, наращивая военно-техническое сотрудничество с Великобританией, продолжают нарушать положения нового Контракта о СНВ. Так, южноамериканские компании разрабатывают базисный ракетный отсек для новейшей английской ПЛАРБ. Подразумевается, что лодка будет иметь 8-12 пусковых установок ракет Trident II и разные «ноу-хау» в конструкторско-технологических решениях, которые будут применены при разработке многообещающей американской ПЛАРБ. Но, данная «практика сотрудничества», как «существовавшая на момент подписания» Контракта о СНВ янки заявлена не была, т.е. налицо новое нарушение Статьи ХIII.

Не считая того, результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о возникновении новых направлений сотрудничества СНС США и СЯС Англии: согласование оперативных планов внедрения ядерных сил в рамках блока НАТО; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих забугорных стран; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Англии; планирование и совместное роль стратегических ядерных сил в разных мероприятиях оперативной и боевой подготовки. Более того, просматриваются намерения военного управления США организовать сотрудничество в области СНВ с Францией, что также ведет к нарушению Статьи ХIII.

В целом, южноамериканские стратегические ракетные силы морского базирования владеют последующими плюсами:

— неизменная готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в всех критериях обстановки;

— высочайшие тактико-технические свойства ПЛАРБ и БРПЛ;

— их способность к оперативному наращиванию боевых способностей за счет возвратимого ядерного потенциала;

— наличие 1-го типа ракеты, что значительно уменьшает издержки на эксплуатацию ракетного комплекса, содержание ракетостроительной кооперации и поддержание научно-испытательной базы;

— наличие научно-технического задела для разработки многообещающей ПЛАРБ, ракеты и боевого оснащения;

— достаточное и ритмичное финансирование мероприятий развития и строительства, оперативной и боевой подготовки сил ПЛАРБ;

— функционирование сети стационарных и мобильных главных и запасных пт управления, обеспечивающих устойчивое управление силами ПЛАРБ;

— расширение военно-технического сотрудничества с английскими ВМС и возможность его развертывания с СЯС Франции.

В качестве слабеньких сторон необходимо подчеркнуть уязвимость и недостаточную живучесть наземных объектов сил ПЛАРБ и системы боевого управления и связи от воздушных и наземных террористических атак. Суровой неувязкой является доказательство надежности, безопасности и продления сроков эксплуатации ядерных боеприпасов в критериях деяния Контракта о всеобъятном воспрещении ядерных испытаний. В текущее время выявлена и другая суровая неувязка, которая заключается в значимом износе опорных свай разных инженерных сооружений основного пт загрузки ракет Trident II на ВМБ Китсап. Проходят работы по их подмене, окончание которых запланировано на 2024 г.. Но пока способности этого пт по загрузке ракет в лодки снижена на третья часть. Предвидено строительство второго терминала общей площадью застройки около 25,5 тыс. кв. метров. По подготовительным оценкам строй работы займут около 4 лет и потребуют финансирования в объеме $715 млн. Но проект пока не утвержден, так как строительство пт загрузки может причинить вред экологии. Не считая того, требуется согласование соответственных документов с русской стороной в рамках Контракта о СНВ.

Таким макаром, результаты анализа состояния и перспектив строительства стратегических сил морского базирования США в критериях деяния Контракта о СНВ свидетельствуют, что силы ПЛАРБ являются главным средством стратегического (ядерного) сдерживания и устрашения возможных врагов.



Мидыхат Петрович Вильданов – генерал-майор, доктор Академии военных наук, кандидат военных наук, Заслуженный военный спец РФ

Иван Петрович Русанов – контр-адмирал, кандидат военных наук, доцент

Мидыхат Вильданов, Иван Русанов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,170 сек. | 12.56 МБ